наука красоты

Феномен отечественной улыбки

Вечный тренд и часть имиджа – улыбка – озаряет наш мир и приносит хорошие дивиденды. Вести дела и личную жизнь приятнее с улыбчивыми людьми: эмоция здесь идет рука об руку с убедительной речью и ярким характером. Но что мешает людям качественно улыбаться? Сегодня на эту тему беседуют три эксперта: Лиана Давидян – психолог, директор Avroraclinic, Ирина Маркова – политтехнолог, работающий с избирательными кампаниями, и Дмитрий Бужинский – актер театра и кино, телеведущий, преподаватель сценической речи.

Лиана Давидян

Лиана Ленсеровна, как вы полагаете – улыбка влияет на жизнь человека?

Улыбка – это некий образ человека в целом. По тому, как он улыбается – как часто, насколько открыто, – мы бессознательно принимаем решение: близок ли он нам по духу, комфортно ли с ним. Скованная улыбка и сжатые губы интуитивно воспринимаются как признак агрессивности, даже злости. Есть люди, которым от природы повезло – у них щедрая улыбка, ямочки на щечках, «лучики» вокруг глаз, гармоничный ряд зубов, сочетающийся с губами… И в целом сложно поверить, что улыбающийся человек способен на что-то плохое.

У меня есть маленькое хобби, игра: когда я сталкиваюсь со всевозможными чиновниками разного уровня, обычно хмурыми и недружелюбными, я «делаю ставку» – за сколько минут смогу вдохновить их на то, чтобы улыбнуться. Это всегда удается: начиная от дамы в паспортном столе и заканчивая людьми высокого ранга, которые, похоже, не так уж счастливы на своем месте… В итоге люди волшебно преображаются – проявляются доброта и искренность, которые есть в каждом, и человек становится не просто набором функций, а личностью со своими проблемами и радостями. Улыбка делает нас живыми – улыбаясь, мы чуть-чуть приоткрываем дверцу в свою душу. И когда ты видишь эту дверцу у собеседника, ты понимаешь, что он тоже готов к открытости.

Для имиджа публичного человека улыбка особенно важна. Ирина Викторовна, случалось ли вам учить политиков улыбаться?

По моему опыту работы с претендентами на высокие посты – для избирателей это важно. Многие респонденты при просмотре фото кандидатов критикуют неправильный прикус или циничную улыбку. Это один из важнейших факторов имиджа политика. Ведь первая оценочная категория – это взгляд, а на втором месте стоит улыбка. Участники фокус-групп охотно выделяют разные типы улыбки: «любезная», «одними губами», «циничная», «хитрый лис», «открытый человек» и так далее – это очень показательный критерий.

Были случаи, когда мы учили кандидата улыбаться (или наоборот – меньше улыбаться, когда зубы были не очень демонстрационными для электората). Но хочу подчеркнуть: для человека, который не привык улыбаться, это сложнейшая задача, даже если у него прекрасные зубы! Мы не раз сталкивались здесь с серьезными психологическими барьерами. И тогда проще научить человека подавать свою серьезность и даже мрачность как некий «бренд».

Какие эпизоды из вашей политической практики, связанные с улыбками, вам особенно памятны?

Был один яркий случай… Мы вели серьезные переговоры по Волгоградской области, еще при старом губернаторе, Максюте. В то время это была настоящая «красная губерния», коммунистический край. Приехали в администрацию: кабинет сталинского типа, сидят суровые дядьки советской формации, все – лет под шестьдесят. Я зашла и улыбнулась, как Анюта из «Веселых ребят», выпалила «Здравствуйте!»… В кабинете, где было человек десять, возникла пауза, и один, самый главный, сказал: «Ну, всё – наш человек, улыбается. Можно проводить переговоры!» И мы провели тогда действительно очень успешные переговоры. Моя открытая улыбка стала билетом в их «закрытый клуб». Это были люди прежней формации, воспитанные на советских фильмах, где все улыбались…

Но почему они сейчас такие неулыбчивые? Любовь к родине – слишком серьезная вещь? Или привычка улыбаться «экономно» – от дефектов зубов в юности? Или это в целом особенность современного российского менталитета?

