культурная площадка

Неточка, заяц, слон, цензор и другие

Как эти персонажи помогли создать уникальный спектакль, рассказал художник-иллюстратор Андрей Рогозин

Новогодняя сказка «Неточка и Рождество» с уникальными видеодекорациями создана в Культурном центе ЗИЛ. Спектакль наполнен удивительными персонажами и интересным музыкальным и хореографическим сопровождением.

Разработкой декораций занимался художникиллюстратор Андрей Рогозин. Журнал ECLECTIC решил расспросить его о работе в этом проекте.

 Рогозин_в текст2

Андрей, в каком ключе сделаны декорации к спектаклю? Что интересного придумали вы как художникоформитель? 
В этом проекте я решил использовать свой опыт в иллюстрации книг и сделать видеодекорации в лучших традициях русской рождественской книжной иллюстрации. Это полностью отрисованные, что называется, «от руки», достаточно графичные картинки, которые, я считаю, лучше всего подходят к динамике самого представления. Был сделан акцент на использовании приглушенного и насыщенного колорита, а сами работы были наполнены большим количеством мелких фоновых элементов — мы решили пожертвовать простотой восприятия и лаконичностью изображения ради того, чтобы детям было, что понаходить на картинке и что поразглядывать. В качестве рефренной базы для оформления сцены я выбрал 4 основных компонента: японская классическая гравюра, в основном работы Эндо Хиросиге; идеология колористики из полнометражных мультфильмов Хаяо Миядзаки («Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Небесный замок Лапута»); какие-то элементы пластики, объемов взяты во многом у нашего прекрасного книжного иллюстратора Ивана Билибина. Также для меня, как профессионального фотографа, очень важна структура света и изображения. Когда я рисую, я интересуюсь в первую очередь тем, как свет распространяется по изобразительной плоскости. Поэтому во всех картинках я старался в первую очередь передать атмосферу за счет игры света, теней, бликов и рефлексов.

Сейчас мы работаем над оформлением пространства, в котором будут происходить наши события.  

Расскажите немного подробнее про технологии, которые вы использовали в этой работе. 
Все достаточно просто. Я от руки на бумаге делал очень обобщенный эскиз, сканировал его, а потом уже полностью делал рисунок на компьютере с помощью пера и фотошопа – никакого 3D-моделирования в изображении, как во многих современных фильмах (я, признаться, его очень не люблю). Получался именно рисунок, адаптированный, понятный и воспринимаемый как иллюстрация. Он хорошо живет на пространстве сцены, он остается условным, как, в общем, и должно оставаться условным любое искусство. И, что лично для меня очень важно, он не играет в игры с «достоверностью» реальности, как это происходит с большинством 3D-иллюстраций  – это глупость, с моей точки зрения. Я приверженец традиционного отношения к фильмам и мультфильмам —  у искусства нет причин переставать быть художественно-обобщенной условностью. Все наши картинки полностью отрисовывались руками, в классической технологии, просто не на бумаге, а на компьютере. Затем создавались разные фазы развития сюжета картинки во времени. Допустим, на какой-то картинке на заднике по сюжету наступает ночь, и соответственно я рисовал 7-8 разных фаз (переход изо дня в ночь). Там надо показать, что ночь все темнее, а фонари все ярче. И из этих раскадровок монтируются достаточно сложные анимационные сцены. 

02_в текст

По типу мультипликации?
Идея та же. Единственно, что в отличие от классической мультипликации у нас нет движения персонажей. В обычной мультипликации персонажи двигают руками, у них меняется выражение мордочек – вот этого мы решили не делать. Чтобы не перегружать информационное поле и визуальный ряд, решили ограничиться несколькими фазовыми действиями. У нас чаще всего меняется состояние пространства фона декораций в целом — от темноты к свету, от холода к теплу и так далее. 

В вашу задачу входило только создание иллюстрацийнабросков, а изготовлением самих декораций занимались уже другие люди?
Нет, не так. Я полностью делаю законченное изображение, а затем из этих изображений монтируется видеоклип, органично связанный с действием на сцене. Декорации будут показываться с проекторов. Это будет динамическое светящееся изображение. 

А какието неожиданные сказочные истории случайно не происходили с вами при работе над проектом?
Вы, знаете, да! Помимо декораций я также занимался оформлением афиш и билетов, рисовал картинки для буклета. Сначала один мой персонаж из буклета – наш любимый заяц — так понравились заказчику, что по его просьбе стал присутствовать в нашей сказочно-елочной истории. И так получилось, что он вдруг стал почти главным героем, к нему закручено довольно много драматических сюжетных линий, которые происходят не на самой сцене, а на декорациях, вы же помните, что там есть анимация, есть движение. А потом вдруг сам собой появился слон. Если посмотреть на нашу афишу, то там над крышей летит воздушный шар в виде слона, а еще этот слон много присутствует на самих декорациях в спектакле и на различных рекламных материалах. Причем, как он туда пришел, никто не понял, но он туда пришел. 

И что, во время спектакля к зайцу и слону обращаются персонажи сказки?
Прямого общения между актерами и героями на фоне задника нет, но в динамике декораций постоянно что-то происходит, заяц со слоном то появляются, то исчезают, и это влияет на сценографию спектакля.  

