Персона

Гуманист, романтик и… мастер собственной жизни

И это все о ней. Об Ирине Хакамаде можно сказать тысячи слов, но лучше всего формулирует она сама. Мы здесь сталкиваемся с поразительным феноменом: с человеком как собственным произведением. Причем, искусства. Большого искусства быть собой в разных обстоятельствах, уметь меняться, сохраняя внутреннюю верность себе.

Хакамада-2-бИрина Хакамада уже более семи лет выходит к публике с мастер-классами, во время которых происходит нечто особенное: прямой контакт, передача сложной информации, которая не прижимает людей, а поднимает. Полный зал видит не бывшего предпринимателя, бывшего политика государственного масштаба, а самодостаточную женщину с горящими глазами и огромной энергией. Кажется, она нашла свой бозон Хиггса. Но как?

Говорят, что стиль – это человек. Как бы вы определили свой стиль?

В моем стиле для меня ведущей является моя индивидуальность. То есть я хочу всем показать, что я не как все, и при этом как все. Минимализм азиатский, но при этом с вывертом. Выверт означает – я сама по себе, ни на кого не похожа, но при этом я очень скромная и как все. Быть, как все, – это азиатская черта, а непохожесть ни на кого – черта творческая, скорее, французско-европейская. Хотя за основу я брала стиль француженок. Вы были наверняка в Париже, заметили – на левом берегу они все просто «зачуханные» (смеется)… И мне так нравится то, что они никому не хотят нравиться. Абсолютно свободная молодежь: не как наши девчонки, которые так и стараются, будто на продажу. Самодостаточный, спокойный стиль, но при этом с изюминкой. Стиль – это все-таки творчество, вы формируете свой внешний вид самостоятельно и эклектично. Я – эклектик. Я могу выглядеть без всякого Востока, могу и шпильки надеть, и платье более сексуальное, но все равно это будет эклектика.

Как ваш стиль распространяется во внешней среде?

Первое, я появляюсь на телевидении и демонстрирую некую гармонию своего интеллекта с тем, как я выгляжу. Второе – посредством «ХакаМа» (линия одежды) – создаю антигламурную одежду.

Вы ее и задумывали как антигламурную?

Это не я, это Лена Макашова, которая всю жизнь работала, я просто присоединилась как бренд-менеджер на безвозмездной основе… Она творит, что хочет, я помогаю продвигать. Как человеку восточному мне не важно, кто и что сказал, важен результат. А он меня радует: все больше людей начинает покупать нашу одежду, и это уже заметно на тусовках – если раньше в основном ее осмеливались носить одни актрисы, то сейчас присоединились журналистки, в том числе девочки, работающие в «Снобе» и на «Дожде». Можно сказать, свободные люди обретают свободный «лук».

Эклектичный подход проявляется в обстановке вашего дома?

Ирина ХакамадаНарод буквально сходит с ума от того, что я делаю. Говорят: все, что ты «сдизайнировала» у себя в доме, это ты в кубе, и способен на подобное только человек, который ничего не боится, рискует наотмашь. У меня «беспредел». В квартире два этажа: внизу американский лофт, перепутанный со старым пианино и огромным обеденным круглым столом стиля модерн с неизменным абажуром над ним на веревочках, вокруг кирпич, бетон, открытая проводка и металл, наверху – неоколониальный стиль. Я смешала Китай, Японию, Индонезию, Индию с Францией, Америкой, добавила жесткие минималистические кубы, причем безо всякого проекта. Я все время что-то двигаю, придумываю. Оставляю много свободного пространства и полную стилевую демократию: наверху индонезийская опиумная скамейка, на ней, как это принято, в ряд разноцветные тайские подушки из шелка, а внизу итальянский классический стол. За столом, с одной стороны, дешевый честерский диван, а с другой – американские кресла с ушами. Получилось смешно.

