В преддверии концерта «Красное колесо» в Московской консерватории Ася Соршнева рассказала ECLECTIC, почему она не ходила в школу и стала скрипачкой, кто вызывает ее восхищение, об оркестре без дирижера и …красной икре.
Ася, вы начали заниматься игре на скрипке с 3-х лет и очень рано стали участвовать в различных конкурсах и активно концертировать. Когда вы поняли, что это ваше призвание и выбрали карьеру музыканта?
Сколько себя помню, все время играю на скрипке. У меня даже не было никогда мысли оставить то, к чему лежит душа с детства.
У вас музыкальная семья?
В нашей семье все всегда пели, играли, музицировали, но профессиональных музыкантов не было.
Есть ли у вас среди виртуозных скрипачей кумиры или исполнители, на которых вам хочется равняться?
Равняться ни на кого не хочется, я считаю, достаточно и очень важно помнить и слушать таких скрипачей, как Ауэр или Карл Флеш. Мое восхищение и преклонение вызывает мой педагог — Майя Самойловна Глезарова, профессор Консерватории. Это для меня пример по жизни.
Можете назвать любимых современных композиторов?
Дъёрдь Лигети, Дэвид Лэнг, Сергей Загний. Свен Грюнберг, Джон Зорн и Франциско Лопез очень любопытны.
Какие группы и исполнители, помимо классических, вам импонируют?
Немецкая группа АнненМайКантерайт, у солиста какой-то потрясающий голос, я его фанат. Из российских — нравятся АукцЫон и Инна Желанная.
А, например, Гарик Сукачев?
Гарик нравится всем. Однажды играли с ним на одной сцене у Васи Обломова, рядом с ним даже стоять нельзя — сносит от его артистичности.
Вы еще на каких-то инструментах играете?
На альте. А еще играла премьеру сочинения Щедрина на балалайке в оркестре под управлением Валерия Гергиева. Вполне себе сольную партию. Это было на фестивале в Вербье — как бывшему участнику фестивального оркестра мне прислали письмо с вопросом, не могу ли я сыграть на балалайке это произведение, так как всем понятно, что каждый русский играет на балалайке, закинув валенок на валенок. Я смеха ради согласилась, взяла пару уроков и выучила партию. Стесала об струны себе все пальцы, но премьеру сыграла. После этого я, как балалаечник-солист, «ушла со сцены на пике карьеры», так сказать.
Вы завоевали репутацию экстраординарной артистки, известны не только как виртуозный исполнитель академической музыки, но и как экспериментатор и участник разных авангардных проектов. Можете назвать, на ваш взгляд, свои самые смелые эксперименты?
Я не считаю, что я экспериментирую и, в общем-то, ничего нового я не делаю. Мне нравится участвовать в интересных для себя проектах. Например, в прошлом году проект Саундскейп в Никола-Ленивце собрал на одной сцене академических музыкантов и электронщиков. Это все было под открытым небом на поляне в виде чаши, что создавало особый акустический эффект. Среда и атмосфера, которая создавалась на этой площадке, была для меня даже более адекватной для слушания музыки, нежели в концертном зале.
Если говорить о моем собственном эксперименте, то мне очень понравился опыт работы с американским дуэтом Coco Rosie (Коко Рози). Мы с ними познакомились на проекте Театра Наций — спектакле «Сказки Пушкина» в постановке Роберта Уилсона. После проекта мы продолжили работу и далее они пригласили меня к участию в подготовке музыки к спектаклю «Эдда» в норвежском театре, тоже Роберта Уилсона.
Вы писали музыку или делали аранжировку?
Это нельзя назвать аранжировкой. Там был совсем иной принцип создания музыки. Это некий новый опыт свободной импровизации в экстремальных условиях – Боб практикует внезапное обращение к музыканту с просьбой сыграть что-нибудь, характеризующее действия на сцене, настроение или дополняющее действие. Просьба всегда приходит внезапно и совершенно неожиданно. Тут необходимо сделать что-то экстраординарное, другого он не признает.
Вам довелось выступать в составе известных зарубежных оркестров вместе с именитыми музыкантами. Поделитесь впечатлениями. Насколько отличается репетиционный процесс, какая царит атмосфера среди музыкантов?
Ну, в зарубежных оркестрах репетиционный процесс примерно такой же, как и наш. За рубежом я принимала участие в фестивальных проектах, и атмосфера была соответствующая. А вот у Гидона Кремера в оркестре железная дисциплина и обязательный так называемый «тихий час» перед концертом. А в японском оркестре под управлением Шарля Дютуа обязательная репетиция перед концертом не менее 4-х часов.
Сколько по времени вы играли в японском оркестре, как вас принимала публика?
Я играла с этим оркестром на нескольких фестивалях. Каждый раз я была там дней 10-14. Японцы относятся к музыкантам с невероятным уважением. Мы жили в шикарных условиях, у каждого там было все, чтобы провести там лучший отпуск в своей жизни. Если бы не репетиции по 8-9 часов, так бы и сделала.
Вы амбициозный человек?
Конечно! Для меня это двигатель, который заставляет развиваться.
Удается ли вам в плотном концертном и гастрольном графике сходить в театр, кино, почитать книжку?
Книжки люблю. Читаю обычно даже несколько одновременно — это, наверное, плохая привычка.
Из последних просмотренных фильмов — «В лучах восходящего солнца» — документальный фильм режиссера Виталия Манского про Северную Корею. Произвел особо сильное впечатление.
