Творческий путь Екатерины Рождественской — это извилистая, но широкая дорога с постоянно изменяющимся пейзажем, а потому, взявшись описывать род деятельности этой удивительной женщины, долго собираешься с мыслями, чтобы ничего не забыть. Например, ни в коем случае нельзя пренебречь описанием переводческих успехов: знали ли вы, что Екатерина перевела на русский язык более десятка романов зарубежных авторов, среди которых и шутник Моэм, и честный Стейнбек, и хитроумный Шелдон?..
Потом, конечно, журналистская работа — когда Катя интервьюирует элиту российской культуры, каждый раз кажется, что она ведет тихий, уютный и абсолютно искренний разговор за столом на кухне. Тот, кто видел яркие, смелые наряды и невероятный авторский текстиль, выпускаемый в рамках марки ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya, тот согласится, что и муза, отвечающая за дизайнерский талант, не дремала в момент, когда Рождественская появилась на свет. А еще – жизнь семейная: трое чудесных сыновей, крепкий многолетний брак — для успехов в этом творческом жанре тоже нужно вдохновение, и немалое.
При этом большей части страны Екатерина известна благодаря другой заслуге: талантливый и остроумный фотограф, она создала множество авторских фотопроектов, в которых люди получают уникальную возможность перевоплотиться в персонажей из других эпох, стран и даже миров. В сентябре Рождественская открыла в московском Vauxhall Center фотовыставку «Люди, чьих фамилий я не знаю», в рамках которой она решила поделиться своим уникальным ощущением стороннего искусства — уличного граффити.
Словом, Екатерина относится к той редкой породе людей, которым не грозит профессиональное и душевное окаменение – а постоянное движение, творческие перемены служат тому залогом. Eclectic решил поговорить с фотохудожницей, чтобы понять, в чем заключается секрет ее, кажется, неисчерпаемой творческой силы.
Екатерина, в жизни случаются перемены, за которые мы отвечаем сами. Вы склонны планировать «переломные моменты» – или предпочитаете отдаваться сиюминутному порыву?
Некоторые важные жизненные перемены обязательно стоит хорошо продумывать и планировать заранее — я говорю о глобальных вещах, таких как рождение детей. Я не склонна принимать резкие, импульсивные решения — мне нравится думать перед тем, как решиться на что-то.
С другой стороны, считаю, что очень важно слушать ритм своей жизни, следовать ее течению, жить, что называется, сегодняшним днем, не пытаясь все взять под контроль и расписать свои дни, скажем, на пять лет вперед, подчинив строгому плану.
Как бы вы описали свое основное творческое стремление?
Не думаю, что моим стремлением можно назвать что-то кроме желания делать то, что мне нравится, — попутно стараясь, чтобы это еще нравилось и другим.
Что вам, как художнику, важнее — возможность постоянно развиваться, расти или поиск и оттачивание собственного уникального стиля?
Путь художника — это непрерывное развитие, постоянная эволюция, движение вперед, которое сопровождается поиском собственного стиля. Вспомните Рембрандта с несколькими десятками автопортретов, в каждом из которых его рука видна ровно настолько же, насколько виден его профессиональный и творческий рост над собой. Ни один профессионал, будь то художник или сантехник, не может вдруг остановиться и замереть на месте — он всегда должен искать в себе силы к переменам и двигаться.
То есть внутренние перемены для творческого человека — это всегда благо?
Думаю — да, даже перемены к худшему, ведь они дают стимул развиваться, мотивируют тебя работать над собой, переосмыслять что-то, а это, в свою очередь, великолепный ресурс для любого творчества.
В ваших проектах люди получают уникальную возможность вжиться в новую роль. Почему для человека это важно и ценно?
В первую очередь это важно потому, что человек вспоминает свои корни, а за ними и свое детство. К сожалению, в обычной жизни мы довольно редко получаем такую возможность — бежим вперед, стараемся добиться каких-то новых успехов, а потому времени, чтобы оглянуться назад, на свое прошлое, вечно не хватает. Вот почему для человека столь ценно хоть ненадолго вновь почувствовать себя ребенком, выпустить на волю свою фантазию, смелость, гибкость. Во время съемок я замечаю, как в известных людях, которые ко мне приходят, начинает играть что-то очень натуральное, искреннее, люди на глазах становятся другими, чудесным образом преображаются.