Человек меняется и часто радикально. Что скажет Ирина-2013 про Ирину 80-х, 90-х и нулевых, это же были разные женщины?

Ирина 80-х – зажатая, закомплексованная, но уже довольная собой училка. Юбочка в клеточку-шотландку, лапшичка синенькая, пучок на голове, очки огромные как у стрекозы. Доцент. Защитила диссертацию и счастлива, что стала преподавать, читать лекции. «Висю» на доске почета.
Ирина Хакамада 90-х – вежливый, очень образованный авантюрист. В мужском роде? Да! Потому что кооператор. Использует все свои знания, но энергия авантюриста. Преодолевает препятствия очень креативно, рискованно и легко. Например, в Моссовет нельзя пройти, пристраивается к очереди, произносит то же, что все говорят в окошко, – и на автомате ее пропускают. В джинсовой мини-юбке прибегает к кабинету, умоляет мужчин пропустить, просит регистратора зарегистрировать биржу. Регистратор удивлено спрашивает: «А что это такое?» «Там все торгуют, там брокерские конторы», – отвечает она. – «Это не криминал?» – «Нет, не криминал». – «А закон о биржах есть?» – «Нет». – «В рамках кооператива все можно». Прибегает к партнерам, говорит, что все можно. Берем устав, выдергиваем аккуратно страничку, перепечатываем, вписываем биржевую деятельность, потом также аккуратно вставляем, на печать подышали и приклеили обратно; поехали, начали делать биржу. Потом она заскучала, предпринимательство перестало вдохновлять.

В 2000-е Ирина, романтик-политик, оставаясь индивидуалистом, надеется изменить мир, изменить Россию и затянуть ее в прекрасное европейское культурное будущее. Честно верит, что все возможно.

Когда европейское культурное будущее перестало быть прекрасной картинкой?

Первое разочарование – «Норд-Ост» и его последствия, второе – 2003 год – проигрыш демократов, никто ни с кем не договорился, разочарование. Последняя точка – 2004 год – президентская кампания, получение 5% голосов. И на этом все, проект закончился. Вера закончилась, энергии не стало. Не было смысла отдавать энергию туда, где нет веры. Я ушла.

Действительно, что можно сделать без веры. А что дальше?

Потом год тишины, автобиографический роман «Любовь вне игры: история одного политического самоубийства». И случайный звонок с предложением провести мастер-класс. И теперь я веду мастер-классы по темам: лидерство, успех, дао жизни, искусство коммуникации, айкидо переговоров. И опять вера. Вера в то, что, дав свободу мышления и уверенность в своих потенциальных силах нарождающемуся среднему классу, я добьюсь европейского будущего. Пусть не при моей жизни, это не важно, но они его сделают. Надо, чтобы креативных людей было больше 2%. Людей, которые берут на себя риски и ответственность, сейчас меньше 2%, а нужно, чтобы было хотя бы 15–20%, тогда можно все изменить. Работаем на 15%. Опять вера! Пошла обратная связь: люди пишут, приходят. По пятьсот человек приходят даже в самой глухой провинции. Мне говорят: «Ира, мы собрали лучших, теперь все зависит от вас».

Вы получили возможность общаться непосредственно с теми, кто готов слышать, кто способен что-то изменить?

Да, конечно. Моя формула успеха: делай то, что тебе нравится; делай так профессионально, чтобы получать деньги и свободно делать первое; делай с теми, кто нравится, а если их нет, делай сам; делай для тех, кому ты сам нравишься. Все остальное не имеет никакого смысла.

Вы видите, как растет ваша аудитория, прорастают идеи?

