Экспозиция дает возможность проследить весь творческий̆ путь Сальвадора Дали, исследовать все этапы его развития как художника. В ней представлены живописные произведения, от юношеских импрессионистических пейзажей до последних абстрактных холстов.
Кажется, Дали в нашей стране любили всегда. Даже до перестройки, когда флакон духов дымчато-зеленого стекла с фирменными губами на пробке и автографом Salvador Dali на пузырьке, были невозможной роскошью и признанием прогрессивного вкуса его обладательницы. Очереди на вход в «Манеж», несмотря на московский дожде-снег, раскупленные на несколько дней вперед электронные билеты, спекулянты, продающие их тут же у входа по тысяче, вместо номинальных 650 рублей, доказывают – Дали, по-прежнему, один из тех художников эпохи, интерес к которому не угасает. Его работы приходят изучать и молодое поколение и те, кто выросли вместе с его творчеством, познавая воображаемый мир и развивая каналы воображения, благодаря картинам мастера сюрреализма.
В экспозиции «Сальвадор Дали. Магическое искусство» представлено более 180 произведений самого известного и высокооплачиваемого художника XX века: живопись, рисунки, акварели и гравюры. Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). Некоторые работы переданы из европейских частных коллекций. «Столь представительной̆ выставки Сальвадора Дали еще никогда не было в России. Мы очень рады, что нам выпала честь показывать творчество этого художника в Москве», – сказал в интервью Владимир Воронченко, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже.
Большие усилия организаторы приложили и в создании застройки пространства экспозиции, и в организации специальной зоны отдыха в стиле Дали. Несколько залов разного цветового решения отразили этапы развития художника. Выставленные работы подсвечены таким образом, что кажется, будто это рекламные постеры в витрине. Точечное световое выделение картин в полумраке зала только подчеркивает притягательность и необычность пейзажей. Они словно озарены магическим светом и населены причудливыми образами, материализующими страхи и желания художника.
Живопись на выставке дополняют мастерски сделанные рисунки 1930–40-х годов, а также полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте – проект, над которым Дали работал в 1959–63 годах. Среди рисунков особый̆ интерес представляют оригинальные иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства», которую Дали написал в 1948 году, изложив в свойственной ему эксцентричной манере, понимание живописи. «Магическим искусством» или «магическим мастерством» Дали называл живопись, полагая, что техническое совершенство столь же значимо для художника двадцатого века, как и для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса», в которые она погрузилась в современном мире. Сам он в юношестве очень подражал Рафаэлю, преклоняясь перед его мастерством и в манере написания, и даже старался одеваться и выглядеть как знаменитый художник, подкрашивая глаза и отращивая длинные локоны.
Выставка дает возможность проследить весь творческий̆ путь Сальвадора Дали, увидеть все этапы его развития как художника: импрессионизм, кубизм, символизм. И как он постепенно приходит к своему собственному ощущению мира, его дуальности, текучести, и начинает передавать эти чувства через призму иллюзий, сюра, гротеска, обличая страхи, агонию и философствуя над страстями. В экспозиции представлены живописные произведения, начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая последними абстрактными холстами 1980-х годов. Особую значимость имеет, конечно, зрелое творчество Дали, его сюрреалистический и ядерно-мистический периоды. Они представлены на выставке известнейшими работами – «Невидимый человек» (1929–32), «Чувство скорости» (1931), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954), и другими шедеврами, раскрывающими неповторимый авторский стиль Дали, принесшими ему мировую славу.
Пройдя в юном возрасте через влияния многих школ и течений, в 1929 году Сальвадор Дали примкнул к движению сюрреалистов, возглавляемому Андре Бретоном, и вскоре стал одной из его главных фигур. В сюрреализме он находит себя и, в полной мере , реализует свой огромный творческий потенциал. Увлечение психоанализом, теорией бессознательного и, одновременно, – Вермеером и другими старыми мастерами, создают феномен живописи Дали. В небольших работах 1930-х годов художник достигает вершин своего живописного мастерства. Этот период замечательно иллюстрируют «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Фигура и драпировка на фоне пейзажа» (1935) и «Обычный языческий пейзаж» (1937), в который Дали вписывает голову Зигмунда Фрейда – мыслителя, оказавшего на него несомненное влияние.
С 1940 по 1948 год Дали живет в Соединенных Штатах, создавая не только новые произведения, но и свой имидж универсального художника, наподобие великих мастеров эпохи Возрождения. Он пишет картины, иллюстрирует книги, создает театральные декорации и костюмы. В 1944 году он ставит первый «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера с хореографией Леонида Мясина. Несколько живописных работ на тему «Безумного Тристана» представлены на выставке. Также впервые в России будет показано важнейшее произведение этого периода – «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), в котором отразилось стремление художника «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл своего искусства в идеалах Возрождения.
