театр

Черный юмор «Макбета» в «Глобусе» на Сретенке

В театре «Школа Драматического Искусства» премьера – «Макбет» по пьесе Шекспира.

Руководитель творческой Лаборатории Александр Огарев в своем начинании пошел по самому сложному пути, взяв «проклятую пьесу» с длинным списком жертв, связанных с постановками «Макбета».

Первый исполнитель роли леди Макбет  — подросток (в театре Шекспира все роли играли мужчины) вскоре после премьеры умер. Сколько несчастий происходило с «макбетами», история умалчивает. Как невозможно посчитать всех трупов в самой трагедии (ибо помимо жертв кровожадной семейной пары было много смертей в результате войн, которые вели генералы и рыцари), так и невозможно перечислить актеров, с которыми происходили ЧП на репетициях или спектаклях. Хотя самый знаменитый исполнитель роли Макбета — сэр Лоуренс Оливье обошелся без жертвоприношений в период «Макбета», но экранизировать  пьесу ему не удалось. Якобы из-за финансовых проблем.

Невольно вспоминается сэр Оливье, потому что в постановке Александра Огарева есть много моментов и сцен из его нереализованного сценария фильма  «Макбет». Невероятно, но в 2013 году преподаватель Дженифер Барнс обнаружила в Британской библиотеке  сценарий Оливье, и об этом писали многие газеты, включая российские.  Сам Лоуренс Оливье хотел сыграть не только Макбета, но и главную ведьму Гекату. Согласно сценарию Оливье  происходит трансформация Макбета в Гекату. И сэр Оливье задумал  фантастически  зрелищный бой Макбета с Макдафом.

Александр Огарев несыгранную роль Оливье — ведьмы Гекаты отдал своей  жене, ведущей актрисе театра,  Александрине  Мерецкой. Ее героиня — дьяволица с мужскими повадками, металлическим голосом и лысой головой. Нечто среднее между Макбетом  (актер Илья Козин) и Гекатой. Ее Геката — преподает трем другим ведьмам Джульетте, Офелии и Дездемоне науку колдовства и жизни. Ядерная смесь ведьмы-мужчины, ведьмы-педагога и перевоплощения Макбета, — в спектакле Огарева выглядит сногсшибательно. Местами — смешно до чертиков, а местами — жутко до обморока. Что касается превращения несчастных безвременно умерших героинь Шекспира, которые вряд ли заслужили загробной доли ведьм, так зачем все принимать буквально? За тысячелетнюю истории Англии и еще более древнюю историю Италии столько было Джульетт, Дездемон и Офелий, и, даст Бог, еще будет! Да и несправедливо  поступил Шекспир, не дав ведьмам имен. Впрочем, если бы Шекспир нарушил законы загробного мира, то это бы очень не понравилась королю Якову Первому — автору труда «Демонология», в котором  расписаны все иерархии демонов и ведьм, и главному зрителю его пьесы на сцене «Глобуса» — «Макбета». По одной из легенд рыцарь Банко (Игорь Лесов) — из рода Стюартов…а значит, дальний предок короля Англии и Шотландии Якова Первого. Третья ведьма напророчили Банко: «Ты не король, но королей родишь». В отличие от Макбета Банко не боится предсказаний ведьм и  не воспринимает из серьезно. Он — выше суеверий… Он — истинный Рыцарь, основатель династии, которая правила Англией больше 100 лет.

Александр Огарев так увлекательно, любопытно, остроумно и, конечно, современно изложил трагедию Шекспира, что хочется побольше узнать об истории и традициях Шотландии,  разобраться с  царством ведьм (это целая наука — особенно в Англии и в Шотландии, где была лютая инквизиция). По большому счету,  сегодня вся картина мира,  человеческих пороков и страстей, как и во времена Макбета и  Шекспира. Ведьмы и экстрасенсы не выходят из пещер или гробов, как в спектакле Огарева, а промышляют в социальных сетях, мороча людям головы. В спектакле психологически тонко показано — если бы Макбет не был зависим от чужого мнения, не попадал под влияние женщин, включая свою жену- ведьму и других ведьм, если бы не дал волю своим низменным чувствам и желаниям, пойдя по ложному пути Сверхчеловека (в спектакле используются тексты Ницше), то вряд ли бы он стал так называемым «серийным убийцей» (вместо кинжала в спектакле использует бензопила). Огарев дает нам возможность увидеть нынешнего Макбета. Кто он? Например, «новый русский», который ради своих миллиардов «идет по трупам», и какими только способами не пытается отмыть кровь и грязь из своей биографии, — не получается. Политик, который развязывает войны и делает революции, одержимый манией величия и жаждой обогащения. Да и актер (девиз театра «Глобус» — «весь мир – театр»), который ради славы готов мать родную продать, себя похоронить и всех друзей -коллег предать, как это делает Макбет. Что касается леди Макбет (Алина Чернобровкина), то ей Огарев уделил гораздо больше внимания, чем Шекспир. В трагедии она просто неожиданно умирает, а Макбет безжалостно упрекает покойную: «Не догадалась умереть попозже, Когда б я был свободней, чем сейчас!».  Огарев же показывает страшные муки, судороги, припадки «кровавой леди» в аду. Смотреть на это очень страшно. Не хочется повторить участь леди Макбет. И ведьмам не позавидуешь — они же, несчастные, все время в темноте, в могилах, без тепла, любви, надежды. К слову, Александр Огарев позволил себе вольность, дав одной из ведьм сигарету. Король Яков Первый, написавший еще труд «О борьбе с табаком», сразу бы закрыл театр «Глобус», и сжег бы курильщицу-ведьму. Кстати, при Якове Первом начались инквизиция и «охота на ведьм».

Спектакль Александр Огарев не имел бы такого сильного эффекта и не вызывал ассоциации нашего времени с прошлым, если бы не уникальное пространство зала «Глобус». Три яруса, на которых происходит действие, — это трехмерное пространство мира и три уровня — рая, чистилища и ада. Стиль спектакля, говоря художественным языком, — геометрический абстракционизм. Он отражает холодный ум, расчет Макбета и леди. Спектакль получился зрелищным и кинематографичным. Хотя здесь нет экрана, но чувствуется желание режиссера реализовать сценарий великого Лоуренса Оливье. Огарев завершает фильм таким же финалом, как написал Оливье — поединком Макбета и Макдафа (актер Александр Хотенков). Эта битва напоминает бой быков. Отрубленная голова Макбета похожа на бычью голову. С этой головы, которую называют черепом бедного Йорика, — начинается спектакль, и заканчивается. Все мы умрем — за исключением демонов и ангелов. Кто  —  сегодня, кто —  завтра, кто —  через год, но надо ценить жизнь и не вступать в игры с судьбой и роком. «Макбет» Александра Огарева — жизнеутверждающий спектакль, с элементами трагифарса.  

История «Макбета» — ужасная история. Наша жизнь — не рай, но ее надо прожить достойно и честно. Среди нас — единицы святых, но и грешников может быть гораздо меньше, если не создавать почву для преступлений и разврата. В качестве эпиграфа режиссер выбирает строки: «Есть кто живой?» — вопрошает народ. «Есть чем поживиться?» — кричит политик.
«Есть кому жить?» — шепчет ангел.

Говорят, что в театре «Школа Драматического Искусства» «живут»  ангелы. Серьезно. Ведь на крыше театра — действующий храм. Кстати, единственный в мире в театре. И никто из ангелов не может стать «падшим», потому что в театре — настоящее драматическое искусство.

Анжелика Заозерская
Фото: Наталья Чебан/пресс-материалы

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/