Эротическая трагикомедия Антона Бильжо «Рыба-мечта» появилась на киноэкранах в конце декабря. Фильм рассказывает историю скромного корректора Романа, который встретил в курортном городке Усть-Нарва загадочную незнакомку Хелену и прожигателя жизни Марка. Отношения между героями развиваются стремительно, а в конце зрителей ждет неожиданная развязка. Eclectic поговорил с режиссером Антоном Бильжо и исполнителем главной роли Владимиром Мишуковым о съемочном процессе, независимом кино, предназначении человека и многом другом.
Антон, Владимир, какой смысл вы вкладываете в понятие «рыба-мечта»?
Антон Бильжо: С одной стороны, «рыба-мечта» — это глава энциклопедии, которую начал создавать профессор Полянский, а закончил наш герой. С другой — это девушка, внезапно появившаяся из воды. Она ассоциируется как с целью ученого, так и с представлением об идеальной женщине и даже чем-то большим. Можно сказать, что Хелена символизирует предназначение каждого отдельного человека. Ведь Роман приезжает в санаторий, чтобы сделать в жизни нечто фундаментальное.
Владимир Мишуков: Лично для меня «рыба-мечта» — некий образ труднодостижимого, труднообладаемого. Каждый из нас предрасположен к чему-то большему. Но при этом мы проживаем гораздо меньше того, на что рассчитаны и задуманы. И мне кажется, «рыба-мечта» является символом недосягаемого счастья, к которому устремлена наша природа. Дело ведь еще и в том, что при достижении цели, может выясниться, что человек не готов к встрече с ней и не может верно распорядиться полученным благом. Таким образом «рыба-мечта» — это неготовность к невероятному счастью.
То есть Роман был не готов к встрече с Хеленой?
В. М.: Пожалуй, герой не был готов даже к встрече с самим собой, которого он открыл при знакомстве с Хеленой и Марком. Роман обнаружил нового себя, а это труднопереносимо, поскольку он представлял свою сущность несколько иной. Также стоит отметить, что мой персонаж не соответствует обыденной жизни. Он не вписывается в праздник повседневности и при этом остается заложником своего внутреннего голоса, требующего сделать что-то основательное. Когда Роман встречает женщину, он пытается забыть о своем предназначении и быть легким, экстравертным. Однако у него это не особо получается.
Есть люди, которые просто живут: пьют вино, едят вкусный сыр, наслаждаются общением и принимают то, что дает им жизнь. Человека, которому этого не достаточно, часто считают странным. Хотя вполне вероятно, что именно через таких индивидуумов проходит особая энергия.
А. Б.: Роман больше обращен к своему внутреннему «я». А гедонисту Марку кажется, что герой просто не умеет жить, общаться с женщинами и так далее. Здесь и возникает конфликт двух разных персонажей.
На какую аудиторию рассчитана «Рыба-мечта»?
А. Б.: Фильм рассчитан на широкий круг зрителей – таких, какими я их себе представляю. Мы не делали никаких фокус-групп, но постарались рассказать максимально простую и понятную историю, которая нашла бы отклик в сердцах разных людей. И все-таки нужно оговориться, что я имел в виду тех, кто приходит в кино не просто ради развлечения или отключения от проблем, но и чтобы обратиться к собственному опыту, как-то его проработать, посмотреть на него под другим углом. Фильм будет интересен, первым делом, тем, кто готов к неожиданностям – новым вкусам, ощущениям и смыслам.
«Рыба-мечта» сочетает в себе разные жанры. Почему вы решили работать сразу в нескольких направлениях?
А. Б.: Поскольку над этим проектом работал только я сам, и никто надо мной не стоял, мне было интересно не замыкаться в одном жанре, а сделать чуть более сложную историю. Сегодня жанры смешиваются, интеллектуальный зритель стал более взыскательным. Жанровые схемы видны сразу, они не удивляют. При попытке рассказать о чем-то реально прожитом, неминуемо приходится стирать границы, потому что новые смыслы и новые чувства лежат не в рамках жанров, а на их неизведанных границах.