Если говорить о театре, то я не очень люблю классические театры. Мне нравится Театр Анатолия Васильева. Как-то смотрела «Материнское поле» в театре Пушкина – замечательная работа Землянского. Очень нравятся спектакли Роберта Стуруа. Но один из любимых — это «Звуковые ландшафты» Петра Айду в театре «Школа драматического искусства», получивший «Золотую маску» как эксперимент. Айду сделал спектакль, который состоит только из звуков и шумов. Это, конечно, выдающееся произведение искусства.
Дружите ли вы со спортом?
Со спортом я не дружу, но вот уже несколько месяцев 3-4 раза в неделю хожу заниматься кунг-фу. Занятия начинаются очень рано – в 7 часов, поэтому уже только то, что я поднимаюсь и прихожу в студию, для меня спорт.
А где собираетесь применять свои знания?
Исключительно в спорах, касающихся интерпретаций того или иного музыкального произведения.
Коллеги ваши знают, что вы занимаетесь боевыми единоборствами? Побаиваются?
Пока делают вид, что нет.
Вы побывали в разных городах мира. Какие вам больше всего понравились?
Мне много, где нравится. Очень нравится Австралия. Вена – очень красивый город. Немецкий город Триер, ну и Венеция, конечно.
Вы являетесь организатором и художественным руководителем Международного музыкального фестиваля LegeArtis (Австрия). Как возникла идея создания, кто участники?
Какой-то специальной идеи не было, мне очень понравилось само место — Лех очень красивый город. Ну и конечно, нужен был повод бывать там чаще, чем никогда — так как музыканты практически никогда и никуда не ездят отдыхать, тем более, без инструмента. А отдыхать лучше с друзьями. А когда друзья выдающиеся музыканты, возникает вот такой фестиваль, где каждый участник — событие.
Как вы формируете репертуар для этого фестиваля?
Его формируют сами участники.
Аудитория там какая?
Городок небольшой, но на фестиваль специально приезжают туристы и поклонники артистов.
Вы не ограничились сольными выступлениями и в составе известных оркестров, а создали с единомышленниками новую музыкальную команду, чье название ICQ-Project созвучно вашему имени. В чем особенность этого коллектива? Откуда у вас такая творческая неуспокоенность?
Я не идентифицирую в нем никаких специальных особенностей или миссий. Все музыканты ярчайшие профессионалы и артисты, наш первый альбом «Vaticination» вышел год назад. На нем мы исполняем музыку двух композиторов, отмеченных премией Пулитцера — Стива Райха и Джона Адамса, а также двух их последователей из постсоветского пространства и периода, Сильвестрова и Пелециса.
Расскажите о предстоящем концерте «Красное колесо», приуроченном к 5-летию международного фестиваля LegeArtis, который пройдет 9 апреля в Большом зале Московской консерватории. Чем порадуете зрителей?
В этом году нашему фестивалю 5 лет, и мы решили использовать этот повод для расширения география проведения концертов. 9 концертов, объединенных одной тематической линией, связанной с идеями и образами из «Фауста» Гете. Начавшись в австрийском Лехе, концерты уже прошли в Мадриде, Лондоне и Дюссельдорфе. Следующим пунктом будет Германия и после Москвы обратно в Австрию.
Московский концерт не приурочен к 100-летию Февральской революции?
Нет. В Консерватории прозвучит музыка, только связанная с периодом революции. В концерте принимает участие уникальный коллектив Персимфанс – оркестр без дирижера, который исполнит произведения, связанные четырьмя направлениями русской музыки начала 20-го века. Мы сыграем модернистский Первый скрипичный концерт Прокофьева, анахронически-романтическую сюиту Ляпунова «Гашиш», индустриально-авангардную сюиту Мейтуса «На Днепрострое» и обэриутскую кантату Хармса «Спасение».
Расскажите о Персимфанс, оркестре без дирижера. Это очень интересно.
Персимфанс — это сокращенно от Первый симфонический ансамбль. Этот ансамбль, существовавший в Москве с 1922 по 1933 год, был, по меткому выражению корреспондента газеты «Manchester Guardian», «единственной по-настоящему коммунистической организацией в системе государственного капитализма Советов». В 2009 году, благодаря инициативе пианиста и композитора П. Айду, оркестр был воссоздан, и сегодня «Персимфанс» это не только оркестр, он объединяет музыкантов, исследователей и художников.
А где же музыканты репетируют?
Сейчас, например, на Алмазном заводе, и это большая удача, что у оркестра есть возможность проводить встречи там. Найти помещение для регулярных репетиций ансамбля в более, чем 80 человек было бы проблемой. В 1920-х репетиции проводились на базе Консерватории, сейчас пока этой поддержки нет, но мы на нее надеемся в будущем. Не могу не упомянуть, что данный проект поддерживается компанией РУСАЛ, поэтому у широкой аудитории будет возможность услышать этот уникальный коллектив с такой необычной и важной программой.
Беседовала несостоявшая скрипачка Людмила Зарубинская
Фото: из личного архива Аси Соршневой
Метка Ася Соршнева, Интервью, музыка
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Виктория Власенко — человек, преданный миру и моде
Особое внимание к бренду привлекает быстрый успех, который пришел к его владелице Виктории Власенко на параллельном поприще — в качестве художника по костюмам для кино.
-
Средневековая музыка сфер
На проходящем в Ярославле XI Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета мы поговорили с бельгийским музыкантом о том, чем же хороша барочная музыка, чему он будет учить на мастер-классах русских музыкантов, и из какого дерева производят флейты.
-
Таисия Повалий: «Без любви человек будет черствый»
Одна из самых красивых, талантливых и любимых певиц – Таисия Повалий собирается свернуть горы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.