Хакамада-4-бБолее того, я вижу, как везде идут мои смыслы. Например, семь лет назад я провела мастер-класс «Лидерство в турбулентное время». Я объясняла, что это разнонаправленное движение всех факторов в мировой экономике и в России. Сейчас все используют понятие турбулентности. Муж говорит: «Не обольщайся, ты пришла сама к тем вещам, к которым одновременно приходит огромное количество людей». Я отвечаю: «Ладно, буду скромной».
Мне непросто. Я даю сложную повестку дня. Я ее упрощаю, у меня есть опыт, но тем не менее. Один психолог мне сказал: «Вы даете людям слишком сложную версию их жизни. Вы уверены, что они готовы?» Я ответила, что не проверяю, а делаю: кто не готов, не возьмет; кто готов, возьмет, и ему будет легче жить. Я даю тему весело, с анекдотами, с образами, но материал глубокий. Но они все равно приходят, значит, это мои люди.

Потенциал выходит на поверхность?

Люди соскучились, им хочется сложных смыслов, они устали от бессмысленности информационных потоков и идеологических штампов. Понятно, что не все. Но ведь и у меня фильтр – надо купить билет, подняться со стула. Я изъездила всю Россию с мастер-классами и везде нахожу аудиторию, такую как я сама. Люди растут, они абсолютно современны, хотят самореализации, никто не ноет, что государство должно помочь, они берут ответственность за свою жизнь и ищут себя. Они готовы идти не за бабками, а за собой. Их в асфальт уже не закатать, они дышат свободой. Свобода – сознательное ощущение масштаба своей личности.

 

У вас появилась новая миссия, политической ее не назовешь. Она какая?

Хакамада-3-бПросвещение (шепотом). Противное слово. Слово «миссия» тоже не люблю. Сразу предупреждаю, я не тренер, не учитель, если что-то не понравилось, можно выбросить, и спорить не надо. Есть выражение nothing personal – ничего личного, а у меня just personal – все личное. Я не психолог и не претендую на пафос: идите за мной, и вам станет хорошо. Не спекулирую. Я ученый, кандидат наук. Весь свой опыт соизмерила с внешним миром, с тем, что нового открыто в физике, в биологии, в литературе, в искусстве, все переработала в некое учение и несу. Это не байки про то, как в таком-то году со мной произошло… Это – научный труд. Я все время изучаю свой объект – саму себя. Поэтому я не боюсь конкуренции, я – продукт очень индивидуальный… Вызовы сумасшедшие, нельзя стоять на месте, надо постоянно саморазвиваться… И дальше будет интереснее…

То есть вы выступаете как автор собственной жизни?

Да, как мастер. Так режиссер рассказывает, как он снимает кино. Или, например, приезжал Тонино Гуэрра и рассказывал, как он пишет сценарии. Я рассказываю, как я живу. Вот и все.

Категория мастера – как раз проявление восточного начала?

Хакамада-1-бЯ соединяю восточную технологию и западную. Меня сейчас спрашивают, как же двигаться к цели? Я отвечаю: двигайтесь к себе, вы – главное, а цель промежуточная. Она для вас очень важна, но при этом вы к ней абсолютно равнодушны. Как же так?! Вот так, одновременно: очень надо сделать, но при этом, если не получится, не страшно, ведь главный в этой истории – вы. Многие сейчас просто растеряны, не знают, на что опереться, нет стабильного ресурса, нет ни одной стабильной идологемы, мифологемы, традиции, все текуче. Тогда остается только одно, на что можно опереться, – на самого себя. И тогда ты ни от чего не зависишь, можешь все принять, переосмыслить и спокойно выдать то, что на самом деле людям нужно, и тебе принесет успех и деньги. Сейчас самый выигрышный образ не исполнительный отличник, а сбалансированный ленивый хулиган.

Было ли у вас такое ощущение востребован­­­­­­­­ности раньше?

Нет, сейчас особенный период. Я говорю на выступлениях, если вы находите себя, и ваша дальнейшая деятельность не только для себя, но важна для людей, – вы ловите тот самый бозон Хиггса, элементарную частицу, обладающую дикой энергией. Она будет вокруг вас создавать массу единомышленников, и вы для этого ничего не будете предпринимать, будете просто делать свое дело. Такие люди видны за километр, куда бы ни вошли: сядет рядом за стойкой бара, перекинется двумя словами, и у вас пройдет голова. И такие люди сейчас в дефиците.

