Выставочный проект «Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко», который пройдёт в галерее ARTSTORY с 11 ноября 2016г. по 26 января 2017 г., знакомит с уникальными историями художников, чьи жизненные и творческие судьбы причудливым образом переплетались, сходились и расходились в первой половине ХХ века.
Истории их жизни, любви и творчества тесно связаны со знаменитым «домом ВХУТЕМАСа», местом сосредоточения творческих мастерских ведущих художников русского авангарда 1920-1930-х годов. До революции дом входил в комплекс зданий Училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), преобразованного в 1920-м в легендарный ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, крупнейшую художественно-педагогическую школу 1920-х годов. Здесь, на улице Мясницкой, 21, в квартире № 36, в разные годы жили художница и поэт Раиса Идельсон со своим первым мужем, знаменитым «бубнововалетовцем» Робертом Фальком, а позже со вторым супругом – ярким представителем русского авангарда Александром Лабасом. В том же доме жил ещё один герой выставочного проекта – основоположник конструктивизма Александр Родченко. Жильцами дома на Мясницкой были многие талантливейшие деятели отечественной культуры ХХ века: поэты Н.Асеев, А.Кручёных; художники Л.Пастернак, Л.Бруни, В.Татлин, графики В.Фаворский и П.Митурич; живописцы А.Осмеркин, А.Древин и Н.Удальцова, П.Львов, скульптор Б.Королев и мн. др.
В центре экспозиции – жизнь и творчество художника и поэта Раисы Идельсон (1894, Витебск – 1972, Москва), современницы и наследницы Серебряного века. С 1916 года она училась в Витебской Школе рисования и живописи Иегуды Пэна (на выставке будет представлена его работа – портрет Идельсон с кошкой, который сам Пэн называл «Две кошечки»), где в разные годы обучались М.Шагал, Л.Лисицкий, О.Цадкин, И.Чашник. В 1918-м Идельсон продолжила учёбу в Петрограде в школе Общества поощрения художеств Я.Гольдблата и у К.Петрова-Водкина. Позднее, в 1921-м, она поступила в московский ВХУТЕМАС, в мастерскую профессора живописного факультета Роберта Фалька (1886 – 1958). В 1921 году Раиса Идельсон вышла замуж за Фалька и осталась жить в квартире №36, где до революции располагалась мастерская художника А.Е. Архипова. В 1928 году семья уехала в командировку во Францию, откуда Идельсон вернулась год спустя одна (Фальк приедет в СССР лишь в 1937-м) и поселилась в пустующей гигантской московской мастерской мужа. Стать «женой невозвращенца» было по тем временам небезопасно.
В 1931-м Раиса Идельсон выходит замуж за художника Александра Аркадьевича Лабаса (1900 – 1983). Начинается совершенно новая полоса её жизни, хотя переписка с Фальком на протяжении всех лет его пребывания во Франции продолжается. Бывших супругов связывает общность мироощущения, взглядов, интересов. Жизнь Идельсон и Лабаса проходила в той же квартире – бывшей мастерской Фалька, здесь же в 1933-м родился их сын – Юлий Лабас.
У известного художника и фотографа Александра Родченко (1891 – 1956), жившего здесь же, по соседству, есть серия фоторабот «Дом на Мясницкой». Это первые ракурсные снимки как раз того угла дома, где располагались мастерские художников.
Одна из задач выставки, впервые посвящённой Раисе Вениаминовне Идельсон, – раскрыть перед зрителем пространство жизни художника и поэта, творчество которой практически неизвестно широкой публике. Сегодня мы все ещё открываем для себя мастеров 1920-1930-х годов – художников незаурядного таланта, чьи имена по воле обстоятельств канули в Лету. Выставка знакомит зрителя не столько с творчеством художника и поэта, сколько с личностью, воспринимая её глазами известнейших мастеров своего времени, людей, находившихся рядом на протяжении значительной части её жизни, профессоров ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа Роберта Фалька и Александра Лабаса.
Организаторы выставки намерено абстрагировались от многообразия эстетических задач и пластических решений, стоявших перед этими художниками, такими разными как по своему творческому методу, так и по темпераменту. Этим определяется разнородность выставочного материала, хотя отбор отчасти был осуществлён по формальному признаку – выбраны портреты Раисы Идельсон, фотографии и пейзажи мемориальных мест, личные фотографии, письма, дневники, освещающие этапы её жизни. Это попытка воссоздать объемное представление о человеке, реконструируя его с помощью доступного документально-художественного материала.
В экспозицию включены и хрестоматийные музейные вещи, и работы, хранящиеся в государственных архивах или частных коллекциях, многие из которых экспонируются впервые. В их числе – «семейная» графика Александра Лабаса, нежные лирические акварели в духе его знаменитой тональной живописи 30-х годов. Среди самых значительных живописных произведений Роберта Фалька, представленных на выставке, – известные портреты Раисы Идельсон: «Женщина, лежащая на тахте под портретом Сезанна» (1929, частное собрание, Москва), «Женщина в белой повязке» (1922, ГТГ), «Женщина в красном лифе» (1922/1923, ГТГ), «Девушка у окна» (1926, Краснодарский краевой художественный музей) и «Женщина, расчёсывающая волосы» (1926, собрание семьи Р.В. Идельсон, Москва). В экспозиционный ряд включены впервые демонстрируемые публике уцелевшие работы самой Раисы Идельсон из собрания семьи художницы: живопись, театрально-декорационные и прикладные работы. Экспозиция дополнена фотографиями из семейного архива и редкими документальными материалами из фонда РГАЛИ и частных архивов.
В каталоге проекта впервые публикуются избранные стихотворения Раисы Идельсон. Всю жизнь, с 7 лет, она писала стихи «в стол» и ни разу их не публиковала. Сама она назвала себя в стихах «безмолвным поэтом» (вероятно, из-за нежелания печатать свои стихи в той действительности, которая была ей суждена). Раиса Идельсон довольно рано поняла, что именно происходит в стране – об этом свидетельствуют её стихи, письма, дневники. С детства окружавшая Идельсон духовная атмосфера породила тот безошибочно узнаваемый дух Серебряного века, которым отмечена её лирика. В течение многих десятилетий поэтическое наследие Р.В. Идельсон оставалось достоянием главным образом семьи и небольшого круга интеллигенции, собиравшейся в квартире на Мясницкой, где она жила со старшей сестрой, Александрой Вениаминовной Азарх-Грановской, бывшей актрисой Государственного еврейского театра (ГОСЕТ).
Произведения для выставочного проекта предоставили: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Ярославский художественный музей, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Также будут экспонироваться работы из крупных частных коллекций.
Идея выставки: Алиса Лабас. Над проектом работали: Юлия Диденко, Ада Беляева, Алиса Лабас, Люсинэ Петросян, Михаил Опенгейм
Мясницкая, 21. Перекрёстки судеб.
Раиса Идельсон, Роберт Фальк,
Александр Лабас, Александр Родченко
Живопись, графика, фотографии
11 ноября 2016 – 26 января 2017
Галерея ARTSTORY. Москва, Старопименовский пер., д.14.
(м. «Тверская», «Маяковская»).
Тел. +7 (495) 650 13 43, info@art-story.com Ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход свободный.
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи
Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...
-
«Третье ухо» на финишной прямой
В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...
-
Театр «Модерн»: премьеры нового сезона
С 14 августа Московский драматический театр «Модерн» приглашает зрителей на спектакли – начинаются показы нового 37-го сезона. ECLECTIC знакомит с...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.