Облик современного автомобиля сформировался на рубеже XIX–XX веков, когда только появились «самобеглые коляски». Принципиальных изменений в их конструкции нет до сих пор: присутствуют всё те же четыре колеса, кузов и руль. Конечно, прогресс не стоит на месте и утверждать, что машины остались теми же, глупо: другие мощности двигателей, другие скорости движения, совершенно иной уровень комфорта, да и внешний вид автомобилей претерпел серьезные изменения. Но определиться в том, какие машины красивее — старые
или новые, – поистине не представляется возможным…
Национальный вопрос
Зато «национальность» автомобиля можно было идентифицировать во все времена (разве что в современном мире делать это все труднее): видение того, каким должно быть легковое авто, в разных концах света всегда несколько отличалось. Причиной тому стали как менталитет каждой автомобилестроительной нации, так и условия, в которых проживали народы.
Искусство во всем
Европа — колыбель современной цивилизации. Живопись, архитектура, музыка — искусство бурно развивалось именно в Старом Свете. Неудивительно, что к построению автомобилей здесь долгое время подходили как к созданию произведений искусства. Европейские автомобили должны были не только перевозить своих владельцев, но и подчеркивать их индивидуальность. Европа 20–30‑х годов прошлого века была наводнена кузовными ателье — в том числе и класса люкс, такими как Hispano-Suiza, Isotta Fraschini, Lagonda, — и до войны на их продукцию был хороший спрос. Кроме того, европейские автомобилестроительные фирмы — и немецкие, и французские, и британские — с энтузиазмом совершенствовали техническую начинку своих детищ. Сегодня остальной автомобильный мир по части технологий, конечно, здорово подтянулся, но законодателем мировой автомобильной моды все равно остается Европа.
Простота и надежность
Несколько иначе автомобиль выглядел за океаном. Конечно, свои лимузины выпускали и там — Duesenberg, Cord, тот же Chrysler, Packard, — но принципиальным отличием в конструировании автомобилей американцами было упрощение технологий. Идя вразрез с европейцами, янки не торопились изменять конструкцию от модели к модели. Задний привод и зависимые подвески кочевали из машины в машину годами, в то время как обитатели Старого Света боролись за устойчивость в поворотах и экспериментировали с ведущими колесами. Клиренс американских автомобилей был выше, колеса — большего радиуса, а двигатели большего же объема. В числе прочих причин, которые привели к такому подходу, были и худшие по сравнению с Европой дороги, и приличные расстояния. Уже в 20‑е годы в США зародился культ большого автомобиля, который не смогла остановить даже Великая депрессия.
«Копи-пэйст»
Автомобильная промышленность Востока зародилась почти на полвека позже европейской и американской. Долгие годы японцы старательно заимствовали как конструктивные, так и дизайнерские решения и у европейских, и у американских производителей — взять хотя бы первые Toyota Land Cruiser 50‑х годов прошлого века, которые повторяли легендарный Willys. Вообще, японский, а позже и корейский автопромы изначально были нацелены на завоевание американского рынка, который является сегодня хоть и всего лишь вторым по величине после китайского, но уж точно самым платежеспособным. Японцы с этой задачей справились просто блестяще. Сегодня корейцы приблизились к результатам коллег из Страны восходящего солнца: свою нишу в Северной Америке они уже завоевали и теперь старательно ее расширяют.
Потеря лица
Ныне автопроизводители постепенно теряют региональную индивидуальность. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но тенденцию глобального «мимикрирования» в автомобилестроении не заметить невозможно. Этот процесс стал необратимым еще в 80‑х, когда путеводной звездой экономики был назначен маркетинг.
Ориентируясь на некий собирательный образ покупателя, автоконцерны нередко создают автомобили, похожие друг на друга как две капли воды.
За иллюстрацией далеко ходить не надо: например, популярные во всем мире кроссоверы Hyundai IX35 и Mazda CX‑5 с небольшого расстояния различить довольно сложно.
Несмотря на бурное развитие автопрома во всех уголках планеты, когда мы говорим о дизайне автомобилей, то подразумеваем всё те же четыре школы: европейскую, американскую, японскую и корейскую. Четырехколесная продукция Индии и Китая пока не имеет собственного лица и в ближайшие годы его не получит. Не сказать, что ярко выраженной школой дизайна обладает Корея, однако последние 15 лет развития показали, что основы для нее заложены.
Экспортный бум
Некоторые автоэксперты считают, что корейский автомобильный дизайн нельзя отделять от японского. Действительно, путь, проделанный корпорациями Страны утренней свежести, напоминает историю автопрома Страны восходящего солнца. С той лишь разницей, что весь корейский автопром имеет целью продаваться на Западе, в то время как японцы огромное внимание уделяют самобытному внутреннему автомобильному рынку. Главной территорией сбыта для корейцев всегда являлись США. В 90‑е годы прошлого века, когда корейский автопром начал набирать обороты на международной арене, дизайн продукции Hyundai и Kia был «собирательным»: облик Sonata тех лет отсылал как к Mercedes-Benz, так и к Cadillac, однако был неубедительным. Козырями корейцев были привлекательная цена и определенная надежность автомобилей, многие из которых носили под капотом японские двигатели и были построены на японских же платформах. Модельный ряд кроссоверов Hyundai так и вовсе был назван по населенным пунктам США: Santa Fe, Tucson. Такой ход делал автомобили еще чуть более привлекательными для американцев. С приходом в концерн Hyundai-Kia европейских художников начал вырисовываться облик корейских автомобилей, появился долгожданный корпоративный дизайн. Корейские марки разделили и целевую аудиторию: Hyundai охотится за ценителями прогресса, инноваций и высоких технологий, предлагая им ультрасовременный облик модельной линейки, акцент в котором сделан на острые грани, — Kia в свою очередь ориентируется на консервативные слои общества, демонстрируя строгий, с выверенными линиями силуэт своих авто.