Когда я вижу, как серьезный усатый дядька вдруг возвращается в собственное детство и ненадолго опять становится мальчишкой, я очень ясно понимаю, что для него это шаг вперед, а не назад. У меня есть проект, который так и называется — «Мечты детства». В его рамках взрослые мужчины и женщины вспоминают о том, кем они когда-то мечтали стать. Это удивительно: наблюдать за тем, как зрелые, состоявшиеся в самых различных профессиональных сферах люди возвращаются в юность. Такие «игры для взрослых» всегда в помощь, в радость и во благо — наверное, именно поэтому я так их люблю.
А вы к своему «внутреннему ребенку» часто обращаетесь?
Я бы сказала, что в основном только с ним и разговариваю. (Смеется.) Этот источник силы и вдохновения для меня играет особую роль – несмотря на статус, возраст, положение и другие факторы. Известный факт, что детство — это действительно самый счастливый период для любого человека, вне зависимости от того, как в дальнейшем сложилась его жизнь. Все равно мыслями мы всегда возвращаемся в то время, когда все были живы, деревья были выше, а небо голубее.
Ваша новая выставка посвящена необычной теме — граффити. Эту форму творчества, в общем-то, совсем недавно – да и то далеко не все – стали воспринимать как полноценный вид искусства. Как вам кажется, российская публика уже готова к такому уличному, немножко хулиганскому искусству – или мы еще придерживаемся консервативных взглядов?
На самом деле, мне не очень важно — готова или нет, ведь выставка состоялась, а потому ей, публике, придется как-то отреагировать. Если люди по каким-то причинам еще не готовы воспринимать граффити как отдельный вид искусства, возможно, настало самое время посмотреть на разрисованные стены новым взглядом. Я считаю, что игнорировать этот вид творчества невозможно — он есть, он развивается, его нельзя зачеркнуть или не замечать. Другой момент, что искусство граффити недолговечно — эти картины закрашиваются, уничтожаются и быстро забываются. Именно поэтому я стараюсь ловить момент и пытаюсь донести до людей ценность и красоту работ безымянных уличных художников.
В одном из ваших интервью прочла яркую фразу – «аромат времени». А какой аромат у нынешней эпохи?
По поводу аромата нашего времени: иногда оно воняет жженой резиной, автомобильными выхлопами и агрессией, а иногда пахнет цветами. Думаю, что главное — это не унывать, знать, что какими бы ни были невзгоды, мы сможем пережить их и в скором времени будем наслаждаться совсем иными ароматами — тонкими и яркими. А вообще, я считаю, что надо радоваться любому времени и стараться находить в нем не просто хорошие черты, но и простор, вдохновение для творчества. Плохое и хорошее может видоизменяться в зависимости от того, с какого ракурса на них смотреть.
То есть выражение «родиться не в том веке» — это не про вас?
Нет, мне вполне комфортно в XXI веке — наверное, потому, что я не перенеслась сюда из какого-то иного временного пространства, а росла и развивалась здесь. Другое дело, что, конечно, было бы интересно пожить, например, в Серебряном веке, моем любимом. К сожалению, должна признать, что для меня цвет XXI века — это серый. Вернее, все оттенки и полутона серого. Зато серый — это великолепный фон, на котором органично смотрятся яркие и насыщенные краски. Возможно, отсюда мой интерес к граффити, которое совершает удивительную метаморфозу с невзрачной стеной, украшая ее невероятными сюжетами и сочными цветами.
Есть ли у вас какие-то внутренние черты, которые приходится перебарывать в себе, чтобы добиваться успеха в творчестве?
У меня есть один ужасный порок — я очень ленивая. Для того чтобы моя работа и творчество удавались, мне приходится постоянно преодолевать лень, бороться с ней, работать над собой. Это сложно, но другого пути нет. Признаюсь честно, что я никогда не пробовала изменить себя, – я почему-то заранее уверена, что ничего путного из этого не выйдет.
Беседовала Виктория Козлова
Фотографии: Михаил Бучин, Роберт Каримов
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Невозможно остановить мгновение, но можно сделать так, чтобы оно навсегда осталось в памяти!»
Именно с таким девизом арт-фотограф Ольга Милагрос уже несколько лет успешно фиксирует в памяти родителей первые недели жизни их детей.
-
Олег Долин: «Почему «Лекарь поневоле»? Это не касается пандемии, так совпало»
В эксклюзивном интервью онлайн-журналу Eclectic режиссер рассказал о подготовке к премьере по комедии Мольера в Театре Наций.
-
Человек и его метаморфозы
Главный персонаж фотографий Ольги Володиной – человек. Ее работы завораживают и вызывают споры. У нее всегда есть «особое» мнение и скрывать его она не умеет. Фотография для нее – это своеобразный диалог с социумом. Она любит экспериментировать и устраивать перформансы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.