фотопроект

«Дерзай, девочка!», - сказал мне Олег Павлович Табаков

Как свободолюбивый трудный подросток из Омска после напутствия известного актера решила покорять театральный Олимп и в итоге стала успешной актрисой в Москве.

В проекте Eclectic «Театр без грима» актриса Театра имени Пушкина Настя Лебедева рассказала, почему она выбрала эту профессию, о работе над сценическими образами, про «белый лист», а также о единственной любимой книге в школе, маленьких слабостях и своих увлечениях в жизни.

Настя, вы из театральной семьи, ваши родители актеры. Когда вы твердо решили пойти по их стопам?

Когда я училась в старших классах, все думали, что я буду переводчиком или журналистом. В 10 классе я поехала в Самару, где жил и работал отец. И попала на гастроли «Табакерки», посмотрела спектакль «Псих». Там играл Олег Павлович Табаков. После спектакля я подошла к нему и сказала, что хочу поступать в театральный институт. Он сказал: «Дерзай, девочка!». Вот тогда я решила, куда буду поступать. Когда я сказала об этом маме, она была в шоке. Начала готовиться и с первого раза поступила в Школу-студию МХАТ (руководители курса – Роман Козак и Дмитрий Брусникин).

Кем бы вы могли стать, если бы не стали актрисой?

Переводчиком или журналистом. Надо действительно любить свое дело так, чтобы несмотря на всевозможные препятствия – идти дальше. Безусловно без любви к своей профессии это не получается. Я боюсь, что если бы я не стала бы актрисой, то мне бы не хватило терпения в другой профессии.

Каким вы были подростком?

Трудным, просто ужасным. Со школой отношения не сложились. У меня был синдром вранья. Я ужасно училась в школе и боялась маме сказать, что у меня плохие оценки и я плохо себя веду, потому что мама бы меня наказала, и я сидела бы дома. Ради свободы я начинала врать. Потом, когда мама приходила после родительского собрания, я так получала по шапке! Мама все говорила: «И что из тебя вырастет?». Я вообще ни черта не читала. Вообще! И, когда я поступала в театральный, мама переживала, что за меня будет очень стыдно. Например, меня спросят: «Какая у тебя любимая книга?», а я отвечу: «Носов “Витя Малеев в школе и дома”»! Знаете, я на протяжение 17 лет все время читала «Витя Малеев в школе и дома». И больше ничего! Когда я поступила, мама все боялась, что меня отчислят. Действительно, когда я училась, мне было очень трудно сосредоточиться на чем-то: я все время отвлекалась по разным поводам. Мне говорили: «Будь чуть-чуть посерьезней». Это было очень сложно.

А какие у вас были в школе любимые предметы?

Да, не знаю… Физра. Там, где меньше напрягаться надо. Я занималась спортом, и поэтому мне на физре было легко. С русским языком у меня тоже было нормально – врожденное чувство грамотности. По этим предметам у меня были хорошие оценки. Потом в какой-то момент я чуть-чуть увлеклась химией, мне нравились лабораторные работы. Но, когда дошло до заучивания материала, таблицы Менделеева – я сразу остыла к предмету. Все было ужасно. У меня семь троек в аттестате, хорошо, что еще так, а не оставили на второй год за плохое поведение.

Вы вели в детстве дневник?

Да. Я и сейчас его иногда веду. Потому что есть какие-то события и ощущения, которые я бы хотела зафиксировать, чтобы потом к этому вернуться и все это перечесть. Мне кажется, что это очень здорово. Подростковые записи в школе – они, конечно, очень смешные. Про всякие влюбленности, про то, что и родители, и никто меня не понимает. Но позже – там интересные записи. 

У вас есть какое-то яркое воспоминание из детства?