Трудно ли вам, взрослому человеку, погрузиться в мир детства и настроиться на волну маленьких зрителей и читателей? Может быть у вас есть свой цензор?
Поначалу мне казалось, что будет очень трудно. С другой стороны, когда я рисую, рисую в основном для себя, почти никогда не рисую на заказ. Хотя не совсем так: у меня есть постоянный заказчик, это мои дети – один постарше, другая помладше — для неё в основном я и рисую, если честно. Старшему 12 лет и он находится на верхней границе нашей целевой аудитории на елке, а младшей 4 года — она как раз доросла до нижней. Я рисую картинки, мы с дочкой складываем какую-то сказку. Показываю картинки ей и детям моих друзей, проверяю их реакцию. Если не нравится, непонятно, значит, я где-то прокололся и что-то сделал не так. Тогда я продолжаю над ними работать. Ключевые декорации к елке я показывал дочке, смотрел на ее реакцию, спрашивал у нее, понятно ли, что тут происходит, интересно-не интересно. Выбор розового цвета слона в значительной степени был определен мнением моей дочери Вари. Было несколько вариантов, мы не могли ни на чем остановиться, пока ребенок честно не сказал: «Папа, вот только такой!» 

Рогозин_в текст

А бывало, что у ваших детей было разное мнение по поводу рисунков?
Бывало. Самый сложный выбор был в начале, когда мы решили, что у нас будут персонажи — животные. Любое сказочное животное можно рисовать, похожим на человека: голова животного, человекоподобная фигура — примерно половина от строения животного, а половина от человека, и  вполне человеческая пластика движений. А можно рисовать почти настоящее животное, но с несколькими чертами, которые делают его эмоционально более понятным для человека – улыбка, глаза более человеческие и т.д. И вот этот выбор был для меня определяющим, от него зависела практически вся дальнейшая работа. Поэтому я просто нарисовал 2-х зайцев и неделю мы с супругой опрашивали всех знакомых, детей знакомых, а я еще и терзал этим вопросом своих учеников. Получилась большая выборка – более 100 мнений, и мы, как честные благородные демократы, провели открытое голосование. С небольшим преимуществом победил вариант, в котором животные более гуманизированы, больше похожи на людей. Естественная пластика оказалась сложновата для детей до 6 лет — большинство из них никогда не видели живого зайца, все привыкли к мультяшным персонажам. Так что мы остановились на полулюдях-полуживотных. 

Расскажите, что интересного с точки зрения оформления ждет зрителей на новогоднем представлении. Чем порадуете детей и родителей?
Во-первых, мы порадуем хорошим светом и цветом. На заднике, на фоне декораций будут происходить всяческие интересные  маленькие события (иногда более, иногда менее заметные). Будет несколько довольно глобальных превращений, немного магии с помощью света и цвета. И собственно само оформление и сцены, игр, пространства, билетов и подарков будет построено вокруг этих наших главных героев. Наш заяц появиться не только на билетах. 

01_в текстВам было интересно работать в непривычном для вас проекте?
Да, очень интересно. Я раньше участвовал в некоторых театральных проектах, но совершенно в другой роли. Никогда не занимался художественно-постановочной частью. Это был для меня совершенно новый опыт, очень приятный. И это одно из самых интересных дел, которые я делал в последние несколько лет. Еще один очень приятный момент в работе над этим проектом состоял в том, что фактически у меня не было никаких внешних ограничений. Очень часто бывает, что заказчик хочет чего-то конкретного, при этом не может четко объяснить, чего он хочет. Ты делаешь, потом выясняется, что это не то, приходится переделывать. Здесь ничего подобного не было. Фактически все, что я делал, принималось «на ура», за исключением каких-то мелочей. Я был ничем не ограничен и занимался, по сути, свободным творчеством, за это очень благодарен сценаристу-постановщику Сергею Морозову, который совершенно неожиданно пригласил меня в этот проект. 

Я знаю, что вы не только профессиональный фотограф и занимаетесь преподаванием, но и рисуете, делаете иллюстрации к книгам.
Рисованием я стал заниматься рано. У меня отец был художником-иллюстратором. И я в старших классах 2-3 года помогал ему рисовать к книгам иллюстрации. Ну, помощь была, конечно, та еще, но все равно, опыт какой-то появился. Специального художественного образования у меня нет. Меня учил отец, да и моя бабушка была архитектором, а потом книжным художником. Так что в нашей семье было принято рисовать. Так получилось, что я долгое время занимался чем-то «не тем», пошел учиться совсем в другую область — на физика-теоретика. Много лет не брал в руки краски и карандаш. Потом я занимался дизайном, профессионально увлекся фотографий и только последние пару лет я активно рисую. Сначала стал рисовать для своей маленькой дочки. Затем делал иллюстрации к детским книгам. И это дало свои плоды. Вот позвали в проект, надеюсь, что будет продолжение. Мне бы очень хотелось продолжить эксперименты в этой области, мне это нравится. Это одна из немногих вещей, которая приносит мне радость. 

Сказка_в текстА ваши дети придут на елку?
Конечно. Более того, я хочу свою красавицу привести на генеральный прогон спектакля, чтобы она мне еще что-то, возможно, посоветовала.

 

 

Создатели спектакля: 

Сценарист-постановщик – Сергей Морозов, режиссер Московского театра Новая Опера

Композитор – Антон Светличный, лауреат и победитель конкурсов

Художник – Андрей Рогозин, фотограф, художник-иллюстратор, преподаватель

Аниматор – Даниил Герасименко, видеохудожник, режиссер телевизионных программ

Хореографическое сопровождение – танцевальное сообщество «Русский FarFor» и воспитанники Детского балетного театра Геннадия и Ларисы Ледях.

Создатели интерактивной программы – Liquid Theatre, лауреаты премии «Золотая маска»

 

 Людмила Зарубинская
Фотографии из архива Андрея Рогозина

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Римма Юсупова «Триумф света и цвета»

Невероятно сложные и светлые работы художника Риммы Юсуповой можно увидеть на ее персональной выставке. Это не масло, акварель или пастель,...

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/