Если вы надеетесь, что однажды Роналд Макдональд скажет вам: «Ребята, я вас обманывал! Возьмите вместо колы детокс-коктейль!», вы очень наивная душа. Верить в то, что этот мир поможет стать нам лучше — занятие для инфантильных дев, пересмотревших фильмы про Золушек.
Это они в своих мечтах пьют кофе за маленькими столиками, незаметно снимают туфли от Manolo Blahnik,
подписывают договоры с издательством и с годами становятся только красивее. На деле, когда такая принцесса в два ночи запивает мороженое борщом, снова и снова впадает в отчаяние. Села же на диету, начала же заниматься спортом и даже купила туфли на каблуках! Что помешало продолжить? Причин для этого много, одна из них — агрессивный мир потребления. И этому миру выгодно, чтобы вы были слабыми, податливыми, покупали ненужное, и ели как в последний раз. Реклама, пропаганда, ленты в социальных сетях — все твердят вам на тысячи голосов, что можно и то, и это, и лечь, и лежать, и пить, и курить, и еще черт знает что. И успешными становиться не обязательно, можно просто взять кредит, подписав договор кровью.
Хорошая новость в том, что методы рекламы и пропаганды работают и в обратную сторону. И вы самостоятельно можете настроить себя на любую волну. В том числе успеха.
Небольшая отступление. Я занимаюсь рекламой и интернет-маркетингом. Часть работы — создание правильного образа компании, человека, продукта с помощью рекламы, PR-технологий, скрытого маркетинга и прочих манипуляций. В этой «шляпе фокусника» скопилось достаточно инструментов, чтобы начать замешивать из них полезные коктейли для людей разных профессий и интересов. Я называю это маркетинговой кулинарией. Первым рецептом стал эксперимент по изменению личных настроек с помощью социальных сетей. Забегу вперед: я бросила курить, скинула 19 килограмм, развиваю агентство, изменила отношение к себе и работе, держу верный курс на дальнейшее преображение. Для всего этого мне потребовалось использовать технологии, которые работают ежедневно с каждым из вас. И немного времени.
Надеваем костюм успешного человека и начинаем готовить. Нам понадобятся:
- Эффект спящего: шпионский термин, придуманный во времена военной пропаганды США;
- Общественное мнение и принадлежность к клубу единомышленников (за теоретическую основу берем эксперименты Соломона Аша);
- Вишенкой на торте станет подкрепление авторитетным мнением.
Что мы получаем: изменение собственного восприятия мира и отношения к себе. Подкрепление мотивации к переменам и волшебные преображения.
Суп пропаганды и «эффект спящего»
В пиаре и пропаганде есть законы, которые безупречно работают уже много лет. Например, совершенно не важно, из какого источника вы узнаете новости. Важно, чтобы вы регулярно получали свою порцию нужной информации. Этот феномен вычислили еще американские военные пропагандисты во время второй мировой. Тогда в пропаганду было вложено много средств. Но первые исследования разочаровали инвесторов. Доверие людей лишь снизилось. Когда эксперимент повторили через несколько месяцев, результат удивил. Этот показатель значительно усилился! Психолог Кард Холланд назвал это «эффектом спящего».
Со временем мы забываем источники информации и остаемся наедине с десятками образов, которые наш мозг нашинковал в аккуратный салат и выдал нам за правду. Мы начинаем верить.
То же происходит с людьми, которые постоянно общаются в рамках одной группы. Однажды я делила квартиру с двумя геями. И в какой-то момент мне начало казаться, что кругом только лишь представители нетрадиционной ориентации. Тот же перекос случается на профессиональном поприще.
Так почему бы не применить эту особенность нашего мировосприятия в положительном ключе? Если это работает с пропагандой, то пусть работает с той, которая нам будет полезна. Например, здорового образа жизни. Ведь давно ясно — добрый Айболит из фармацевтической рекламы еще много лет будет прятать в рукаве халата козырь в виде простых рецептов здоровой жизни, в противовес ему алкогольные бренды продолжат убеждать, что еженедельный коктейль — это норма, а производители зефира рассказывать, что каждая женщина обязана носить его в сумочке и заедать им стресс при первой возможности.
Для того, чтобы стать самому себе пропагандистом и запустить обратный механизм, не нужно выплачивать невероятные гонорары СМИ и договариваться с директором мира. Для начала ограничьте любое поступление ненужных вам новостей. Назовем это «информационной диетой». Начните формировать свою реальность!
Информационная диета и витаминизированный Instagram
Следуя принципам пропаганды, мне нужно было изменить мое собственное восприятие мира. Так как сейчас все новости я узнаю из Facebook и других социальных сетей, решение лежало на поверхности: подстроить ленты выдачи так, чтобы получать только контент определенного характера.
Мне нужно было взять курс на изменение в сторону:
- здорового образа жизни
- профессионального роста
- успешных женщин, мам и бизнесвумен в одном лице
Самодрессировка началась с «информационной диеты». Я настроила в своем Facebook альтернативную ленту новостей, где были только материалы о здоровом образе жизни, с людьми, для которых норма правильное питание и регулярные занятия спортом. При этом из рациона исключила любые упоминания негативных новостей, красивых вкусных блюд и обновления любителей вечеринок. Это был пробный шар. Катился он не без «рывков». Чтобы читать альтернативную ленту в Facebook, нужно специально на нее переключаться. Плюс через созданный фильтр, как тараканы, просачиваются ненужные мне посты.