Мама один раз взяла меня на гастроли в Алма-Ату (просто не с кем было оставить). Мне было лет 5. Я помню, мы жили в огромной гостинице. И мама не то куда-то меня отправила или я сама куда-то пошла. Я возвращаюсь и не помню, какой у нас номер. Передо мной длинный коридор, справа и слева идут двери. Что же мне делать? Я шла и заглядывала в каждую замочную скважину и кричала: «Мама!». Так я прошла, наверное, номеров тридцать, пока не нашла свой. Мама удивилась, что я не помню, в каком номере мы остановились. А я уже рыдала… К этому воспоминанию я иногда возвращаюсь. Думаю, вот я же была тогда одна, но ведь дошла до мамы… Сейчас ты тоже здесь одна, и ты до своей мамы дойдешь. Это я так себя утешаю.

Диапазон ваших ролей в Театре Пушкина очень широк и разноообразен… Можете сформулировать свое амплуа?

Может, «Человек пробующий» … Не знаю. Кто-то говорит, что это андрогинность. Но все-таки, мне кажется, что я очень девочка-девочка. Просто я пробую себя в разных ролях. Мне это интересно. Надеюсь, что у меня получается. В этом и смысл нашей профессии.

В некоторых спектаклях вы выступаете одновременно в 2-3 ролях. Как, например, в пьесе Островского «Не от мира сего» режиссера Екатерины Половцевой — вы играете хрупкую замужнюю женщину Ксению Васильевну и одновременно «свою младшую сестру» дерзкую Капитолину. Рисунок роли Ксении и так достаточно сложен. Чего стоит ваш эффектный пластический танец-сон. Как вам удалось физически и психологически входить в одном спектакле в совершенно разные образы? Откуда взялось это режиссерское решение?

Этот спектакль создавался в рамках «Режиссерской лаборатории», и сначала в нем не было роли Капитолины. Когда эта работа пошла дальше, вдруг у режиссера возникла идея, чтобы я играла двух сестер одновременно. Мне было очень страшно. Не столько было сложно физически, как морально. Мне не просто было играть Ксению, я ее очень хорошо понимаю. Мне кажется, что это я. Для меня это самое волнительное. Я за сутки перестаю есть, спать. После спектакля я очень долго отхожу. Но это не раздвоение. Мне как-то очень морально тяжело играть.   

Вы «послушная» актриса для режиссера? Любите ли вы импровизировать на сцене?

Мне кажется, послушная и импровизировать – это разные вещи. Я послушная актриса. Всегда иду за режиссером. Мне кажется, что это вообще большая беда, когда артист не доверяет режиссеру. В таком случае надо просто из работы выходить, потому что это очень нечестно. Что касается импровизации – импровизировать я люблю. Но, когда я начинаю импровизировать – и сама «колюсь», поэтому лучше мне этого не делать (смеется).

А если в процессе работы у вас возникают какие-то идеи?

С разными режиссерами по-разному. Но в принципе, всегда можно что-то предложить.

В феерическом спектакле «Барабаны в ночи» по Брехту в постановке Юрия Бутусова вы играете Манке. Гендерную принадлежность этого персонажа сложно определить: то ли мужчина, то ли женщина … За эту роль вы получили «Золотую маску». Как вы настраивались на этот спектакль с такой бьющей через край энергетикой? Как вам работалось с Юрием Бутусовым? Чем вас привлекает работа с этим режиссером?

Юрий Николаевич – это особый для меня человек. Встреча с ним была для меня судьбоносной. Мне очень нравится с ним работать. Это самое счастливое время! Не скажу, что это для меня легко. В моем представлении жизнь – это работать с Юрием Николаевичем! Бывает, что я мучаюсь в какие-то моменты, бывает абсолютное счастье в нашей команде, с которой проводим очень много времени вместе.

Можно сказать, что вы мастер перевоплощений. Вас трудно узнать в спектаклях: вы везде разная. Как вам это удается? От каких ролей вы кайфуете?

Не знаю, как мне удается. Что-то я пробую, дурачусь, придумываю, может, что-то подсматриваю… Иногда мне легче схватить, вытащить роль через какую-то характерность. В какой-то момент я ввожу речевую характерность. Мне очень нравится играть характерную роль Юлиньки в «Доходном месте» по Островскому в постановке Романа Самгина. Роль не огромная и выдающаяся по масштабу. Но там я кайфую. На самом деле я не могу сказать, что в театре что-то не люблю. Мне кажется, что в этом смысле я настолько счастливый человек и актриса, потому что у меня все роли абсолютно разные. И я стараюсь делать так, чтобы мне было интересно и кайфово это играть. У меня все работы какие-то счастливые. 