В. М.: На мой взгляд, строго определенный жанр практически не оставляет места для неожиданностей. Наша жизнь сама по себе не укладывается ни в какие жанровые рамки. По мнению одного человека ты абсолютно комедийный персонаж, по мнению другого – однозначно трагический. Все это перемешивается, накладывается друг на друга, и подобрать нужные слова для обозначения какого-либо стиля становится практически невозможно.
Могло выйти так, что фильм получился бы абсолютной комедией или триллером. В процессе работы мы не знали, каким будет результат. Мы разбирали каждую сцену и старались понять, как бы себя повел человек в реальной жизни, случись с ним те или иные обстоятельства. Мне кажется, творческий процесс – это лабораторная работа, где ты подбираешь компоненты, смешиваешь их, а потом фиксируешь реакцию.
Еще фильм «Рыба-мечта» интересен тем, что стал для каждого из вас дебютом в полнометражном кино…
В. М.: Да, такое долгое пребывание на экране у меня впервые. Но к своим предыдущим работам я подходил не менее ответственно. Мне не важно, что у меня может быть всего один съемочный день, а в фильме мое лицо покажут только пять секунд. К каждой своей роли я привык относиться как к главной. Думаю, что основное отличие полного метра в том, что время здесь иной плотности и фиксировать его нужно по-другому.
А. Б.: Во время съемок «Рыбы-мечты» я по-новому взглянул как на кинопроцесс, так и на самого себя. Понял, что если в короткометражке можно показать какой-то отрывок из жизни человека, то здесь нужно держать в голове почти всю его биографию. Поначалу мы часто делали ошибки. Например, неправильно просчитали хронометраж фильма. Казалось, что у нас будет недобор по времени, однако после завершения съемок выяснилось, что мы сняли в три раза больше, чем нужно. Были и другие нюансы.
Антон, как вы подбирали актеров для фильма?
А. Б.: Кастинг длился около года. Владимира Мишукова я нашел в фейсбуке, его фотография показалась мне интересной. Мы встретились, поговорили, нашли точки соприкосновения. Меня зацепило серьезное отношение Володи к своему герою. Тот работает корректором и считает это занятие делом всей жизни. Для главной женской роли мы очень долго искали актрису, которая, с одной стороны, была готова сниматься без одежды, а с другой – обладала специфическим сознанием. На пробах все девушки играли психологично, а мне нужно было нечто другое. В итоге Северия Янушаускайте великолепно сыграла женщину, движущуюся по жизни интуитивно, подчиняясь каким-то собственным животным законам. Ну, а когда пришел Максим Виторган и сел напротив Владимира Мишукова, между ними сразу же обозначился контраст и конфликт. Этого я и добивался.
Владимир, насколько комфортно вам работалось с коллегами по съемочной площадке?
В. М.: Мы с Северией много времени провели в холодной воде. Это ощущение нельзя назвать комфортным. Но именно в такие моменты и проверяется настоящее партнёрство — умение и готовность помогать друг другу. Впрочем, это необходимо и в более благоприятных условиях. К счастью, так было на протяжении всего съёмочного периода. Работать с Северией мне оказалось легко и интересно. Она свободная, рискованная, правдивая, тонкая и смелая актриса.
С Максимом мы очень разные. И не только внутренне. Он на голову выше меня, крупнее, солиднее. Находясь рядом с ним, я чувствовал себя хлипким и слабым, что было только на пользу моему персонажу. Все сцены с ним – это динамичный спаринг не только разных мужских начал, но и разнообразных способов актёрского существования. Мне кажется, благодаря этому, наши эпизоды пропитаны особым напряжением.
Почему для сбора денег вы решили использовать краудфандинговую платформу Planeta.ru?
