Праздник ушедшей эпохи

В культурном центре ЗИЛ наглядно продемонстрировали, что тоталитарный режим остался в прошлом

1аТоталитарный режим превращает человека в раба еще с раннего детства. Заменяет его мысли лозунгами, заставляет жертвовать настоящим ради призрачного светлого будущего, стирает индивидуальные свойства личности. Последствия этого мы можем увидеть на Первом Фестивале индустриальной культуры, открывшемся в Культурном центре ЗИЛ.

Чтобы изучить эпоху, навсегда канувшую в прошлое, нужно понять, в чем заключается эстетика того времени. Постиндустриальное наследие уже давно привлекает внимание архитекторов, этнологов, антропологов и других специалистов. Художник Николай Селиванов, выступивший в роли куратора фестиваля, решил взглянуть на советское прошлое как на уникальный культурный феномен.

Программа мероприятия состоит из двух блоков — выставочного и просветительского. В первом из них авторы попытались осмыслить базовые закономерности индустриальной культуры через призму философии и эстетики. Также немало места здесь отведено роли человека в мире станков и сложных механизмов. Сюда же входит выставка «ЗИЛ. Наследие», представленная в виде инсталляций, связанных с заводом имени И.А. Лихачева. Детали автомобилей и велосипедов, чертежи, печати, миниатюрные модели, передают уникальную атмосферу эпохи, о которой с каждым днем помнят все меньше и меньше. Значение каждого экспоната помогают раскрыть сопровождающие материалы в виде фотографий, текстов или видео.

Следующим компонентом блока является выставка «Выбывшие дети». Она создана на основе фотографий школьников, рассортированная по десятилетиям. Данная подборка позволяет составить коллективный портрет детей, выросших в индустриальную эпоху. При этом организаторы подчеркивают, что за общими снимками скрывается индивидуальность каждого ребенка, которую в советское время предпочитали не замечать. Очень интересно наблюдать, как в зависимости от года съемки меняются лица детей. Внимательный посетитель наверняка заметит, что с очередным десятилетием в них появляется больше свободы и естественности. И если на ранних снимках малыши больше похожи на запуганных зверьков, приученных ходить строем, то на более поздних мы видим в глазах детей живой интерес к происходящему вокруг.

Фотограф Ольга Алексеенко приготовила для фестиваля выставку «Парадные портреты. Конструктивистские клубы Москвы», ставшую напоминанием о трагедии русского авангарда, задавленного индустриальной повседневностью. Для того времени фабрики и заводы оказались куда более востребованным, чем искусство авангарда. На сегодняшний день ситуация полностью изменилась, и на базе индустриальных сооружений, появились культурные центры, отвечающие запросам современного общества.

2аМультимедийная инсталляция «Уходящая натура», выигравшая конкурс «Арт-резиденция ЗИЛ» 2014 года, рассказывает об истории завода и переосмыслении индустриального общества в современном мире. Два экрана показывают интервью с ветеранами завода и художественные разножанровые перфомансы в бывших заводских пространствах. На мой взгляд, лучшего названия для этой инсталляции сложно придумать. В ней мы видим ту категорию людей, которая ушла от нас вместе со своей эпохой.

Одним из главнейших центров тяжелой промышленности является Берлин. Именно поэтому инсталляция «Между мифом и утопией. Между пустотой и свободой» сформирована из личных вещей жителей Берлина. Каждый экспонат сопровождается описанием гипотезы о его происхождении и человеке, который мог им обладать. Завершает выставочный блок перфоманс «ZIL context» в котором образы разрушенного завода сочетаются с итальянской архитектурой.

Просветительский блок состоит из показа фильмов «Труба» Виталия Манского и «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной. А в рамках дискуссионной программы «Археология идей. Индустриальное наследие. Новые утопии» у посетителей будет возможность обсудить вопросы индустриализации с отечественными и зарубежными специалистами в области истории и философии науки и техники.

«Я не жалею об ушедшей эпохе, — говорит куратор фестиваля Николая Селиванов. – Наш фестиваль является некой попыткой понять ее, узнать, к чему тогда стремились люди, о чем мечтали. Изучив выставку «Выбывшие дети», можно смело сказать, что нынешние малыши куда более живые, раскованные. Разумеется, на данный аспект повлиял и социальный строй. В экспозиции фотографий работников завода ЗИЛ очень много снимков наших друзей, родственников. Все мы вышли из этой индустриальной школы».

Все, кто еще не успел приобщиться к индустриальной культуре, смогут сделать это до восьмого ноября. Вход на фестиваль бесплатный.

Дмитрий Веселов

Фото: Культурный центр ЗИЛ


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/