Озабоченный загрязненностью воздушного пространства датский художник Якоб Миккельсен (Jacob Mikkelsen) придумал и реализует по всему миру глобальную акцию «Цэ-О-Два» (The CO2 Green Drive Project). Формулу углекислого газа, знакомую всем по урокам химии в средней школе, он пишет, наполняя улицы городов мира яркими электромобилями. Увидеть результат в полном объеме можно только с высоты птичьего полета или из космоса: через Сеть Якоб получает фотографии своих акций со спутника и таким образом фиксирует художественное событие. Так художник привлекает внимание к экологическим проблемам городов и пропагандирует «зеленый транспорт», работающий на экологических принципах и альтернативных источниках энергии. Часто к его акциям присоединяются велосипедисты, пешеходы и машины на солнечных батареях. Перформансы Миккельсена уже прошли в Копенгагене, Йокогаме и Нью-Йорке. В следующем году Якоб задумал провести подобную акцию в России и, для того чтобы ознакомиться с ситуацией на месте, приезжал в Петербург. Чтобы четко выразить свое послание миру, датчанин придумал особое направление в искусстве – «интенционализм», «намеренное искусство». Согласно манифесту нового «изма», главная задача художника – говорить правду и указать на актуальные проблемы, которые требуют внимания и освещения. Как полагает Якоб Миккельсен, художник должен стремиться создать лучший мир, причем, если возможно, с улыбкой.
Вполне мог бы вписаться в это направление и российский проект Сергея Урываева «Помойка человеческих выражений», в котором тот задался вопросами «Почему урны в городе такие серые и невзрачные? Почему городские власти не заботятся о том, чтобы граждане без труда находили мусоросборники?». По его мнению, если бы урны были более заметными и яркими, мусор с меньшей вероятностью попадал бы на тротуар. Художник предложил решение проблемы, посвятив свою инсталляцию памяти Казимира Малевича и украсив мусорные бачки яркими образами классика авангарда. Осталось только опытным путем проверить, насколько мусорки «а-ля Малевич» будут содействовать чистоте улиц. Но что они стали украшающим городскую среду арт-объектом – это уже очевидный факт.
Боль о вырубаемых деревьях и исчезающих парках необычным способом выразила российско-эстонская художница Инна Гринчель, которую вдохновила древняя легенда о дереве, где рассказывалось о том, что, когда дровосек ударил священное дерево топором, из-под его коры брызнула кровь. Художница по-своему развила этот образ, создав из пепла макеты деревьев и пней в полную величину, а в трещины и порезы на коре вставив принты с изображением плоти, отчего получились кровавые разрывы, сквозь которые проглядывает мясо. Наполненное кровью дерево становится более близким человеку, более живым и теплокровным.
А молодой художник Илья Селецкий заметил, что в последнее время деревья он чаще встречает в автомобильных салонах – у множества водителей на переднем стекле болтается елочка-освежитель. Художник увеличил этот узнаваемый силуэт до размера обычного дерева, вырезал из гофрокартона и пластика, покрасил в зеленый цвет и пустил в оборот. На выставке «Новые идеи для города» («Город-сад. Зеленый урбанизм») в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры в Петербурге он выстроил из них хвойный лес, который воняет машинными дезодорантами. Заходишь в такой, а вокруг тебя кружатся елочки и пахнет как в машине. Но на этом Илья не остановился и решил сделать свои елки частью городского пейзажа и объектом «паблик-арта», развесив их на домах, мостах и уличных фонарях.
Инициативы и совместные усилия деятелей искусства, бизнеса и экологии приносят реальные плоды, и чем более массовым станет экологическое движение, тем весомее будет результат. Для широкой пропаганды своих идей группа молодых творческих экологов из Петербурга разработала настольную деловую игру Ecologic, в вольном переводе это звучит как «Экологическое мышление или логика». Здесь и креатив, и дизайн, и высокая задача экологического просвещения масс в новом формате. Игроки берут на себя роль руководителей крупных компаний, занимаются промышленным освоением территории, добывают ресурсы, участвуют в сделках и аукционах, реализуют проекты. Но обойти конкурентов и выиграть сможет только тот, кто сохранит баланс между доходами предприятий и качеством окружающей среды. С точки зрения современного бизнеса экология выгодна, а если посмотреть с точки зрения искусства – красива.
Порой работы художников становятся символом природоохранительной деятельности. Деревянный полутораметровый бобр, созданный представителем группы Pprofessors скульптором и дизайнером Андреем Люблинским, стал эмблемой акций за сохранение водной среды, проводимых РусГидро. Художник и представители экологического бизнеса требуют кристальной чистоты воды не только для бобров, сейчас они отправляют семейства выдр из петербургского зоопарка заселять экологически чистое водохранилище.
Артём Магалашвили
Фотографии предоставлены: Якоб Миккельсен, Инна Гринчель,
Новый выставочный зал музея городской скульптуры (Санкт-Петербург)
Метка арт
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Арт-Лето дайджест за 20 лет: достичь вечной мерзлоты и не остановиться
За 20 лет деятельности творческое объединение Арт-Лето переросло все известные форматы – от галереи до продюсерского центра и движется навстречу неизведанным...
-
Андроник Абовьянц: «Правильно» — это очень скучно
Художник об источниках своего вдохновения, чистых цветах Самарканда и о том, как увеличить продажи арбузов.
-
Чтак: «В моем случае — ни в коем случае»
С 25 августа — 16 октября в Московском музей современного искусства пройдет персональная выставка художника Валерия Чтака – «В моем случае – ни в коем случае», на которой скучно не будет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.