Пожалуй, от менталитета здесь действительно многое зависит. Я бы различала европейскую улыбку, американскую, российскую и восточную. Американская брендовая улыбка «зубы на продажу» создает образ «своего парня» для электората. Восточная улыбка – тонкая, отстраненная. Европейский вариант – сдержанная улыбка. А российская – нечто среднее между Европой и Азией. В последнее время, мне кажется, улыбок во весь рот становится все меньше. На моей памяти последняя открытая политическая улыбка была у Ельцина.

Полагаю, прежде всего это пример родителей. Многие наши политики – выходцы из простых семей. Я не раз замечала, что «простые люди», улыбаясь, прикрывают рот рукой, имея ряд нерешенных стоматологических проблем, – возможно, эта привычка политиков идет из генетической памяти их семей. И второй момент: политики часто люди возрастные, в свое время у них не было условий для качественной стоматологии, а сейчас просто некогда – это ведь серьезный процесс, нужно выйти из графика на какое-то время, заняться отбеливанием, протезированием… Но все же основное, на мой взгляд, это прискорбное отсутствие высокой стоматологической культуры в нашей стране даже на уровне власти.

Ирина Маркова

Прежде всего соглашусь с Ириной Викторовной: улыбку в первую очередь портит ее отсутствие! Улыбку портит страх человека улыбаться. Действительно, стоматологических проблем, способных удержать от желания улыбаться, множество: кривые зубы, некрасивые щели между зубами, процессы стираемости зубов – из-за чего они становятся мелкими, желтый цвет эмали зубов, ну и банальное их отсутствие.

А неправильный прикус может и не оказать влияния на гармонию улыбки – это реально скомпенсировать обаянием собеседника. С другой стороны, прикус очень влияет на дикцию, порождая пресловутую шепелявость, неразборчивость речи. Согласитесь, немногие могут без раздражения слушать человека с нечеткой дикцией; будучи людьми воспитанными, они не скажут об этом в глаза, но всё же выразят невербальным способом, и говорящий это почувствует. Почему заика стеснителен и напряжен? Он постоянно чувствует давление, неприятие. То же касается людей с небезупречной дикцией, особенно после неудачного протезирования.

Знаете, больно видеть публичных людей с дефектами протезирования или вовсе без части зубов. Даже если это не приводит к формированию комплексов, смотреть на это неприятно, неэстетично, даже диковато. Кроме того что у них нарушена дикция, просто физически чувствуешь, как им некомфортно с этим жить, если же это протез – то его тягостно носить! А ведь хорошая работа должна и может проводиться на высшем уровне и по функциональности, и по эстетике: современная стоматология располагает огромным арсеналом средств для решения таких проблем.

Выходит, стоматолог должен осознавать, что несет ответственность за восприятие своего пациента обществом? Социальная ответственность врача должна простираться дальше снятия слепков и установки протезов?

Конечно! У нас в клинике, например, перед началом сложного лечения проводится развернутый диагностический протокол, в который включены записи на диктофон речи пациента, фотодиагностика улыбки, видеорегистрация мимики. Только после анализа особенностей каждого индивидуума можно разработать адекватный план лечения. И возможности стоматологии таковы, что практически любое лечение может проводиться без причинения дискомфорта пациенту и тем более не мешая его социальной активности.

Да, неудачное протезирование, к сожалению, встречается часто и влечет за собой много последствий. Стоматологические проблемы могут стать причиной бессонницы, головных болей, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, кровеносной и выделительной систем. Перенапряжены лицевые мышцы, постоянный стресс, дискомфорт – какое тело может это выдержать? Рано или поздно это аукнется в самом слабом звене организма. К нам обращаются пациенты, безрезультатно прошедшие исследования у неврологов, страдающие ужасными головными и лицевыми болями. А причина крылась в проблемах прикуса или результатах неудачного протезирования! Так что иной раз, прежде чем отправляться на томографию, имеет смысл получить заключение стоматолога.

