Съемки фильма «Я любить тебя буду, можно?», герои которого говорят стихами Эдуарда Асадова идут полным ходом. Фильм снимает кинокомпания «Северное сияние». Генеральный директор кинокомпании, автор сценария, режиссер и исполнительница одной из главных ролей — и это все в одном лице – красивая, энергичная и амбициозная Мария Ефремова.
Корреспондент Eclectic побывала на съемочном площадке и поговорила с Марией Ефремовой о фильме, о жизни, о борьбе за справедливость, а также узнала… о танках с колоколами
Мария, как вообще возникла идея создания фильма в стихах? Почему выбрано творчество Эдуарда Асадова?
Идея возникла внезапно, шла по улице, думала о своем, о стихах, которые надо читать совершенно по-другому: никогда не могла понять, почему стихи читают пафосно, почему бы их просто не произносить, как обычную речь, и вдруг в голове появилась цельная картинка будущего фильма, где герои будут говорить стихами, при этом не читать их, а проговаривать. Я подумала, чьи же это будут стихи? Было несколько вариантов, но остановилась на творчестве Эдуарда Асадова. Его поэзию люблю с детства, многие стихи знаю наизусть.
Как создавался сценарий? Придумали фабулу фильма и потом подбирали стихи? Или наоборот – под стихи написали сценарий?
Процесс шел одновременно. Была придумана сюжетная линия и к ней уже подбирались стихи. Я очень хорошо знаю творчество Асадова, но пришлось потрудиться, чтобы прочитать очень много стихов и выбрать те, которые гармонично впишутся в сценарий, подойдут под характер героев. Пишу я очень быстро, когда увлекаюсь, могу сутками сидеть за компьютером, не есть, не спать. Коллеги-сценаристы не верят, что сценарий полнометражного фильма можно написать за неделю, но у меня получается.
Насколько вы похожи со своей героиней Катей?
Если говорить об этой героине, она меньше всего похожа на меня. Не то, чтобы мы с ней полная противоположность, но Катя очень мягкая, спокойная, податливая девушка, домашняя. И если мужчина что-то сказал, она это принимает, а я все-таки девушка с характером, четкой позицией, своим мнением.
А вы чему-нибудь у Кати поучились?
Считаю, что ей надо поучиться у меня вырабатывать характер. Мы воспитаны в патриархальном духе: мужчина всегда прав, нужно подстраиваться под него. Если обратиться к нашему фольклору – русская женщина – это мудрая женщина: ты ложись спать Иванушка, я и ковры натку, и зерно переберу… Вот Катя как раз такая: все для мужчины, все мысли только о мужчине, лишь бы ему было хорошо. Думаю, после просмотра фильма многие увидят в этой героине себя. Правда, она потом характер начинает проявлять. Считаю, что девушки должны быть со стержнем, с уважением к себе.
Есть ли в фильме знаменитое стихотворение «Как много тех, с кем можно лечь в постель, как мало тех, с кем хочется проснуться»?
С этим стихотворением получилась целая история. Изначально его не было в сценарии. При съемках мы так формируем процесс, чтобы сцены, действие которых происходит по сценарию в одном месте, снимать в один день. Так для всех удобнее отработать. И получилось, что одну домашнюю сцену мы не успели снять по времени. Стали обсуждать, когда будем снимать здесь эту сцену в другой день. А я сказала, что «нет», мы будем снимать другую сцену и в другом месте. У меня в голове уже возникла картина этой сцены именно с этим стихотворением.