В спектакле «Гардения» Семена Серзина по пьесе польского автора Эльжбеты Хованец вместе с актрисами Александрой Урсуляк, Натальей Рева-Рядинской и Эльмирой Мирэль вам удалось при минимуме декораций рассказать зрителям пронзительную история семьи. Чем для вас интересна эта постановка?

«Гардения» – это для меня тоже очень важный спектакль, потому что я его называю одой моей маме. Мне кажется, что я в характере немного от нее взяла. Мама очень властная, она все время кричит. И для меня это очень волнительный спектакль, потому что я каждый раз думаю о маме. Мама у меня живет далеко, в Омске.

Она смотрела спектакль?

Нет, еще не смотрела. Просто должна для этого прилететь в Москву, но она работает. Я бы очень хотела, чтобы мама посмотрела. Но, боюсь, что при ней я сыграю этот спектакль очень плохо. Я очень-очень волнуюсь. Для меня это очень важная работа, в которую вкладываю много сил. Для меня мама – это очень трепетно.  

Вы в Театре Пушкина работаете уже 12 лет. Чему вы за это время научились, как выросли в артистической профессии?

Я получила бесценный опыт, работая с разными режиссерами в команде отличных актеров. Мне представилась возможность попробовать свои силы в разножанровых спектаклях. Я поняла, что самое главное в работе – это команда, и мне с ней очень повезло!

Есть ли у вас кумир среди актрис?

Мне очень нравится Мэрил Стрип. Из российских — Анна Михалкова мой фаворит.

С кем из режиссеров вы хотели бы поработать?

Самая моя большая мечта и какая-то другая планета – это Андрий Жолдак. И, конечно же, Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов… На самом деле много режиссеров, с которыми я хотела бы поработать. Но Андрий Жолдак – мой кумир.

Ваши увлечения помимо театра?

Я очень люблю танцевать. На протяжении трех лет в разных интервью я постоянно говорила, что хочу заниматься танцем vogue (стиль танца, базирующийся на модельных позах и подиумной походке – ред.). И только сейчас я пошла на этот танец. Еще подтягиваю английский. Встречаюсь с друзьями. И недавно у нас была классная встреча. Когда мы учились в институте, мы создали свою музыкальную группу. Она называлась «МЕКА» по первым буквам наших имен (Михаил, Евгений, Ксения, Анастасия). Мы выпустили три альбома. Моему однокурснику и другу Мише Миронову исполнилось 38 лет. В одной нашей студенческой песне есть строчка «Когда мне будет 38 лет». По предложению Миши мы решили сделать концерт под живую музыку с инструментами, а не как раньше, под фонограмму. Мы впервые исполнили 19 треков с живыми инструментами. Это было в одном московском клубе. Я, конечно, никакая не певица, но мы спели вчетвером. Это для меня что-то новое! В итоге получилось все очень здорово!

Вы амбициозный человек?

Безусловно, да! Невозможно в профессии быть не амбициозным человеком. Тогда нет смысла ей заниматься. Но у меня такие тихие амбиции. Я не люблю о них громко распространяться. И потихонечку иду своей дорогой.

Какой театр вам ближе по духу? Классический, экспериментальный или провокационный, когда на сцене мелькают голые тела и звучит ненормативная лексика?

Я вообще не делю театры. Меня может зацепить абсолютно любой, независимо от специфики. Любая тема может в меня попасть. Прежде всего театр должен быть живым. Я должна видеть людей, тогда он меня цепляет. А какой это театр – это не важно.

Случались ли какие-то «проколы» или смешные ситуации с вами в спектаклях или на репетициях?

