Праздник ушедшей эпохи

В культурном центре ЗИЛ наглядно продемонстрировали, что тоталитарный режим остался в прошлом

1аТоталитарный режим превращает человека в раба еще с раннего детства. Заменяет его мысли лозунгами, заставляет жертвовать настоящим ради призрачного светлого будущего, стирает индивидуальные свойства личности. Последствия этого мы можем увидеть на Первом Фестивале индустриальной культуры, открывшемся в Культурном центре ЗИЛ.

Чтобы изучить эпоху, навсегда канувшую в прошлое, нужно понять, в чем заключается эстетика того времени. Постиндустриальное наследие уже давно привлекает внимание архитекторов, этнологов, антропологов и других специалистов. Художник Николай Селиванов, выступивший в роли куратора фестиваля, решил взглянуть на советское прошлое как на уникальный культурный феномен.

Программа мероприятия состоит из двух блоков — выставочного и просветительского. В первом из них авторы попытались осмыслить базовые закономерности индустриальной культуры через призму философии и эстетики. Также немало места здесь отведено роли человека в мире станков и сложных механизмов. Сюда же входит выставка «ЗИЛ. Наследие», представленная в виде инсталляций, связанных с заводом имени И.А. Лихачева. Детали автомобилей и велосипедов, чертежи, печати, миниатюрные модели, передают уникальную атмосферу эпохи, о которой с каждым днем помнят все меньше и меньше. Значение каждого экспоната помогают раскрыть сопровождающие материалы в виде фотографий, текстов или видео.

Следующим компонентом блока является выставка «Выбывшие дети». Она создана на основе фотографий школьников, рассортированная по десятилетиям. Данная подборка позволяет составить коллективный портрет детей, выросших в индустриальную эпоху. При этом организаторы подчеркивают, что за общими снимками скрывается индивидуальность каждого ребенка, которую в советское время предпочитали не замечать. Очень интересно наблюдать, как в зависимости от года съемки меняются лица детей. Внимательный посетитель наверняка заметит, что с очередным десятилетием в них появляется больше свободы и естественности. И если на ранних снимках малыши больше похожи на запуганных зверьков, приученных ходить строем, то на более поздних мы видим в глазах детей живой интерес к происходящему вокруг.

Фотограф Ольга Алексеенко приготовила для фестиваля выставку «Парадные портреты. Конструктивистские клубы Москвы», ставшую напоминанием о трагедии русского авангарда, задавленного индустриальной повседневностью. Для того времени фабрики и заводы оказались куда более востребованным, чем искусство авангарда. На сегодняшний день ситуация полностью изменилась, и на базе индустриальных сооружений, появились культурные центры, отвечающие запросам современного общества.

2аМультимедийная инсталляция «Уходящая натура», выигравшая конкурс «Арт-резиденция ЗИЛ» 2014 года, рассказывает об истории завода и переосмыслении индустриального общества в современном мире. Два экрана показывают интервью с ветеранами завода и художественные разножанровые перфомансы в бывших заводских пространствах. На мой взгляд, лучшего названия для этой инсталляции сложно придумать. В ней мы видим ту категорию людей, которая ушла от нас вместе со своей эпохой.

Одним из главнейших центров тяжелой промышленности является Берлин. Именно поэтому инсталляция «Между мифом и утопией. Между пустотой и свободой» сформирована из личных вещей жителей Берлина. Каждый экспонат сопровождается описанием гипотезы о его происхождении и человеке, который мог им обладать. Завершает выставочный блок перфоманс «ZIL context» в котором образы разрушенного завода сочетаются с итальянской архитектурой.

Просветительский блок состоит из показа фильмов «Труба» Виталия Манского и «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной. А в рамках дискуссионной программы «Археология идей. Индустриальное наследие. Новые утопии» у посетителей будет возможность обсудить вопросы индустриализации с отечественными и зарубежными специалистами в области истории и философии науки и техники.

«Я не жалею об ушедшей эпохе, — говорит куратор фестиваля Николая Селиванов. – Наш фестиваль является некой попыткой понять ее, узнать, к чему тогда стремились люди, о чем мечтали. Изучив выставку «Выбывшие дети», можно смело сказать, что нынешние малыши куда более живые, раскованные. Разумеется, на данный аспект повлиял и социальный строй. В экспозиции фотографий работников завода ЗИЛ очень много снимков наших друзей, родственников. Все мы вышли из этой индустриальной школы».

Все, кто еще не успел приобщиться к индустриальной культуре, смогут сделать это до восьмого ноября. Вход на фестиваль бесплатный.

Дмитрий Веселов

Фото: Культурный центр ЗИЛ


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«DTM» Александра Косолапова и другие новые выставки в Cube.Moscow

Галереи арт-пространства Cube.Moscow возвращаются к полноценной работе и открывает все выставки, на которых представлены работы современных художников, работающих в разных...

Гришковец «Между делом» в театре Пушкина

В феврале зрителей театра имени А.С. Пушкина ждет премьера спектакля режиссера Евгения Гришковца по пьесе драматурга Евгения Гришковца «Между делом»....

Ближний космос: конкурс рассказов и комиксов

В год 60-летия космического полета Юрия Гагарина Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) объявляет старт Всероссийского молодежного конкурса научно-фантастического рассказа...

Седьмая «Неделя памяти» пройдет в онлайн и офлайн формате

С 18 января по 31 января 2021 года в России на федеральном уровне пройдет ежегодная — уже седьмая по счету...

На перевал Дятлова. Документально

Документальный фильм о мотоэкспедиции по перевалу Дятлова набирает обороты в YouTube.

Со «звездами» на дружеской ноге, но с верой в себя

Астролог Тамара Глоба считает, что в наступившем году наша страна выходит на новый путь, а осенью не будет никаких препятствий для передвижений по миру.

Нейромонах Феофан открыл 2021 год релизом прямо в новогоднюю ночь

Нейромонах Феофан сделал новогодний подарок всем своим слушателям и ночью с 31 декабря на 1 января выпустил новый трек «На заре».

В Дании разработали робота для взятия мазка

Международный форум «Роботы против COVID-19» прошел в Москве.

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

«DTM» Александра Косолапова и другие новые выставки в Cube.Moscow

Галереи арт-пространства Cube.Moscow возвращаются к полноценной работе и открывает все выставки, на которых представлены работы современных художников, работающих в разных...

Гришковец «Между делом» в театре Пушкина

В феврале зрителей театра имени А.С. Пушкина ждет премьера спектакля режиссера Евгения Гришковца по пьесе драматурга Евгения Гришковца «Между делом»....

Ближний космос: конкурс рассказов и комиксов

В год 60-летия космического полета Юрия Гагарина Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) объявляет старт Всероссийского молодежного конкурса научно-фантастического рассказа...

Седьмая «Неделя памяти» пройдет в онлайн и офлайн формате

С 18 января по 31 января 2021 года в России на федеральном уровне пройдет ежегодная — уже седьмая по счету...

Песни о любви в Татьянин день

22 января в Московском международном Дом музыки Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» представляет концерт «Татьянин день. Песни о любви». Будут исполнены...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/