Кстати, с этим знаменитым стихотворением связана очень неприятная ситуация. Несколько молодых авторов приписали себе авторство и издали самиздатом книжку. На одном известном сайте разместили ролик с этим стихотворением и тоже указали других авторов и написали, что ни в одном сборнике Асадова «Как много тех…» нет. Только у меня вопрос к тем, кто говорит, что нет «Как много тех…» ни в одном сборнике Асадова,: «А где вы все сборники нашли?». Даже в Ленинской библиотеке, самой большой в Европе, их не больше 40 из 76!!! Кроме того, некоторых сборников нет в Ленинке, запись о них есть, но реально книг в наличии нет, вообще нет. Я звонила по этому стихотворению внучке Асадова, Кристине, она сначала подтвердила авторство Эдуарда Аркадьевича, а затем высказала сомнения. Я связалась со своей преподавательницей, литератором, филологом, она сказала, что стихотворение точно Эдуарда Асадова и она его вместе с другими стихами Асадова переписала в девичий дневник почти 50 (!) лет назад, но тетрадка не сохранилась. Один мужчина написал, что у него «Как много тех…» есть в дембельском альбоме 1971 года и автор подписан – Эдуард Асадов. Мой ход мысли был такой: возможно, ни в одном сборнике Асадова и нет «Как много тех…», но откуда-то же люди переписывали его в свои тетрадки, свадебные и дембельские альбомы еще в 60-70-х годах, т.е. никак молодые авторы не могли написать стихотворение в 2000-х, потому что они еще не родились, а люди уже знали это стихотворение. Говорят, есть свидетели личных выступлений Асадова, когда он читал «Как много тех…» со сцены. Пока вопрос с этим стихотворением открыт, если вы услышите его в нашем фильме «Я любить тебя буду, можно?», значит мы смогли доказать авторство Эдуарда Асадова. Сейчас мы проводим свое расследование. Для нас с продюсером Ниной Володиной – это дело чести. Мы хотим восстановить справедливость! Один журналист нас с Ниной назвал «танки с колоколом» — мы непросто идем к своей цели, а еще и громко, да с Божьей помощью. Мир так устроен, что добро всегда побеждает! Неважно через кого. Казалось, что должна бороться внучка, единственная наследница… Но мы с Ниной – это боевая команда!
А вы сами стихи не пишите?
Да, пишу, у моей поэзии даже есть поклонники, но публикую под псевдонимом, чтоб никто не догадался (улыбается).
Стесняетесь?
Меня и так слишком много. Люди уже запутываются, кто я: режиссер или сценарист, или продюсер и директор кинокомпании, и играю главные роли. Многие меня знают по журналистской работе и программам. Еще и писатель, скоро выйдет книга рассказов. Это те, кто хорошо со мной знаком, привыкли к моей многогранности, а человеку со стороны очень трудно понять и принять. Как писатель и сценарист я тоже работаю под псевдонимом Марийка Батлер, свой поэтический псевдоним пока раскрывать не буду.
Трудно ли быть сценаристом, режиссером и исполнителем главной роли в одном лице?
Знаете, всегда легче делать самому, чем объяснять кому-то. Когда пишу сценарий, вижу как буду режиссировать. Сыграть героиню, которую сама придумала, тоже несложно.
У вас подобран отличный актерский ансамбль, в главных ролях – Анатолий Белый, Андрей Чадов, Мария Берсенева, Елена Захарова. Проводился ли кастинг по актерам или вы сами выбрали конкретных исполнителей?
Мы не проводили стандартный кастинг, у меня свой метод. Я смотрела интервью с актерами, которых Нина предлагала на роль. Понимаете, в фильмах актер говорит текст, который написал сценарист, при этом произносит с интонациями и мимикой, которые поставил режиссер, все, что есть в кино от актера – только внешние данные. Интервью – это совсем другое, здесь не игра, перед телекамерой сидит человек, я видела его природную мимику, слышала речь, анализировала слова, поступки, затем про каждого собирала информацию. Для меня важно работать только с теми людьми, которые любят свою Родину. И только после этого у нас была личная встреча, а затем репетиции.
Когда планируется премьера?
В конце ноября будет премьера в 5-ти городах России, а в декабре фильм выйдет в широкий прокат. Фильм у нас полный метр, но такой небольшой – 50 мин. Я верю в успех в прокате. Люди устали от пустых фильмов с похожими сюжетами, а здесь новое, интересное. Главное, чтобы зритель изменил отношение к российскому кинематографу, чтобы узнали творчество Асадова, потому что он незаслуженно забыт. Обидно, что находились критики, которые называли его поэзию буржуазной. Бытовало мнение, что Асадова читать стыдно. Это было в 50-х годах. Старшее поколение помнит — Асадова «закидывали» камнями. Его нет в школьной программе. Нужно восстановить справедливость. Ему Бог дал талант, он его нес людям. В своих воспоминаниях Эдуард Аркадьевич писал, что, когда после тяжелого ранения лежал в госпитале, ему сказали, что он потерял зрение и придется ходить в черных очках, ему абсолютно не хотелось жить, не видел смысла. И все-таки нашел в себе силы, обрел смысл в творчества, которое в том далеком 1944 году еще никому не было известно. Всю жизнь он нес свою поэзию людям, а не все это поняли и оценили! У меня повышенное чувство справедливости к другим людям. И мне хочется защитить Асадова от этой несправедливости. Сейчас у нас новый министр образования Ольга Васильева. Она говорит очень правильные речи о поднятии духа патриотизма. Без любви к Родине – не будет страны. Наши люди во время Великой Отечественной войны совершали героические подвиги, мы должны помнить и передавать молодому поколению историю страны и имена героев. Мы с вами живем на этом свете, потому что они тогда воевали и отдали за нас свои жизни. А поэты вообще не умирают, творчество живет вечно. Действие нашего фильма происходит в современной Москве, а стихи Асадова написаны в 50-80 годы прошлого века, они так идеально вписались в наше время, потому что настоящее искусство вне времени.
