Праздник ушедшей эпохи

В культурном центре ЗИЛ наглядно продемонстрировали, что тоталитарный режим остался в прошлом

1аТоталитарный режим превращает человека в раба еще с раннего детства. Заменяет его мысли лозунгами, заставляет жертвовать настоящим ради призрачного светлого будущего, стирает индивидуальные свойства личности. Последствия этого мы можем увидеть на Первом Фестивале индустриальной культуры, открывшемся в Культурном центре ЗИЛ.

Чтобы изучить эпоху, навсегда канувшую в прошлое, нужно понять, в чем заключается эстетика того времени. Постиндустриальное наследие уже давно привлекает внимание архитекторов, этнологов, антропологов и других специалистов. Художник Николай Селиванов, выступивший в роли куратора фестиваля, решил взглянуть на советское прошлое как на уникальный культурный феномен.

Программа мероприятия состоит из двух блоков — выставочного и просветительского. В первом из них авторы попытались осмыслить базовые закономерности индустриальной культуры через призму философии и эстетики. Также немало места здесь отведено роли человека в мире станков и сложных механизмов. Сюда же входит выставка «ЗИЛ. Наследие», представленная в виде инсталляций, связанных с заводом имени И.А. Лихачева. Детали автомобилей и велосипедов, чертежи, печати, миниатюрные модели, передают уникальную атмосферу эпохи, о которой с каждым днем помнят все меньше и меньше. Значение каждого экспоната помогают раскрыть сопровождающие материалы в виде фотографий, текстов или видео.

Следующим компонентом блока является выставка «Выбывшие дети». Она создана на основе фотографий школьников, рассортированная по десятилетиям. Данная подборка позволяет составить коллективный портрет детей, выросших в индустриальную эпоху. При этом организаторы подчеркивают, что за общими снимками скрывается индивидуальность каждого ребенка, которую в советское время предпочитали не замечать. Очень интересно наблюдать, как в зависимости от года съемки меняются лица детей. Внимательный посетитель наверняка заметит, что с очередным десятилетием в них появляется больше свободы и естественности. И если на ранних снимках малыши больше похожи на запуганных зверьков, приученных ходить строем, то на более поздних мы видим в глазах детей живой интерес к происходящему вокруг.

Фотограф Ольга Алексеенко приготовила для фестиваля выставку «Парадные портреты. Конструктивистские клубы Москвы», ставшую напоминанием о трагедии русского авангарда, задавленного индустриальной повседневностью. Для того времени фабрики и заводы оказались куда более востребованным, чем искусство авангарда. На сегодняшний день ситуация полностью изменилась, и на базе индустриальных сооружений, появились культурные центры, отвечающие запросам современного общества.

2аМультимедийная инсталляция «Уходящая натура», выигравшая конкурс «Арт-резиденция ЗИЛ» 2014 года, рассказывает об истории завода и переосмыслении индустриального общества в современном мире. Два экрана показывают интервью с ветеранами завода и художественные разножанровые перфомансы в бывших заводских пространствах. На мой взгляд, лучшего названия для этой инсталляции сложно придумать. В ней мы видим ту категорию людей, которая ушла от нас вместе со своей эпохой.

Одним из главнейших центров тяжелой промышленности является Берлин. Именно поэтому инсталляция «Между мифом и утопией. Между пустотой и свободой» сформирована из личных вещей жителей Берлина. Каждый экспонат сопровождается описанием гипотезы о его происхождении и человеке, который мог им обладать. Завершает выставочный блок перфоманс «ZIL context» в котором образы разрушенного завода сочетаются с итальянской архитектурой.

Просветительский блок состоит из показа фильмов «Труба» Виталия Манского и «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной. А в рамках дискуссионной программы «Археология идей. Индустриальное наследие. Новые утопии» у посетителей будет возможность обсудить вопросы индустриализации с отечественными и зарубежными специалистами в области истории и философии науки и техники.

«Я не жалею об ушедшей эпохе, — говорит куратор фестиваля Николая Селиванов. – Наш фестиваль является некой попыткой понять ее, узнать, к чему тогда стремились люди, о чем мечтали. Изучив выставку «Выбывшие дети», можно смело сказать, что нынешние малыши куда более живые, раскованные. Разумеется, на данный аспект повлиял и социальный строй. В экспозиции фотографий работников завода ЗИЛ очень много снимков наших друзей, родственников. Все мы вышли из этой индустриальной школы».

Все, кто еще не успел приобщиться к индустриальной культуре, смогут сделать это до восьмого ноября. Вход на фестиваль бесплатный.

Дмитрий Веселов

Фото: Культурный центр ЗИЛ


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Зарядись «Классикой энерджи»!

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет 27 января в Доме музыки концерт «Классика энерджи». Прозвучат бессмертные шедевры классической музыки всех...

«Холодный фронт» в галерее АртСтори

Галерея ARTSTORY представляет 27 января новый выставочный проект — «Владимир Мигачев. Холодный фронт». В экспозиции представлены новые работы, созданные в...

Внук Бельмондо ищет причины, чтобы жить

20 января 2022 года кинопрокатная компания Russian World Vision выпускает в прокат фильм «9 причин, чтобы жить» режиссера Кристофа Барратье....

«Татьянин день» в Доме музыки

22 января в Московском международном Доме музыки Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Татьянин день». Прозвучат самые красивые песни...

Международный день памяти жертв Холокоста

В Еврейском музее и центре толерантности состоялась официальная церемония, посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста

Метафорум в Костомукше: увидеть смыслы

Креативное сообщество Костомукши, власть и бизнес обсудили стратегию развития творческих индустрий на Метафоруме «Креативные города».

Восьмой метафорум прошел в Волгоградской области

Национальный  форум завершил свою работу в Волгограде и Волжском. На двух площадках форума креативное сообщество городов, власть, бизнес, активные жители...

Метафорум в Ярославской области

Перспективы развития и возможности поддержки креативных индустрий обсудили на Метафоруме «Креативные города» в Ярославской области.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Зарядись «Классикой энерджи»!

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет 27 января в Доме музыки концерт «Классика энерджи». Прозвучат бессмертные шедевры классической музыки всех...

«Холодный фронт» в галерее АртСтори

Галерея ARTSTORY представляет 27 января новый выставочный проект — «Владимир Мигачев. Холодный фронт». В экспозиции представлены новые работы, созданные в...

Внук Бельмондо ищет причины, чтобы жить

20 января 2022 года кинопрокатная компания Russian World Vision выпускает в прокат фильм «9 причин, чтобы жить» режиссера Кристофа Барратье....

«Татьянин день» в Доме музыки

22 января в Московском международном Доме музыки Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Татьянин день». Прозвучат самые красивые песни...

«Сатирикон» представит спектакль из одной буквы

21, 22, 31 января 2022 года «Сатирикон» представляет спектакль «Р», сочинение на темы пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» в постановке Юрия...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/