На три фестивальных дня пространство города превратилось в мекку городской культуры и современного искусства с участием более 10,5 тысяч человек. Тема фестиваля звучала как «Акватория». Воды хватало с лихвой: она бежала с неба проливными дождями, собиралась в арт-объекты на выставке «Можно из-под крана» и была местом действия основного действа.
Выкса – небольшой моногород, вся жизнь которого сосредоточена вокруг Выксунского металлургического комбината, крупнейшего производителя стальных сварных труб и железнодорожных колес. По статистике из 50 тысяч его жителей, 30% — работают именно там. Наверняка, городу хорошо известны все проблемы маленьких городов, возникших рядом с большим предприятием. Поэтому и появление этого фестиваля преследовало цель заинтересовать молодежь. Изначально фестиваль задумывался как инструмент ее привлечения. Чтобы подрастающее поколение не покидало город. Вполне логично, что акцент был сделан на современной художественной культуре и спорте.
Нужно отметить, что и сам город располагает к творческой активности: история его богата. Выксунский металлургический завод основан в 1757 году братьями Баташёвыми. А уже в XIX веке империя Баташёвых насчитывала 18 заводов. Здесь производился уникальный по своим характеристикам чугун: не только твердый, но и гибкий как пружина. Самые известные изделия, которые были отлиты тут — это фигуры Триумфальной арки в Москве, решетки летнего сада в Петербурге, фонтан в Нижнем Новгороде, что на площади Минина и Пожарского, начал функционировать 1 октября 1847 года в качестве источника воды. Его проект был разработан инженером-гидротехником А. И. Дельвигом. Уникальное для России оборудование было изготовлено на Выксунском заводе. В экспозиции местного музея есть копия фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, вылитая из чугуна. Любой металлург скажет, что сделать это не возможно, но местные умельцы справились с этой задачей. Здесь же в Выксе в XIX веке находился третий по значимости оперный театр в России. То есть искусство и металлургия здесь сплавлялись давно.
Хочется думать, что инициатива организаторов фестиваля упала на плодотворную почву. Уже сейчас, посмотрев на современную, совершенно не провинциальную молодежь города, пришедшую на фестиваль, в голову приходит вывод, что все эти начинания были не зря.
Первые три фестиваля курировал Константин Гроусс. Этот московский куратор, который известен тем, что создал одну из арт-резиденций, которая какое-то время существовала в столице на Поварской улице. Ставка им была сделана на граффити. Язык этого искусства понятен всем, оно яркое и достаточно недорогое в продакшне. Благодаря Гроосу в Выксе зазвучали имена больших художников, которые создали граффити: русский Banksy — Паша 183, Никита Nomerz, ZukClub, 310squad и другие. Сейчас только в Центральном районе города их 18. За ним эстафету принял Олег Шапиро, который развернул фестиваль в сторону массовой городской культуры. С ним появились направления спорт, арт-еда, танцы. Спектр расширился. Город стал больше включен в фестиваль. Появился конкурс «Арт-двор». Этот открытый конкурс проходил в течение трех лет. На него жители присылали свои проекты как бы они хотели увидеть свой двор. Победители получали возможность реализовать свою мечту. Сейчас в Выксе пять таких дворов.
Выксунские граффити
Благодаря предыдущим шести годам новые кураторы Юлия Бычкова и Антон Кочуркин (проектная группа «8 линий») вошли уже в более мягкую подготовленную почву. Но все равно, по их признанию, приходилось сталкиваться с непониманием. С тем, что люди до конца не информированы о происходящем. Потому что, конечно, современное искусство – понятно не всем. Тем более в маленьком провинциальном городе.
Поэтому в этом году организаторы и команда фестиваля уделили большое внимание работе с местными жителями и образовательной программе, начавшейся за несколько месяцев до фестиваля и сфокусированной на исследовании города. Основной акцент фестиваля «Арт-Овраг» направлен на комплексное развитие Выксы и создание дружественной среды для современных течений искусства в городе. Также важной для себя задачей кураторы видят расширение участия в нем представителей мирового сообщества сферы современного искусства и экспертов.
Одним из новых серьезных достижений фестиваля стало появление арт-резиденции VYKSA под кураторством Алисы Багдонайте, в которой уже прошли выставки первых резидентов — Ивана Горшкова, Вики Бегальской и Алексея Вилкина. Арт-резиденция стала новой платформой для профессионалов в сфере искусства, культуры и науки, которая позволит резидентам заниматься исследованиями территории и реализацией художественных проектов на базе города Выкса.
Арт-резиденция VYKSA
Тема фестиваля этого года — «Акватория» — была посвящена малоизученному туристами ландшафту города — Верхневыксунскому пруду. Главным действием стало открытие уникального дрейфующего парка из арт-плотов, созданных известными архитекторами и художниками — французом Жан-Филиппом Пуаре-Виллем, Леонидом Тишковым, дизайн-бюро Wowhaus, арт-группой «Алыча». Еще один объект построили по проекту победительницы конкурса «Плот мечты» — жительницы Выксы Екатерины Кулевой. Более 2000 человек первыми прокатились на плотах в дни фестиваля, а 19 июня плоты переданы в дар городу и продолжат функционировать во время всего летнего сезона.
