персона

И в камнях есть музыка

Японский мультиинструменталист Kitaro (Masanori Takahashi), получивший свое имя благодаря герою мультфильма, не имеет музыкального образования и не знает нот

Японский мультиинструменталист Kitaro (Masanori Takahashi), получивший свое имя благодаря герою мультфильма, не имеет музыкального образования и не знает нот. Играть и писать музыку он научился сам. Однако вот уже сорок лет для всего мира он является признанной величиной стиля нью-эйдж, а его произведения покоряют миллионы слушателей. В преддверии концерта, который состоится 24 февраля в «Крокус Сити Холле», Kitaro поговорил с нами о творчестве и ощущении себя в мире.

1


Вас уже давно критики и поклонники записали в «культовые» музыканты. Ощущаете свою «культовость»?

Я никогда не задумывался об этом и не понимаю, что такое быть «культовым». Что это – какой-то пропуск или карточка с бонусами, которая дает тебе больше возможностей? Вряд ли… Если мое творчество находит отклик у людей по всему миру на протяжении многих лет – это прекрасно и это мой стимул для дальнейшего движения и познания себя и окружающего мира через музыку. Многие согласятся и скажут, что красота и одновременно сила природы – в ее простоте. Человек – часть природы. И чем проще человек живет, не навешивая на себя ярлыки «я важный», «я самый умный», «я культовый», тем чище и яснее его мысли, тем свободнее он себя ощущает…

Вы не считаете себя избранным?

Еще в юности я понял, что мое предназначение – музыка. С возрастом, конечно, я отказался от «авторского права» на свои творческие успехи (смеется), осознав в какой-то момент, что все способности, которые нам даются, – от Создателя. Я лишь канал, проводник…

Какими качествами должны обладать известные люди, чтобы устоять под бременем славы?

Думаю, что все дело в сознании. Очень важно понимать, что у всего в этом мире есть свое место и свой смысл. У любого звука, у любого нашего действия, даже простого взмаха рукой. Все это, возникая, не уходит в никуда. И я беру на себя ответственность за то, какую музыку пишу, что говорю, что внутри меня в данный момент: открыт ли я? могу ли услышать других? не зациклен ли на себе? могу ли еще щедрее делиться с новыми людьми?.. Так что правильнее говорить не о бремени славы, а о бремени ответственности. Слава — это как сахарозаменитель, как усилитель вкуса, какой-нибудь глутамат; то, что волнует человека, если нет внутренней любви ко всему и осознания, что тебе даны возможности лишь для того, чтобы создавать и делиться. Если понимания этого нет, то, конечно, на какое-то время и слава может создать иллюзию, будто что-то другое, кроме любви, важно. Такой проблемы — как жить под бременем славы, как с этим бороться — вообще нет, если ты сам для себя не создаешь этой иллюзии…

Что для вас стойкость?

Если ты пришел к себе, если понял, кто ты есть и в чем твое предназначение, то стойкость в том, чтобы впредь сохранять верность себе и не поддаваться на различные искушения. Даже когда тебе не комфортно, когда усилия не сулят выгод, даже когда окружающие пытаются сбить тебя с пути своим неверием…

Какие главные качества вы старались привить своим детям?

Внимательность. (Улыбается). Внимательность к окружающему миру. Открытость. Все это дается через любовь. Нам с женой было важно позволить быть им теми, кто они есть, не перекладывая на них свои ожидания.

Чем, по-вашему, должен гордиться мужчина?

Лучше всего за мужчину говорят его добрые поступки — ими и следует гордиться.

Это ваш первый приезд в Россию. Какой вы ее себе представляете?

В Москве в феврале еще холодно и морозно? Да?! (Смеется.) Я думаю, это будет замечательный концерт. Я наконец-то увижу Россию, состоится встреча как с теми, кто уже давно следит за моим творчеством и от кого я получаю письма, так и с новыми людьми. Мне кажется, я говорю банальности. (Улыбается.) Дело в том, что, как правило, я стараюсь не ожидать ничего. Есть задача, которую я ставлю перед собой. А уже потом пытаюсь настроиться и прочувствовать новое место, людей, прислушаться к городскому шуму, проникнуться местной атмосферой. Ведь на концерте всегда есть место импровизации. Когда настраиваешься на определенную энергию, волну, созвучие с залом, людьми и местом, все начинает создаваться в данный момент, «здесь и сейчас». Каждый концерт — это как полет, путешествие.

Вы слышали русскую фольклорную музыку?2

Вы знаете, я уже давно специально не слушаю музыку. Мне достаточно ее в каждом моменте: это музыка ветра, шелест листьев, бурные потоки воды — или почти беззвучно падающие капли. У каждого города, у каждой улицы, у каждого дома свой тембр звучания. Даже камень издает определенные вибрации. Все, что окружает нас, уже есть прекрасная и совершенная музыка. Это то, что меня вдохновляет.

