Жил-был когда-то простой деревенский парень. После армии он поехал учиться в Вологду. Получив образование в Вологодском государственном педагогическом институте, в 1993 году вернулся в родные пенаты, собрал бабушек и рассказал о своей давней заветной мечте – сохранять народное творчество. Встрепенулись тогда женщины, обрадовались, почувствовав востребованность, даже как будто помолодели, годы с плеч сбросили. В результате родился народный самодеятельный фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка» – название образовано от имени близ протекающей реки Уфтюга. И началась в деревне новая жизнь со старыми традициями. Олег Николаевич Коншин возглавил это движение. И в 2007 году Олегу Николаевичу была присуждена Премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в номинации «Традиционная народная культура».
Достали бабушки свои старинные одежды из сундуков, взялись за иголки с нитками и стали делиться с молодым поколением опытом ткачества, шитья да вышивания. А где рукоделие, там и песня. А где песня, там и пляски, а все вместе это – уже начало праздника… Но, ясное дело, праздник сам по себе не получится – к нему надо готовиться. Так постепенно происходило возвращение к традиционному укладу жизни предков деревни Пожарище. И вот такая ниточка, протянутая в прошлое, негаданными путями привела к коллективному сенокосу и жатве, к здоровому физическому труду, а далее – к народным гуляньям и обрядовым свадьбам.
Съезжий праздник
В 2009 году Вологодский губернатор объявил интернет-голосование «Чудеса земли Вологодской», среди которых были заявлены Кириллово-Белозерский монастырь и Вотчина Деда Мороза, и вдруг в итоге победила какая-то деревня Пожарище! История деревни начинается с 1570 года. В те времена на месте выгоревшего леса возле трех рек – Сухоны, Уфтюги и Кокшеньги – два брата основали поселение, которое стоит уже пятый век…
Один из самых чтимых в Пожарище праздников, ставший настоящим событием в жизни Севера, – Троицыно заговенье, последнее воскресение перед постом. Как только уфтюжане возродили у себя обычай отмечать этот праздник, стали и гостей созывать из Архангельска, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода, окрестных вологодских деревень и других волостей. В небольшую деревеньку прибывает иногда до 1000 человек!
В день праздника с раннего утра деревня волнуется, наглаживается, одевается в традиционные рубахи, сарафаны, завески, платки. Заплетаются косы, повязываются тканые пояса. Парни и мужики в рубахах чинно прогуливаются под окнами. В женских и девичьих компаниях царит радостная суета.
Народ прибывает, поляна, с которой начинаются гулянья, наполняется шумом, звуками переливистых и спорящих гармошек, песнями, пестротой костюмов и радостным гомоном. Объявляется построение на обрядовый хоровод: «Улица!» Участники берутся за руки и начинают сновать змейкой, рисуя цветные узоры на зеленом полотне травяного ковра, затягивая хороводную песню. Впереди всех красивый и задиристый юноша, он тащит и кружит несущихся за ним девчонок. А в конце этой пестрой ленты, сбиваясь с ритма, бегут, хохоча, бабушки.
Встали стенка на стенку – мужчины против женщин, парни против девушек. Пошли наступательные шутливые игры. Хор мужских голосов перекрывается хором женских, потом наоборот. Игра веселая, кокетливая, задорная, искренняя, с подвохом! Все действо проходит без скидки на возраст. Все равны, все уважаемы. На празднике можно немного похулиганить, покрасоваться друг перед другом, прикоснуться друг к другу и даже поцеловаться. На таких гуляньях во все времена приглядывали своих суженых. Да и по сей день после праздника образуются пары, чьи отношения нередко заканчиваются свадьбой. Да не обычной, а по традициям старинных обрядов.
К соседям и обратно
По истечении некоторого времени народ отдельными песенными рядами следует в соседнюю деревню – так повелось испокон веков. Процессия растягивается, каждый ряд поет свои песни. Приходят к соседям, становятся рядом с качелями, продолжаются игры, кадрили, частушки. Поют и пляшут и стар, и млад, и старики молодежи дают фору! Тут же носится возбужденная малышня, качается на высоченных качелях. Потом все возвращаются в Пожарище, где начинается общая трапеза за длиннющими столами, заранее поставленными на поляне. Под вкусную еду да доброе пиво гармонисты затевают спор – настоящее состязание в ловкости, памяти и остроумии.
Образуются группы болельщиков, которые активно включаются в турнир.Праздник продолжается до глубокого вечера, благо вечера длинные, а ночи белые… Забавно, окунувшись с головой в древность и патриархальность, вдруг обнаружить, что жители деревни – вполне современные люди. Мобильные телефоны, фотоаппараты и кинокамеры в больших количествах присутствуют на празднике. Даже в домах, где по-прежнему стоят туалеты «прямого падения» (так шутливо называют их в деревне), есть плазменные телевизоры, компьютеры и доступ к интернету.
Алла Соловская
Фотографии автора
Метка «Уфтюжаночка», Алла Соловская, корни, Наташа Колупаева, Олег Николаевич Коншин, Ольга Коншина, Пожарище
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Окно в Париж
Они любили его и ненавидели, не могли жить в нем и не видели жизни без. Он вдохновил их, а они прославили его. Великие писатели и неповторимый город
-
В гостях у Мамы Русской
Путешествуем в село Мама Русская, основанное старообрядцами в конце XVIII века
-
Ускользающая красота
«Академические дачи», кооператива «Наука и техника», построены в 1960-ые для сотрудников Ленинградского университета и Академии Наук на станции Горьковское. Типичные образцы интеллигентских дач 60-ых, одноэтажные, с застеклёнными на французский манер верандами, нынче тихо ветшают.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.