Куда приятнее оказался Instagram. Я полностью вычистила ленту и оставила только успешных женщин-бизнесменов, красивых подтянутых отличниц-спортсменок и тех, кто умудряется успевать больше, чем остальные.
Эффект ошеломляющий.
Когда в 11 утра ты заходишь просмотреть ленту, то видишь, что все твое новое «окружение» уже пашет в спортзале. Вот ты планируешь съесть тортик, а тебе демонстрируют как вкусны и аппетитны куриные грудки в листьях салата. У других получается сдерживать себя! Чем я хуже? При любом желании поныть, возникает легкое чувство стыда. Потому что половина ленты твоего Instagram успевает делать все: заниматься спортом, работать, худеть, уделять время детям и следить за собой. И, что характерно, они не жалуются. Вообще.
Тонкий голосок сомнения, шепчущий из потайного угла хитрого мозга о том, что все эти люди что-то скрывают, не убеждает. И вот, почему: во-первых, имеет место накопительный эффект. Во-вторых, мы очень социальные зверушки. И чтобы убедить нас в чем-либо, нужно просто показать как мыслит большинство. Этот эффект внимательно изучал психолог Соломон Аш. И его же мы применяем в своей работе в так называемом «скрытом маркетинге». Ежедневно тысячи копирайтеров по всему миру строчат отзывы о продуктах и людях только для того, чтобы формировать мнение других людей.
«Мне так понравился этот отель, это лучшая сковорода на свете, я много лет не могла избавиться от прыщей, но этот крем помог мне»… миллионы, миллиарды отзывов обо всем на свете. Настоящих и не очень. И все для того, чтобы выиграть маленькую войну за ваше мнение.
Так почему бы не сотворить то же самое с собой? Себе же во благо?
Аш, как и другие психологи, проверил и доказал, что мы не только соглашаемся с большинством, но еще и начинаем думать, что их точка зрения верная. Этот эффект маркетинга хорошо работает в быту — создайте вокруг себя общество, которое будет смотреть в нужную вам сторону. И постепенно вы сами начнете менять свое восприятие мира.
Мало аргументов? Подключите мнение авторитетов
Маркетологи знают, насколько важен образ авторитетного человека и как сильно он влияет на наше восприятие и отношение к информации. Именно поэтому на сайтах и в отзывах пишут солидные должности (даже если это не так), а в рекламе используют узнаваемые образы.
Под воздействием авторитетного мнения мы готовы на очень многое — от подвигов по удалению волос горячим воском до изматывающих процедур похудения, спорта и работы. Это сильно помогает, когда вы дрожащими пальцами тянетесь к заветной сигарете или пончику. Или пытаетесь найти массу причин, чтобы остаться в растянутом спортивном костюмчике, уютном, как ваша зона комфорта.
И, наконец, представляйте себя тем, кем вы хотите быть. И начинайте вести себя так, будто уже стали этим человеком. Как в сказке «Волшебник изумрудного города», если бы у меня были мозги…
Мои личные достижения и пресловутые подводные камни
Влияние информации из разных источников, мнение большинства, авторитеты и еще одна вишенка на торте — самодисциплина. Все это может стать хорошим блюдом по продвижению очередной рекламной стратегии для одного из клиентов нашего агентства. И витаминным коктейлем для вас лично. Потому что, как бы мы ни надеялись, мыслим мы как большинство людей. И механизмы влияния с нами работают те же. Просто теперь мы готовим для себя — полезные и питательные рецепты для изменения своей жизни.
Плюс этого рецепта — чтобы стать членом клуба красивых и знаменитых, не обязательно обивать пороги тайных обществ, достаточно просто окружить себя подходящим контентом в социальных сетях. Механизм начнет работать.
Минус — помимо виртуального мира, как черти из табакерки, на вас будут выскакивать рекламные плакаты вездесущего чудовища Рональда, ваших ленивых знакомых, искусителей-родственников с их пирожками и массы других людей, которые свои внешним видом будут говорить «оставь все как есть, ты и так в порядке». Что вы выберете, то и получите. Рецепт для положительных изменений у вас уже есть. Рабочий, проверенный на себе.
И еще — поделитесь со мной результатами ваших подвигов. А если нужен совет по настройке альтернативной ленты в Facebook — пишите, я все расскажу!
Ваш маркетинговый кулинар, Ева Кац
Фото: imcreator.com
Метка Психология
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Мы все живём в сказке, но какой она будет, зависит от нас
Популярный сказкотерапевт Анна Бену о своей новой книге «Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов».
-
История игрушек 18+
Когда появились первые аксессуары для любовных утех, никто не видел в них элементы распущенности, на кону стояло здоровье женщин.
-
Психолог разрушает мифы о семейной жизни
Практикующий психолог Олеся Фоминых подвергает сомнению расхожие правила семейной жизни, аргументируя свой взгляд с точки зрения психологии
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.