выставка

Дюрер в историческом контексте: от ощущений к осознанию

Это одна из немногих выставок, на которых мне удалось побывать за последнее время, что меня поразила, и впечатления от которой, живы и сильны до сих пор.

В Историческом музее действует масштабная выставка работ великого немецкого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Исторический музей впервые в своих стенах демонстрирует подлинники знаменитого мастера. 120 гравюр привезены из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии – одной из самых известных художественных галерей Европы. Помимо уникального собрания гравюр, памятников декоративно-прикладного искусства, предметов немецкого вооружения XV-XVI вв. отдельного внимания заслуживает художественная концепция выставки.

Это, пожалуй, одна из немногих выставок, на которых мне удалось побывать за последнее время, что меня поразила, и впечатления от которой, живы и сильны до сих пор. Выставка-размышление и выставка-осознание. Попадая в философско-богословское пространство экспозиции, ты словно погружаешься в глубины своего сознания и подсознания.

Озираюсь, делая первые робкие шаги в длинном коридоре «на пути ко Христу». Путь, длинною в жизнь, в поисках Бога и самого себя. Путь, ведущий через страхи, сомнения, тернии мучений к вознесению в первоначало. Сворачиваю в пространство Апокалипсиса – того, что по большей части происходит с каждым из нас на жизненном пути рано или поздно. Над головой нависают огромные валуны, вокруг территория «вечных блужданий ума», выделенная зелеными колоннами. Как в жизни, нужно делать выбор: куда двигаться в постоянном хаосе событий. На стенах гравюры, пятнадцать листов, иллюстрирующие последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова», написанные любимым учеником Христа (сегодня 21 мая, кстати, день памяти Апостола евангелиста Иоанна Богослова ). Эта серия работ была создана Дюрером в 1496-1498 гг. вдохновленным мистическими строками Откровения, и отличается точностью в передаче библейского слова.

В представленном проекте сценография выставки стала важной составляющей в раскрытии замысла куратора Натальи Углевой. «Главной отправной точкой для визуального воплощения кураторской концепции стало само творчество великого мастера. Инсталляции, представленные в залах, вдохновлены заданным художником контекстом. Они транслируют его на уровне ощущений и ассоциаций. В оформлении залов мы использовали оттенки золотых металлов, в качестве аллюзии на технику гравюры по меди, в которой работал мастер» — говорит автор архитектурного проекта выставки и основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова.

Тема судьбы, фатума, блуждания человеческой души в мирской суете была интерпретирована как хаотичный лес колонн, создающий эфемерное препятствие на пути зрителя. Столбы, расставленные в зале, буквально заставляют его петлять. Ощущение мистического пространства усиливается стрекотом цикад и зловещим уханьем совы. Зависшие в невесомости камни олицетворяют останки, сохранившиеся после взрыва небесного светила. Инсталляция словно фиксирует момент полного распада материи, уходящей из-под ног земли и надежды на новое начало. А звуки схода снежной лавины и рассыпающейся горной породы вторят застывшим в воздухе каменистым глыбам….

«В 1528 году Эразм Ротердамский писал о Дюрере: “Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека…” Поэтому я предложила архитектору выставки создать такую среду для его произведений, которая помогла бы раскрыть художественный язык великого мастера во всей полноте», – поделилась своим видением куратор выставки Наталья Углева.

Следую в зал «Гравированные страсти», где под потолком спутанные нити багряного цвета, символизирующие терновый венец и кровь Спасителя. Плотность и жесткость штриха в серии гравюр, представленных в этом пространстве, созвучна его архитектонике. Далее , через узкий зарешеченный коридор, тоннель золотого цвета, попадаю в пустое пространство для размышлений о себе перед огромным ликом Христа. Помните в программе у Познера: «Что Вы скажете Богу, когда окажетесь перед ним?».  Пробирает до мурашек и даже слов для оправданий не находится. Просто я, Бог, тишина и слезы.

Следующий зал для молитвенных вознесений и размышлений о высоком. Нежно-голубого цвета пространство, словно Небеса окутывает тебя. Характерные нимбы святых в серии работ «Размышляя о священном».  В центре зала сияющие нити небесной арфы, словно эманации идущих из сердца молитв, высоких вибраций чистоты и радости. Созерцание как главный инструмент молитвы. Мысли легкие, серебристые, ускользающие. В дополнение к полному погружению — легкий перезвон хрустальных колокольчиков как пение незримых херувимов.  Уходить не хочется. Хочется где-то прилечь в медитации и остаться надолго. Перезагрузка.

Двигаюсь в «Покровы Богородицы» – драпированное полотно синей стены провисает над тобой. Мне не удалось рассмотреть из чего и как это сделано, но визуальные ощущения однозначны – Покров.  Пластика стены словно вторит рассказу, развернутому в серии копий Маркантонио Раймонди, где представлены сюжеты с изображением Богоматери.

Пространство каждого зала настолько гармонично сочетается с изображениями на гравюрах, что ты уже не понимаешь, что первично, а что вторично. Дизайн пространства словно продуманная сценография спектакля. Агния Стерлигова отмечает: «Исторический музей поставил перед нами интересную задачу — выдержать баланс между сдержанностью монохромных гравюр Дюрера и зрелищностью театральной постановки». Традиционная техника производства резцовой гравюры на медной шлифованной доске, в которой, в том числе работал мастер, закрепила металлы золотистых оттенков в статусе основной фактуры экспозиции. К пространственному измерению добавлен еще и саунд дизайн, который дает дополнительную драматургию проекту».

В следующем зале потолок украшен ветками деревьев. Инсталляция валежника, как неизменного атрибута крестьянского быта, символизирует ежедневный тяжелый труд персонажей с гравюр Дюрера. Звуковое оформление — шелест листьев и шум гуляющего в полях ветра.

Надвигающееся прямо на меня огромных размеров небесное тело заставило остановиться при входе в последний зал выставки.  Комета с гравюры «Меланхолия I», являвшаяся во времена художника тревожным знамением, навела архитекторов на мысли о космогонических мифах и лунном затмении. К инсталляции с небесным телом добавили звук одинокой капли, падающей с вековых сталактитов в глубокой гулкой пещере, чтобы усилить ощущение одиночества в огромном пространстве вечности и безвременья Космоса.

На выставке представлены гравюры Альбрехта Дюрера из собрания Исторического музея, среди которых такие известные как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье».  Самые известные из привезенных – «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана» и цикл «Апокалипсис». Произведения великого мастера сопровождаются работами его современников, которые копировали его гравюры и предметами декоративно-прикладного искусства, созданные в Германии на рубеже XV-XVI вв. из собрания ГИМ.

Я бродила по залам выставки часа три, возвращаясь то в один, то в другой, пытаясь закрепить свои ощущения, находя в них что-то новое. Мне не хватило еще одного зала – где можно посидеть или полежать в тишине и сосредоточенности на своих чувствах. Но думаю, что это был бы самый переполненный желающими зал, и тишины в нем уже бы не осталось.

Даже , если вы не любитель Дюрера и вообще никогда о нем не слышали, сходите на выставку, ради открытия тайн своей души, осознания себя в пространстве Бога и вашей жизни. Перезагрузка в вечной суете, ой как полезна всем нам, особенно в периоды апокалипсиса.  

Выставка открыта до 28 июня 2021 года
Место проведения: Выставочный комплекс Исторического музея
Адрес: Площадь Революции д.2/3

Евгения Стрига
Автор фотографий экспозиции: Василий Буланов, Planet9
Официальный тизер выставки подготовлен студией Владимира Раевского.

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/