За яркие шоу церемоний открытия и закрытия фестиваля отвечал Liquid theatre под кураторским началом режиссера, лауреата Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» и художественного руководителя Театра «18+» Юрия Муравицкого. Для подготовки зрелищных представлений режиссер и артисты театра в течение двух месяцев репетировали совместно с жителями Выксы, прошедшими кастинг. Несколько интерактивных спектаклей, в том числе премьерных, на улицах Выксы разыграли «Театр Вкуса» и Театр «ТУТ».
Liquid theatre
Также по мотивам темы «Акватория» в городском музее открылась выставка «Можно из-под крана?!» о роли воды в жизни людей и городов — совместный проект Фестиваля «Арт-Овраг», Политехнического музея и Музея истории Выксунского металлургического завода. Экспозиция «Можно из-под крана?!» объединила исторические предметы из фондов Политеха — паровые машины, измерительные приборы, драгоценные кристаллы, выращенные в воде, — и работы пятнадцати современных художников, исследующих воду как ресурс жизненной энергии, среду непрерывного обновления и движения.
Выставка «Можно из-под крана?!»
Наиболее ожидаемым событием фестиваля стала презентация самой большой в мире монументальной росписи, над которой работал московской художник Миша Most — победитель международного конкурса «Выкса 10 000», прошедшего в рамках фестиваля «Арт-Овраг» и собравшего 260 заявок участников 34-х стран, среди которых были Япония и Австралия, а также страны Латинской и Центральной Америки. Роспись на фасаде стана-5000 Выксунского металлургического завода Миша Most создавал в течение 45-ти дней при поддержке и участии творческого объединения «Артмосфера». На фестивале был зарегистрирован рекорд представителями Книги рекордов России и Книги рекордов Европы; по результатам события направлена заявка на регистрацию в Книге рекордов Гиннесса.
Открытие самой большой в мире монументальной росписи
Программу лекций и мастер-классов по урбанистике, городскому предпринимательству, современному искусству составили опытные спикеры и кураторы. Некоторые мастерские проходили в несколько дней с полным погружением и реальными результатами. Например, итогом работы столярной мастерской стали новые предметы уличной мебели для дворов Выксы. В рамках направления урбанистики, стартовавшего еще в феврале, посетители увидели документальный спектакль про дворы Выксы, а также были представлены новые проекты «Арт-дворов» — комфортных пространств для общения и времяпрепровождения с детьми — которые разрабатывались совместно с жителями и будут реализованы в следующем году.
Прошло несколько мастер-классов в программе «Арт-еда». Выксунский шеф-повар Марина Ванюкова в течение двух месяцев проводила открытые мастер-классы в кулинарной студии и учила готовить детей сложные блюда из повседневных продуктов. На фестивале ученики переквалифицировались в помощников шеф-повара и готовили дегустационные сеты молекулярной кухни.
Для детей было предусмотрено множество занятий. В рамках проекта «Выкса — город для детей» на площадке работали детские станции, где участники фантазировали и придумывали новые идеи, создавали игрушки и городские объекты из природных элементов. Объекты, созданные на занятиях мастерской установлены в одном из городских дворов по адресу ул. Пирогова, д.6, который по мнению участников мастерской до сегодняшнего дня был одним из самых недружелюбных пространств города.
В ежедневной спортивной программе было представлено около 10 видов уличного спорта. Каждый день фестиваля был насыщен зрелищными трюками профессиональных экстремалов, соревнованиями и открытыми тренировками.
В музыкальный лайн-ап вошли талантливые ди-джеи и коллективы, в числе которых Mitya, Mosbrass, «Платья за 130» и другие.
На самом деле, главным итогом фестиваля, а скорее всей истории его существования, стало не то, достигла ли новая команда установленного (организаторами или ими самими) KPI, и в какую сумму выливается проведение такого масштабного ивента организаторам, важно то, что с этого года ART OVRAG вышел из рамок нескольких летних дней, и теперь культура будет сопровождать выксунцев на протяжении гораздо большего времени. Результаты этого мы точно увидим еще через несколько лет.
Александр Стрига
Фото: Александр Стрига
Метка Арт-Овраг, Выкса, ОМК, фестиваль
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Фестиваль Башмета в Ярославле: искусство против пандемии
То, к чему за тринадцать лет привыкли ярославцы, снова вернулись на сцены области.
-
Под славным именем маэстро Юрия Башмета
Фестиваль прошел на высоком уровне, и его посетило более двух тысяч зрителей.
-
Два русских гения: в слове и музыке
На XII Ежегодном международном музыкальном фестивале под артистическим руководством маэстро Юрия Башмета показали спецпроект «Ч+Ч» к юбилеям П.И. Чайковского и А.П. Чехова. Текст читали актеры Сергей Гармаш и Дарья Белоусова в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.