Статус
Японцы завоевали американский рынок еще в начале 90‑х, когда Toyota, Honda и Nissan специально для Северной Америки создали люксовые подразделения Lexus, Acura и Infiniti. Идея оказалась настолько удачной, что дизайн-студии этих компаний разместились на территории США. Вообще, японцам удается, казалось бы, невозможное: они выпускают автомобили для трех разных рынков! Модельные линейки для США, Европы и Японии часто не пересекаются вообще и в лучшем случае дополняют друг друга. Японская линейка для США — это в первую очередь кроссоверы, седаны и огромные внедорожники с пикапами, которые японцы создают специально для Северной Америки. Это, например, исполинская Toyota Sequoia или бестселлер последних лет Honda Ridgeline. Автомобили из Страны восходящего солнца в американской иерархии находятся на ступень выше собственного автопрома. Владелец Toyota или Honda — типичный представитель среднего класса. Обладателя Acura или Infiniti уже можно отнести к преуспевающей части среднего класса. Круче — только янки на топовых «немцах» и «британцах». Европейская линейка японских компаний обычно более компактна и изящна. То, что со свистом продается за океаном, никому не нужно в старушке Европе. Поэтому Nissan перерисовывает компактный кроссовер Rogue и именует его Qashqai, под названием Accord Honda предлагает автомобиль более высокого класса, который в США продается под маркой Acura. Стабильным спросом пользуются компактные автомобили класса А — Toyota Yaris, Mitsubishi Colt, Honda Jazz. Все-таки в Европе значительно теснее! И, конечно, особого упоминания заслуживает внутренний рынок Японии. Местные жители просто обожают простые рубленые формы в дизайне автомобилей. Флагманский седан корпорации Toyota — модель Crown Majesta отсылает нас прямиком в 70‑е годы прошлого века: настолько старомодным выглядит этот автомобиль. Что касается комфорта — он на высоте! Все передовые технологии собраны здесь, хотя с виду и не скажешь. Другой страстью японцев является «кубизм» — автомобилей с кузовом в форме прямоугольного параллелепипеда здесь не счесть! Такой «кубик» Toyota рискнула предложить американцам — модель bB за океаном предлагается как Scion xB.
Гигантизм
Автопром Америки — это по-прежнему относительная простота конструкции, огромные размеры и нарочито грубоватый дизайн. Ни грамма утонченности — но брутальности хоть отбавляй. Эти правила прослеживаются во всех классах автомобилей. Все американские авто на вид тяжеловаты. Это и поджарые muscle-кары, такие как Chevrolet Corvette, это и седаны с универсалами, и пикапы, и вэны, и внедорожники — ткни в любую американскую машину и увидишь много железа, узкую полоску остекления, огромные колеса и множество хрома, сконцентрированного в районе фальшрадиаторной решетки. В России количество поклонников настоящих американских автомобилей велико — видимо, в силу схожих пространственных ощущений…
Со вкусом
Стилистика автомобилей из Европы основывается на принципах разумной достаточности и рациональности. Прежде всего удобство — это правило соблюдают все европейские компании. Но стилистика авто, например, из Германии сильно отличается от того, что производят на Туманном Альбионе. Каждая деталь, каждый штрих в облике немецкого автомобиля подчеркивают строгий, цельный и породистый силуэт, будь то BMW, Audi или Porsche. Интерьеры всегда безупречны, материалы отделки сочетаются идеально — в отличие от тех же японцев, у которых дерево и вставки под карбон соседствуют как ни в чем не бывало. Немецкие автомобили подчеркивают статус своего владельца, за что их любят и у нас, и за океаном. Британские автомобили выпускаются с учетом вековых традиций, поэтому многие из них выглядят несколько старомодно и излишне консервативно. Это касается не только Rolls-Royce и Aston Martin, но и «более земных» автомобилей, таких как внедорожники Land Rover и представительские Jaguar. Французские автомобили всегда интересны нетривиальным, нескучным дизайном, они обладают притягательным шармом. Местные дизайнеры не любят острые грани, предпочитая им плавные обводы и игру с пропорциями. При этом каждый автомобиль в высшей степени функционален: во французском авто бардачков и разного рода ящичков значительно больше, чем в любом другом, а каждый сантиметр пространства используется в практических целях.
В условиях глобализации автомобили уже не настолько отличаются друг от друга, как в 50‑х годах прошлого века. Но определяющие элементы дизайна все равно остаются — а значит, мы как минимум не лишены выбора!
Владислав Ионов
Фотографии предоставлены
компаниями-производителями
Метка Автомобили, автомобильная промышленность, автомобильный дизайн
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Новые технологии Урагана
Динамическая презентация нового Lamborghini Huracán EVO прошла на Moscow Raceway.
-
Toyota Fortuner — в России в октябре
Новый рамный внедорожник Toyota Fortuner прибудет в Россию в октябре
-
Эксклюзивная земля внедорожников
Флагманские внедорожники Land Cruiser 200 новой специальной серии Executive Black и Executive White доступны в салонах официальных дилеров Тойота на территории России.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.