Конечно, случались. Самое страшное для артиста – это «белый лист». Когда ты выходишь на сцену в спектакле, который ты играл много раз, и вдруг перед глазами «белый лист» — ты не помнишь ни одного слова. И вот я играю в своем первом спектакле «Оffис» в постановке Романа Козака и хореографа Аллы Сигаловой. У меня достаточно сложный монолог очень быстрого текста, который совмещен с танцевальными па и пластикой. Перед каждым спектаклем я все репетирую и повторяю. И вот идет спектакль. Первую часть я сделала, повернулась и вдруг поняла, что не помню ни одного слова! Но останавливаться нельзя. Руки что-то делают, а рот не говорит. И я начала нести всякую ерунду: «Все в порядке! Все нормально! У меня все хорошо. Я сейчас зайду к шефу». А в голове проносится: «Быстрей, быстрей, вспоминай!». Этот момент может выглядеть со стороны очень смешным. Ребята сзади, глядя на меня, кололись. Но у меня было ощущение, что я умираю. Заколотилось сердце так, кровь остыла так – я подумала, что, когда у человека случается ощущение смерти – вот это ровно оно. Я больше этого не хочу! Я вспомнила слова и продолжила играть. И теперь, играя этот монолог, думаю, только бы не забыть слова!

А вообще мы любим посмеяться. Я сама и мои партнеры очень смешливые. Может даже ничего не происходить. Мы просто можем встретиться взглядом – и все – начинаем отворачиваться… Еще у меня дислексия, и бывает, что я очень сильно заговариваюсь. Иногда получается что-то смешное и совершенно не по-русски.

Вы смелый человек? Способны ли на неординарный поступок?

Смотря что имеется в виду. Прыгнуть с парашютом? Да. Набить татуировку? Я вся в татуировках. Побриться налысо? Да! Думаю, что я могу совершить какой-то неожиданный поступок, если это не нарушает границы другого человека. В принципе, мне нравится испытывать себя, пробовать что-то новое.

Любите ли вы делать записи в соцсетях?

У меня есть Инстаграм. Я фоточки люблю выкладывать. А посты в фейсбуке я не пишу. Так талантливо, как это делают другие люди, я, наверное, не умею.

Поделитесь маленькими женскими слабостями.

Я очень люблю одежду и люблю одеваться. Неравнодушна к косметике, при этом я практически не крашусь, только на сцену. У меня такой огромный сундук для косметики, я его открываю и периодически выкидываю то, что с закончившемся сроком годности. Может лежать по 5-10 лет, но очень люблю, чтоб было. И еще я очень люблю сладкое, шоколад в большом количестве. Вообще поесть люблю – обожаю блюда из рыбы и морепродукты. Единственное, мясо не ем.

Есть ли у вас театральные приметы?

Например, у меня есть примета, связанная со спектаклем «Барабаны в ночи». У меня есть такие бесформенные штаны на подтяжках. Я их не разрешаю стирать. И только один раз, когда уже заканчивается сезон, я разрешаю это сделать.

Перед спектаклем «Добрый человек из Сезуана» я должна поцеловать всех больших собак на сцене. Тогда спектакль пройдет хорошо. Такая примета.

Еще одна примета, которой меня научили во времена учебы в институте. Накануне экзамена нельзя было мыть голову. Сейчас я в это не верю.

Популярность многих артистов связана со съемками в сериалах и в рекламе. Вы снялись только в сериале «Ворониных». Почему? Как вы относитесь к участию в рекламных роликах?

Насчет «Ворониных». Мне позвонил мой агент. В этот момент мне очень нужны были деньги. Я посмотрела сценарий, это было неплохо. Про сьемки в рекламе. В принципе, я думаю, это не зазорно. Считаю, что у каждого свой путь. Мне это не очень интересно. Но сказать, что я кого-то не уважаю или сказать, что «фу» это позорно – нет, я так сказать не могу.

Со времен Камерного театра существует поверье, о котором говорил в интервью художественный руководитель Евгений Писарев, что, когда умер Таиров, Алиса Коонен послала проклятье театру. Верите ли в это? Преодолел ли театр это проклятье? Верите ли в потустороннее?

