новости

Через снега, снега – голоса Ирины Широкой

В галерее Классической фотографии на Саввинской набережной Москвы Ирина Широкая сыграет свой спектакль «Мой Пушкин». Февраль – месяц ухода в мир иной Александра Сергеевича.

Режиссер, актриса, создатель театра «Одного актера» Ирина Широкая появилась в моей жизни как Сонечка Голлидэй у Марины Цветаевой. Между прочим, 100 лет назад, зимой. На столь смелое сравнение решилась только потому, что портрет Марины Цветаевой висит в моем временном жилище в переулке Тверского бульвара, напротив горьковского МХАТа, я с ним здороваюсь, приходя поздно ночью, а рядом картина – с изображением сирени, написанная маслом.  

Не знаю, кто до меня жил в этой комнате, точно кто-то из мира театра, но знаю, что нахожусь под покровительством Марины Ивановны, и того, кто нарисовал эту сирень. Сирень – символ вахтанговцев. У МХАТа – хищная птица чайка, а у вахтанговцев – весенний цветок, который приносит  много радости. Я люблю и чайку, и сирень, и Станиславского, и Вахтангова, и Цветаеву, и Сонечку Голлидэй, а еще и Пушкина, и Лермонтова… И в этот мой театрально-литературный мир врывается бледная, высокая, зеленоглазая Ирина Широкая, со своими четырьмя спектаклями, которые отражают четыре этапа моей жизни: детство, отрочество, юность и зрелость: «Синяя птица» Метерлинка, «Барон Мюнхгаузен», «Про Федота Стрельца» и «Мой Пушкин». Марина Цветаева написала эссе «Мой Пушкин» в 1937 году примерно в том возрасте, в котором я сейчас, и в нем – вся ее философия, нравственность и система ценностей. Ирина Широкая читает цветаевское эссе так, как могла бы читать Марина в юности… Высокая, стройная, с четко очерченным овалом лица, как у Марины Цветаевой, с каре, в черной длинной юбке и в белой нарядной блузе, Ирина Широкая похожа на девушку из серебряного века. В ней нет ничего от нашей современницы. Скромная, гордая, замкнутая, неприкаянная и при этом удивительно цельная. Ирина ехала на нашу встречу из Сергиева Посада, где оказалась по странному сценарию судьбы, неожиданно и будто бы случайно. Впрочем, как и я в этой комнате в переулке Тверского бульвара, с портретом Марины Цветаевой и натюрмортом с сиренью. Сразу узнала в Ирине Широкой  странницу, которая вернулась в Москву через 100 лет, да, да, не меньше, чтобы найти здесь тех, кого она когда-то потеряла, оставила. Если бы Сонечка Голлидэй вернулась к Марине Цветаевой, или Марина Цветаева к Сонечке Голлидэй. Сразу скажу, что сейчас я стихов не пишу. Еще год назад, когда очень любила, писала, а сейчас только прозу. Ирина стесняется писать и прозу, хотя делает это замечательно. Но она читает откровения, воспоминания, сказки, фантазии великих авторов и за автора, и всех персонажей так, как будто в ней целый театр. Это так и есть. В Ирине Широкой – театр, который она «несет в себе, с собой, за собой». В прямом и в переносном смысле. Ее театр, и при этом театр Цветаевой, Метерлинка, Леонида Филатова и Барона Мюнхгаузена. В ней, Ирине Широкой, так всего много, что хватит на несколько театров. Души. Сразу увидела, что душу свою она бережет как зеницу ока. Ведь с этой душой ей предстоит много-много путешествовать по мирам и галактикам. И встречаться с людьми, чтобы помочь им стать лучше, благороднее, честнее и сильнее. Мне она напоминает Сонечку Голлидэй, написавшую это письмо своему учителю – Станиславскому:

«У меня в жизни никогда не было ничего — с внешней и материальной стороны – чего-либо значительного, устойчивого, — со стороны чисто-внешнего оформления бытовых условий – ничего красивого, дорогого, ценного, — никаких – изящных, высоко-художественных вещей, предметов, — даже моих любимых книг и пьес – у меня почему-то никогда не было. – Я помню – в Москве – в театре – все наши студийные девушки покупали себе изящные туфли, сумочки, разговаривали о платьях Ламановой и Пакэна, — у них были севрские пудреницы и итальянские камеи на кружевных воротничках. – У меня – ничего не было – но я никогда ничего не хотела – купить; потому что никогда не ощущала – что у меня нет чего-то. – Я имела все, решительно все – и теперь я думаю – только потому что – я – актриса. Я могла приходить каждый день к витрине антикварного магазина – и смотреть на какую-нибудь – бирюзовую шаль с нежно палевыми розами, на темно-розовые чашки – с серебряной полосочкой – и в эти минуты – все эти вещи были совсем, совсем – мои. – Я ведь чувствовала на плечах мягкость и тяжесть складок небесной шали, — и знала, как надо в нее завернуться – и как красиво должны выглядеть на голубой поверхности – розовые ногти и бледность руки. – И также, не слышав, — слышала, как тонко звенит фарфор – от маленькой, серебряной ложки.
— И мне никогда не хотелось и не приходило даже в голову – иметь эти вещи – у себя, близко – всегда – но я могла иногда ужасно огорчиться, когда вдруг исчезал в окне магазина – какой-нибудь предмет – который я еще недостаточно впитала в себя, — не обыграла.
— И так у меня все – в жизни. В смысле фактическом – реальных достижений, положений, — совсем, совсем ничего».

Сонечка Голлидэй умерла умела раньше того дня, когда Марина Цветаева написала эссе «Мой Пушкин», посвященное всем людям, которые отдали жизнь  ради любви. Сонечка была из этого числа. И Марина Цветаева – из этого числа.

23 и 24 февраля в галерее Классической фотографии на Саввинской набережной Москвы Ирина Широкая сыграет свой спектакль «Мой Пушкин». Февраль – месяц ухода в мир иной Александра Сергеевича. Еще поэтому Борис Пастернак, которого любила Марина Цветаева, написал свою знаменитую фразу: «Февраль, достать чернил и плакать». Спектакль Ирины Широкой в черно-белой гамме. Как комната мамы Марины Цветаевой – пианистки Марии Мейн в эссе дочери. В этом спектакле есть и черный рояль. И музыка.

Анжелика Заозерская


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Средневековая музыка возвращается в Москву!

VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года. Многие сочинения...

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

Классика гитары

В Москве завершился XV Юбилейный Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары».

Театр имени Пушкина поставил рекорд!

Спектакль «Оffис» прошел на самой высокой смотровой площадке Европы PANORAMA360, на высоте 327 метров.

Весенний бал авторских кукол

В Москве состоялось открытие уникальной выставки «Весенний Бал Авторских Кукол».

Бронзовый дебют B-Tuning в чемпионате России по зимнему треку

Следующий боевой выезд B-Tuning состоится 23 февраля - команда выступит в трековых гонках на Центральном московском ипподроме. 

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Средневековая музыка возвращается в Москву!

VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года. Многие сочинения...

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

«Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки

4 апреля в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла состоится большой праздничный концерт «Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки. В этот...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/