В этом ваш основной источник вдохновения?

Да. Иногда меня вдохновляет чей-то ясный взгляд; бывает, что в разговоре с человеком вдруг случайно цепляешься за оброненное красивое по звучанию и смыслу слово. Однажды я оказался в час пик на Уолл-стрит и у меня родилась партия для ударных.

Есть ли в вашей коллекции русские инструменты? Если нет — может быть, вы хотели бы что-то приобрести
в России?

Гусли. Вот их с удовольствием привез бы на родину.

На скольких инструментах вы играете? Какой из них оказался для вас самым сложным в освоении?

Ммм… Счета я не веду: это разные виды гитар, ударные, клавишные, флейта, меллотрон, классическая ударная установка, ирландская арфа, табла, вамби… Моя первая гитара — вот с ней пришлось довольно долго повозиться, чтобы найти подход.

Что необычного или непривычного зрители смогут увидеть на вашем предстоящем концерте?

У меня нет задачи удивить, создать «вааау!»-эффекты на сцене. Я хочу, чтобы зрители смогли хорошенько отдохнуть и зарядить свои «батарейки», а в какие-то моменты — вступить в диалог, в том числе и с самими собой. Музыка — одно из средств достижения спокойствия и умиротворения, путь к ощущению полноты и красоты мира…

Ваша программа “Final Call” посвящена защите окружающей среды. Почему вы считаете эту тему важной именно сейчас?

Земля стала чаще напоминать нам о том, что она тоже живой организм со своим сознанием. Посмотрите, сколько природных катаклизмов и катастроф глобального характера произошло за последние несколько лет. Вместо того чтобы обратить на это внимание и задуматься о своих действиях, люди по-прежнему продолжают уничтожать природу техникой. Неживое против живого. Как вы думаете, если все так и будет продолжаться, кто победит?..

Красота, которую я вижу в природе, постоянно вдохновляет меня — я размышляю о том, как могу создавать музыку, которая будет пробуждать внутреннее умиротворение и мир на планете. Я верю, что музыка обладает способностью излечивать души и влиять не только на настроение, но и на сами сердца людей. Любая музыка со значением может это делать. Она является отражением меняющегося мира вокруг нас. Пусть со временем, но мы придем к пониманию того, что только изменив себя и свое сознание, сместившись с вектора «я» и заменив его на «мы», можно решить огромное количество проблем, победить многие болезни. Поэтому важно научиться мирно и в сотворчестве с природой жить на Земле.

Какие еще общемировые проблемы или, может быть, наоборот — проблемы города, улицы, на которой вы живете, беспокоят вас сейчас?

Самая главная проблема — и города, и страны, и мира в целом — как людям уйти от потребительского отношения. Нужен осознанный подход ко всему, что мы делаем, и ясное понимание — для  чего: ради себя или для того, чтобы давать другим. Я сейчас говорю не только о материальных ценностях, но и о качестве времени, которое мы проводим с близкими, друзьями, коллегами, о том, чем мы его наполняем — любовью и заботой или же осуществлением своих потребностей.

Известно, что вы стараетесь абстрагироваться от мира и не слушаете чужой музыки, не смотрите телевидение. Неужели вам совсем не интересно, чем живет Земля?

Я бы сказал — наоборот, мне весьма интересно, чем живет мир. Поэтому я стараюсь слышать его и быть открытым для действительно ценной информации. Совершенно наивно полагать, что новости по ТВ — это и есть реальная картина мира.

4Как же тогда вы узнаете новости о происходящем в мире?

Для этого есть друзья, коллеги — способов много. Новости так или иначе поступают ко мне. Часто от них становится больно: я говорю про теракты, наводнения или другие катастрофы, которые уносят жизни людей в самых разных уголках мира. И я понимаю, что как никогда ранее людям важно открыть в себе любовь и прийти к осознанию того, что все едино. Да, есть разные языки, культуры, традиции, внешние отличия — но это иллюзия, что все мы разные, чужие. Никто не хуже и не лучше. И если кто-то гневно хлопнет дверью на кухне, это не значит, что вибрация не дойдет до другого конца планеты и не отзовется где-то ураганом. Важно понимать ответственность за наши слова, поступки и даже мысли. Я не пишу умных книг. Я, наверное, плохо бы смотрелся в роли лектора в каком-то большом зале. Я не рисую прекрасных картин. Но у меня есть музыка, через которую я могу поделиться с другими любовью и светом. У каждого свой путь… Но путь к одному — к любви.

 

Беседовал Александр Стрига
Фотографии предоставлены PR-службой Kitaro

 

А мы напоминаем, что на нашей странице в контакте продолжается конкурс, приняв участие в котором вы можете выиграть два билета на концерт Kitaro в Москве 24 февраля! Спешите!

 


 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/