А. Б.: После окончания съемок нужно было заниматься монтажом, озвучкой, графикой, цветокоррекцией и прочим. Все это требовало денег, и продюсер Юлия Мишкинене предложила запустить краудфандинг. Она же курировала этот трудоемкий процесс. Мы очень рады, что рядом оказались люди, готовые поддержать наш фильм и пожертвовать определенную сумму, которая частично покрыла затраты на пост-продакшн.
В. М.: Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, нужно вырабатывать новую модель финансирования независимого авторского кинематографа и окончательно перестать надеяться на поддержку государства. Сегодня, на мой взгляд, обращение к друзьям, родственникам или частным инвесторам — это наиболее органичный путь. Хотя и сложный. Но возможный. Особенно, если держать перед глазами пример американского актера и режиссера Джона Кассаветиса, который был готов заложить свою квартиру, чтоб снимать кино. Во Франции, например, вы можете получить финансирование от власти, но при этом от вас никто не будет требовать определенных соответствий. У нас же всё выглядит по-другому. Поэтому чем быстрее наши авторы придут к пониманию, что поддержки от чиновников из министерства культуры не будет, тем быстрее начнется процесс освобождения. Тем быстрее появятся фильмы с новым, свободным дыханием.
Антон, в создании картины принял участие ваш отец, известный карикатурист Андрей Бильжо. В чем именно заключалась его помощь?
А. Б.: За два месяца до съемок у меня вышла неожиданная накладка с продюсером. Все оказалось под угрозой срыва. Тогда папа сказал, что готов нас финансово поддержать, и в итоге его деньги составили основной бюджет фильма. К слову могу сказать, что это были далеко не лишние деньги. Я высоко ценю этот поступок, поддержку, без которой фильма бы не было. В «Рыбе-мечте» папа снялся в эпизодической роли, поэтому у него была возможность понаблюдать за съемочным процессом воочию. Вообще, отец внимательно следит за моим творчеством и периодически дает советы, к которым я прислушиваюсь, хотя иногда не показываю виду.
Почему в конце фильма Роман все-таки отказывается от Хелены?
А. Б.: Роман принял определенное решение. Бывает так, что человек не делает выбор, однако, это уже является выбором. Так или иначе, герой оказался в среде Хелены и предпочел жизнь с ней работе над энциклопедией. Мне кажется, что Роман – это человек, в котором присутствует некая экзистенциальная тоска. Он не до конца осознает, для чего существует и куда идет. Женщина для него может быть спасением, но непонятно надолго ли и настоящее ли это спасение? Я лично думаю, что нет.
В. М.: Всё когда-нибудь либо заканчивается, либо перетекает в другое состояние, на которое человек первоначально не рассчитывал. Я думаю, что страсть моего персонажа к работе оказалась сильнее чувств к женщине.
Каждый человек живет в меру сложности своего внутреннего мира. Кому-то кажется, что герой отказывается от счастья, но вполне вероятно, что в понимании Романа счастье выглядит иначе. Или же помимо любви ему нужно еще что-то, что не уживается с бытовыми представлениями большинства. А Хелена, по мнению Романа, не даст ему сосредоточиться и подняться на следующую интеллектуальную ступень, поскольку часть его сил будет задействована в этом страстном любовном процессе.
Беседовал Дмитрий Веселов
Фото: Павел Емелин, tvkinoradio.ru
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Ольга Арнтгольц: «Главное для меня – быть хорошей мамой»
15 октября на канале Россия-1 состоялась премьера мелодрамы известного театрального режиссера Сергея Виноградова «Девятый вал». Исполнительница главной женской роли Ольга...
-
Ольга Прокофьева: «Всегда в ожидании хорошего кинопроекта»
Популярная актриса о новом спектакле, смелости и счастливых совпадениях в жизни.
-
Картины никогда не предадут
Мехди Эбрагими Вафа, победитель третьего сезона телепроекта «Битва экстрасенсов» не следит за его развитием и разучился доверять людям, но продолжает помогать тем, кто обращается за помощью.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.