Мне кажется, Алиса Коонен нам покровительствует. Проклятие снято. Я раньше верила в потустороннее, я даже верила в черных кошек. Я могла стоять полчаса, если кошка перебегала мне дорогу, даже опаздывая. А сейчас я ни во что это уже не верю. Мне бы не хотелось думать про эти проклятья…Это не очень благодатная почва нести на себе проклятье. Мне кажется, что мы все очень честно и с любовью здесь работаем. И никакое проклятье не работает в профессии и к друг другу!

Как вы считаете, должен ли актер иметь активную жизненную позицию и не устраняться от каких-то несправедливых событий в стране? Например, недавно творческое сообщество выступила против сфабрикованного задержания журналиста Ивана Голунова. Или по так называемому московскому делу актеры встали на защиту обвинения и задержания молодого актера Павла Устинова? В т.ч. высказали свое отношение по этому вопросу и актеры Театра Пушкина – Евгений Писарев делал заявления об этом перед началом спектаклей, актриса Александра Урсуляк стояла с одиночным пикетом. Вы поддерживаете такую позицию?

Поддерживаю такую позицию. Я тоже выходила на пикеты. Мне кажется, что это абсолютное дело каждого. Я никого не упрекаю за то, что кто-то не ходит на такие мероприятия и не имеет какую-то позицию. Но также я имею свою гражданскую позицию и я ее высказываю так, как могу. Мне все-таки кажется, что есть какие-то несправедливые вещи. Я очень бы не хотела, чтобы со мной, моими родителями или с моими друзьями, не дай бог, случилась такая ситуация.

Какое качество вы больше всего цените в людях?

Честность.

Текст: Людмила Зарубинская, Александр Стрига
Фото: Ольга Штейнберг, Ирина Харламова


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Концерт-посвящение Муслиму Магомаеву

28 сентября Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Нет песни без тебя» памяти кумира миллионов Муслима Магомаева, который состоится...

Музыкальная сенсация сентября

24 сентября состоится мировая премьера уникального музыкального события, организованного Международным благотворительным фондом Юрия Башмета и «Ночью пожирателей рекламы» — «Ожившая...

VIII Международный музыкальный фестиваль в Ростове-на-Дону

С 20 по 23 сентября 2021 года пройдет VIII Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством знаменитого музыканта, народного артиста СССР Юрия...

Живите, не бойтесь и верьте. Я с вами!

Под таким названием в Москве пройдет концерт памяти поэта и композитора Игоря Талькова.

БиблиоМещера — 2021

Летний лагерь молодых библиотекарей России – событие уникальное. Такие возможности для специалистов и руководителей в библиотечной среде мало кто предоставляет.

Где дуб зеленый?

Adobe запустила конкурс цифрового искусства «Открой своё Лукоморье»

Anna Green спасла любимого человека

Певица Anna Green, выпустившая в начале года дебютный альбом «36,6», сняла клип на его заглавную песню. Её партнёром по съёмочной...

Лучшие товары для детей привезли в Кузбасс

На первом Всероссийском Форуме «Вектор детства» обсудили развитие индустрии детских товаров.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Концерт-посвящение Муслиму Магомаеву

28 сентября Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Нет песни без тебя» памяти кумира миллионов Муслима Магомаева, который состоится...

Музыкальная сенсация сентября

24 сентября состоится мировая премьера уникального музыкального события, организованного Международным благотворительным фондом Юрия Башмета и «Ночью пожирателей рекламы» — «Ожившая...

VIII Международный музыкальный фестиваль в Ростове-на-Дону

С 20 по 23 сентября 2021 года пройдет VIII Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством знаменитого музыканта, народного артиста СССР Юрия...

Живите, не бойтесь и верьте. Я с вами!

Под таким названием в Москве пройдет концерт памяти поэта и композитора Игоря Талькова.

Путеводитель по выставкам Москвы. Насыщенный сентябрь

Первый осенний месяц представлен богатой палитрой выставочных проектов. Арт-площадки Москвы приглашают окунуться в мир, созданный художниками разных направлений и жанров....

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/