При прокате фильма вы позаботились и о незрячих зрителях – у фильма будут тифлокомментарии. Это дань уважения Эдуарду Асадову?
Это будет не в прокате, а в отдельной версии фильма для просмотра не в кинотеатре, а на закрытых показах. Есть специальные общественные и государственные организации для людей с проблемами зрения. Это, конечно же, и дань уважения Асадову, и подарок людям с ограниченными возможностями.
Если вспомнить другие фильмы, где персонажи говорят стихами, например, российские: «Собака на сене» Яна Фрида с Маргаритой Тереховой, «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского, герои которого разговаривали белым стихом, или «Ромео + Джульетта» австралийского режиссера База Лурмана, в чем принципиальное отличие вашего фильма?
Если говорить о фильме Кончаловского. Они там не все время говорят стихами, а где говорят, то белым стихом. Потом это фильм старой школы, проникнутый «романтизмом 60-десятых», и стихи там читаются именно как стихи, у нас же они звучат «разговорно». Если говорить о других фильмах, которые Вы назвали, в основу этих фильмом положена готовое поэтическое произведение, а в нашем фильме стихи одного автора разных лет объединены в одну сюжетную линию. И герои не читают стихи, а ими разговаривают. Такого еще не было. Я просматривала первые смонтированные эпизоды, все выглядит очень гармонично.
На какую аудиторию рассчитан фильм?
На очень широкую. Конечно, поклонники творчества Асадова — это более старшее поколение, которое еще его помнит. Если говорить о молодежи, то приведу в пример нашу съемочную группу и актеров. Вначале они были не знакомы с поэзией Асадова, но в процессе работы стали зачитываться, и не только теми стихами, что в сценарии, а стали сами искать в интернете. Понимаете, фильм еще только снимается, а стихи Асадова уже вызывают большой интерес. Мы адресуем этот фильм и старшему поколению, и 30-40 летним, а также молодежи и школьникам. Кроме того, хотим переговорить с новым министром образования Ольгой Васильевой и договориться о проведении всероссийского конкурса сочинений для школьников 6-11 классов по творчеству Эдуарда Асадова. Когда школьники посмотрят фильм о любви с известными актерами, которых они знают и любят, то им будет интересно писать сочинение по его творчеству. Это, конечно, будут разные темы с учетом возраста школьников. Думаю, мы в этом найдем поддержку, потому что с сочинениями и с русским языком сейчас положение, считаю, плачевное.
Вы верите в судьбу?
Много событий было в моей жизни, считаю, предпосланных свыше, как например, и с этим фильмом. Когда мы подписывали договор с внучкой Эдуарда Асадова, то в графе ее паспортных данных увидели дату моего дня рождения. Оказалось, мы с ней родились в один и тот же день, месяц и год! Представляете, Эдуарду Асадову сообщают, что у него родилась дочка Кристина и в это же время появляюсь на свет и я! А спустя годы именно мне приходит идея снимать фильм на стихи ее деда! Это совсем не случайное совпадение, значит, так должно было случиться!
Создание фильма – это сродни родам и выращиванию ребенка. Сначала вынашивается идея. Потом идет сложный, порой болезненный процесс создания фильма, а потом видишь результат – «ребенок» вырастает, становится самостоятельным и его начинают любить другие люди.
Что вы думаете о фильмах, которые идут в российском прокате? Чего в них на ваш взгляд не хватает?
Я не могу анализировать все фильмы, потому что не все смотрела, но, если зритель предпочитает голливудское кино российскому, значит, это общая проблема всех деятелей киноискусства нашей страны. Мне непонятно, каким образом государство в лице Фонда Кино и Министерства культуры распределяет деньги, почему они уходят на заведомо провальные в прокатах фильмы, картины, которые порочат честь и достоинство русских людей, искажают исторические факты. Почему на питчингах поощряют слабые сценарии с примитивными сюжетами и диалогами. Наша кинокомпания «Северное сияние» независимая, мы не получаем помощи от госструктур, но мы одни из немногих, которые верят в возрождение российского кинематографа и снимаем кино со смыслом, по оригинальным сценариям. Мне очень приятно, когда люди начинают цитировать героев наших фильмов, когда зрители мне пишут длинные письма с рассуждениями о поступках наших героев.