Вторая половина 1940-х и 1950-е годы отмечены обращением Дали к «ядерному мистицизму» и работам большого формата. Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки глубоко потрясли художника и оказали огромное влияние на его творчество – его целью теперь стало достижение понимания скрытых сил и законов мироздания, а также овладение ими при помощи мистики. Одна из главных картин этого периода – «Дематериализация под носом Нерона» (1947) является художественным осмыслением расщепления атома.
Еще одна важная грань творчества Дали – оптические иллюзии и стереоскопическая живопись. Начиная с 1960-х годов и до конца своей жизни, художник восхищался наукой и новыми технологиями, и активно использовал в своих работах стереоскопию и голографию, считая их языком будущего. На выставке будет представлено важнейшее произведение этого периода – стереоскопический диптих «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах».
Последний период творчества Дали отмечен обращением к наследию Микеланджело и Веласкеса, а также удивительно современными для своего времени экспрессионистическими полуабстрактными композициями. Дали сумел поставить на коммерческие рельсы свое творчество. Вспомнить только его знаменитые красные диваны в форме губ, за которыми буквально охотились богатые и знаменитые. Само его имя стало нарицательным в искусстве, дизайне, моде.
Один из 50 секретов, которые должен постичь живописец, согласно книге Дали «50 секретов магического мастерства», состоит в том, что руку живописца, севшего за мольберт, должен направлять ангел. Этот главный секрет, связан с удивительной личностью жены и музы Сальвадора Дали – Галы. Ее образ пронизывает все творчество мастера, ее значимость он постоянно превозносит в своих книгах. Гала – в девичестве Елена Дьяконова – мистическая нить, связывающая великого художника с Россией.
«Дали был человеком, безгранично влюбленным в искусство, в свою жену Галу и в самого себя, – и страстно желавшим бессмертия всему, что он любил. Эти поиски нашли свое отражение в живописи Дали, в равной степени, обращенной в прошлое человеческой культуры и в ее будущее. Этому яркому, глубокому и неразрывно связанному с лучшими достижениями европейской цивилизации художнику мы посвящаем нашу выставку», – сказал Владимир Воронченко, Председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже.
Словно хорошо продуманный пиар ход к открытию московской выставки, через два дня после ее старта, приходит известие о похищении работ Сальвадора Дали из галереи Couleur в стокгольмском районе Эстермальм. По словам владельца галереи Педера Энстрёма пропали 10-12 работ художника. Это были бронзовые скульптуры и гравюры стоимостью от 200 тыс. до 500 тыс. шведских крон (около $20–50 тыс.). Реакцией на этот инцидент стало заявление прессе В.С. Воронченко, о том, что «у нас в Москве меры безопасности приняты самые серьезные. Работы даже доставлялись в Россию разными самолетами и партиями, чтобы не подвергать опасности наследие Дали».
Сальвадор Дали остается одним из самых популярных, если не самым популярным художником в мире. Образы, созданные великим живописцем, проникли во все сферы современной визуальной культуры – в кинематограф, моду, дизайн, рекламу, архитектуру. Название одного из самых влиятельных течений искусства XX века – сюрреализм – вошло в нашу повседневную речь во многом благодаря тому содержанию, которое ему дала живопись Сальвадора Дали. Художник и писатель, сюрреалист и классик, бесконечно эпатажный и необыкновенно глубокий человек-философ – таким предстал Сальвадор Дали перед российским зрителем, а его «магическое искусство» послужит проводником в созданные им миры.
Планируйте свой поход заранее и позаботьтесь о билетах. Просмотр всей экспозиции займет часа два, а с аудиогидом и больше. Кроме этого, есть возможность посмотреть часовой документальный фильм о жизни Сальвадора и Галы в отдельном просторном зале и познакомиться с диснеевским мультфильмом, где взяты за основу образы и работы Дали. К этому может добавиться время стояния в очереди на вход в здание Манежа. Кстати, как отмечают пользователи в соцсетях, за время выставки,в Манеже повысились цены на кофе и воду. Если раньше чашка кофе вам обходилась в 150 рублей, то теперь за тот же напиток придется выложить 300 рэ. И здесь сработала коммерческая жилка знаменитого Дали.
Евгения Стрига
Фото: пресс-служба Музея Фаберже
Метка выставка, Сальвадор Дали, Центральный Манеж
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Любая мама — львица, которая всегда защищает своего ребенка
Художник Евгений Гриневич рассказал о своей концептуальной выставке «Обратная молитва».
-
Американские гастроли русского извозчика
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» открылась в музее русского импрессионизма.
-
Дюрер в историческом контексте: от ощущений к осознанию
Это одна из немногих выставок, на которых мне удалось побывать за последнее время, что меня поразила, и впечатления от которой, живы и сильны до сих пор.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.