Стоматология сегодня – это сложная наука на уровне высшего пилотажа, где все зависит исключительно от знаний, интуиции и опытности врача. На вопрос, как выбрать «своего» доктора, отвечаю – в большой степени это везение. Из учебных заведений стоматологи выпускаются сотнями – а настоящими специалистами становятся единицы. Лично я, человек, измученный ортодонтами с шестилетнего возраста, вижу, как колоссально изменились возможности, особенно за последние 20 лет. Я начинала с жутких пластинок и специального чепчика на ночь. Позже на мне можно было проследить все этапы развития отечественной ортодонтической науки… Мне повезло: моим (наконец финальным!) доктором стал мой собственный брат, Арам Давидян, который и возглавляет Avroraclinic. Его усилия для меня, как и для всех наших пациентов, позволили исправить «ошибки природы» и сохранить здоровыми зубы.

Дмитрий Бужинский

Итак, стоматолог не просто украшает улыбку – он создает инструмент, который жизненно важен для каждого. И есть профессии, в которых без этого инструмента просто не обойтись. Дмитрий, как в вашей актерской среде карьера связана с качеством дикции?

Голос, артикуляция, свободно звучащий голос, объемный звук, четкая дикция – вот темы, которым посвящены первые годы обучения сценической речи. Только тогда, когда будущий актер освоит все эти азы «словоговорения», можно начинать работу над текстами. Зубные дефекты – кривизна, щели между зубами, отсутствие одного или нескольких зубов – значительно усложняют работу.

Первое время после установки протезов отмечается не только изменение тембра, но и нарушение дикции: возникает легкая шепелявость, нечеткость речи. Проблема особенно мешает актерам и студентам театральных вузов. К счастью, дикционные упражнения позволяют ее быстро устранить. Привыкание всегда индивидуально: оно зависит от возраста, привычек и, конечно, от количества ежедневных тренировок. Проще всего пользоваться скороговорками, выбирая сначала простые и затем усложняя задачу. Необходимо произносить их, стараясь добиться предельной четкости и скорости.

А проблемных карьерных случаев – сколько угодно! Режиссер на кастинге просит улыбнуться во весь рот – а актер не имеет такой возможности, и роль достается другому… Огромная проблема – отсутствие полетности звука. Стараясь скрыть зубные дефекты, человек говорит как бы немного «в себя», бубнит, и за несколько шагов его уже не слышно. И только легкая улыбка, обнажающая зубы, обеспечивает хорошую дикцию, при которой голос летит далеко и каждый его звук отчетлив.

Лиана Ленсеровна, а вы слышали такие истории от своих пациентов? Ведь среди них много певцов и актеров, общественных деятелей…

Я недавно пересматривала интервью, которая дала певица Нино Катамадзе, наш большой друг и бывшая пациентка. Надо сказать, что, осознавая значимость звуков и дикции для певицы, она больше всего перед началом лечения волновалось именно об этом. В интервью она говорит: классический и оперный репертуар даже чисто технически не исполняется без улыбки. Все слова произносятся «на улыбке», только тогда получаются правильные, нужные звуки. И именно зубы и губы обеспечивают оттенки звуков, их бархатистость и полутона. Для меня это стало открытием: наша работа стала частью ее сценического успеха, частью ее великого голоса!

Знаете, это стоит очень многого, когда пациенты признаются, что их жизнь полностью изменилась после курса лечения и протезирования у нас в клинике: они вышли из депрессии, открылись миру, полюбили себя и встретили свою любовь – и все это только потому, что мы научили их улыбаться!

 

Беседовала Людмила Зарубинская
Текст: Александра Васильева
Фотографии: Ирина Петровская; из личного архива Ирины Марковой и Дмитрия Бужинского

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Тартюф». Премьера в Театре Наций

Мольеровский Тартюф станет перевернутым князем Мышкиным в новом спектакле Театра Наций

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Тартюф». Премьера в Театре Наций

Мольеровский Тартюф станет перевернутым князем Мышкиным в новом спектакле Театра Наций

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/