Я гуманист, романтик, урод. Но работаю я профессионально, поэтому мой гуманизм люди прекрасно потребляют. Я же его упаковываю. Всегда говорила, что у либералов идеи есть, а упаковка отсутствует. Теперь я – такой бытовой либерал. Идею осознанной свободы, осознанного выбора перенесла на формирование частной жизни. И иду к людям с их частной жизнью (а не с идей свободного государства, которая дискредитирована) через их успех, чтобы они рисковали, брали на себя ответственность и верили в размах своих чувств. Потом постепенно они все сделают сами.

Если бы вам предложили сделать то, что для вас пока кажется невозможным, чтобы вы выбрали?

Мне предложили сыграть в спектакле, где главная героиня списана с меня. Но я отказалась, это не мое, и организаторам, скорее всего, просто нужно мое имя. Можно слетать в космос. До­учиться ездить на мотоцикле – очень мне нравится. Или слетать на воздушном шаре.

А вот это мы можем вам обеспечить!

Давайте! Я полечу!

 Хакамада-5-б

Нино Самсонадзе
Фотографии: Леонид Максимов,
из архива Ирины Хакамады


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Грезы русского поместья

Во Владимирском областном Центре изобразительного искусства открывается выставка живописи и графики Николая Шестопалова «Грезы русского поместья». Н.Шестопалов «Углич. Дом царевича...

Грандиозная премьера музыкального шоу «Пламенные сердца»

18 августа в Москве состоится финал Всероссийского конкурса индивидуальных исполнителей «Соло 01». 35 самых талантливых детей и подростков со всей...

Ленинградская симфония на берегах Невы

09 августа 2022 года – особая дата в истории нашей страны и мира. Это день 80-летия исполнения легендарной 7 Симфонии...

Фестивали в Москве и не только

Несмотря на то, что лето медленно, но верно подходит к своему завершению, еще не поздно провести его остаток так, чтобы...

Проклятие Супермена

На престижном американском фестивале LA Shorts состоится премьера фильма «ДУЭЛЬ» российского режиссера Влада Козлова («Имморталист», «Немая жизнь»). Фестиваль проходит с 21...

Алексей Франдетти — новый главный режиссер «Ленкома»

По сообщению РИА Новости главным режиссером московского театра «Ленком» назначен Алексей Франдетти, режиссер, актер, художник, трехкратный лауреат национальной театральной премии...

С ночи до утра я танцую словно пьяная!

Новый трек Anna Dimi «Папайя» — вскружит головы и взорвет танцполы!

Владимир Яглыч в новой кинокомедии «Приплыли!»

«Приплыли!» - яркая авантюрная комедия, выполненная по всем законам жанра.
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Грезы русского поместья

Во Владимирском областном Центре изобразительного искусства открывается выставка живописи и графики Николая Шестопалова «Грезы русского поместья». Н.Шестопалов «Углич. Дом царевича...

Грандиозная премьера музыкального шоу «Пламенные сердца»

18 августа в Москве состоится финал Всероссийского конкурса индивидуальных исполнителей «Соло 01». 35 самых талантливых детей и подростков со всей...

Ленинградская симфония на берегах Невы

09 августа 2022 года – особая дата в истории нашей страны и мира. Это день 80-летия исполнения легендарной 7 Симфонии...

Фестивали в Москве и не только

Несмотря на то, что лето медленно, но верно подходит к своему завершению, еще не поздно провести его остаток так, чтобы...

Новые летние выставки в Москве

Современное искусство не имеет летних каникул. Арт-площадки Москвы приглашают посетить новые выставки и познакомиться с работами художников, работающих в разных...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/