Своими фильмами вы пропагандируете семейные ценности. Сейчас полная свобода в отношениях между мужчиной и женщиной. Но вы придерживаетесь другого мнения…
Истинные ценности не меняются со временем, иначе рухнет мир. Последние тридцать лет шла пропаганда, направленная на разрушение семьи. Умные люди понимают, что это делается с целью ослабить государство. Лет пятнадцать назад я брала интервью у директора интерната для умственно отсталых детей, так вот профессор, психиатр сказала: «Чем выше сексуальная активность, тем ниже уровень интеллекта». Умственно отсталые люди вступают в половые отношения в 11-13 лет, их основной интерес в жизни – это гениталии и первичные половые признаки. Так что сами судите, для кого выпускают откровенные фотосессии «звезд», рекламу с полуголыми красавицами, фильмы и т.д. Человек со здоровой психикой думает о смысле жизни, профессиональной деятельности, о своей пользе обществу, о защите родных и близких, те же, у кого только секс на уме, психически не полноценны. В наших фильмах вы никогда не увидите откровенных сцен, как режиссер я считаю, что любовь нужно показывать глазами и словами, а не голыми телами. Восемь из десяти браков заканчиваются разводами, каждый третий ребенок растет в неполной семье. А как же ответственность, как же быть вместе и в радости, и в горе? Может, прежде чем создать семью нужно подумать, выяснить, есть ли общие интересы, а после нести ответственность друг за друга, своих детей. Мне не нравится фраза: «Никто никому ничего не должен». Она в корне неверная. Мужчина должен нести ответственность за жену и детей, как моральную, так и материальную. Женщина должна, вынашивая ребенка, следить за своим здоровьем, а после рождения заботиться о малыше. Верность обязательна в браке. Измена – это предательство, подлость и не может быть никаких оправданий. Предателей нельзя прощать, с ними надо прекращать все отношения и не иметь никаких дел. И я против гражданских браков! Что значит решили поиграть в семью, приживемся-не приживемся? Так вы и на квартиру, и на машину тогда не оформляйте документы. Не согласны? Это ваша собственность, вам нужны гарантии. Женщине тоже нужны гарантии, решили жить вместе, зайдите сначала в ЗАГС. В нашем фильме «Я любить тебя буду, можно?» есть хорошее стихотворение Эдуарда Асадова: «Я на все для тебя согласна, ты только женись сперва…»
В вашем послужном списке не один успешный проект – журнал, шоу-мероприятия, авторский проект «Журналист говорит» на новосибирском телевидении. Пишите рассказы. Теперь «Северное сияние». Почему такая творческая неуспокоенность?
Я росту, развиваюсь, в том числе и в профессиональном плане. Из журналистики ушла в мир кино, переехала жить и работать в Москву. Когда была издателем журнала, публиковала свои рассказы, у которых сразу появилось много поклонников, а теперь мы снимаем по ним фильмы. Одно вытекло из другого. Творчество – это внутренний порыв, я следую велению сердца. Как будто кто-то свыше тянет за руку, подталкивает в нужном направлении и при этом дает препятствия, будто испытывает на прочность – справлюсь ли, не сломаюсь, не отступлю. А мне и некуда отступать, только идти вперед.
Расскажите о своем последнем детище – кинокомпании «Северное сияние».
Мы начали работать в 2013 году, тогда же состоялась премьера нашего первого фильма «Моя главная роль в жизни». Наша кинокомпания «Северное сияние» снимает фильмы только по моим сценариям, также я пишу сценарии для музыкальных клипов, рекламных роликов и документальных фильмов, и сама режиссер. Название компании неслучайно: я родилась на Крайнем Севере, в городе Норильске и видела северное сияние своими глазами. Необыкновенно красиво! Самое главное в компании – это люди, у нас два руководителя – я и Нина Володина. Она удивительная, на нее я могу полностью положиться, и это единственный человек, которому я безоговорочно доверяю. На Нине, как продюсере, лежат обязанности по привлечению финансов на фильмы, поиск клиентов на рекламу, музыкальные клипы, а также мест съемок. Я занимаюсь творческой частью и, как гендиректор, всеми административными и юридическими вопросами.
Жизненный и творческий путь усеян не только розами. Можете ли держать удар?
Не знаю у кого путь усыпан розами, мне, видимо, повезло меньше. Вся моя жизнь – это сплошная боевая стойка. За мной же никто не стоит, не поддерживает материально, не делает важные звоночки нужным людям, приходится пробиваться самой, доказывать, что можешь и умеешь. Это не просто сложно, это очень сложно. А еще у меня характер несгибаемый, помните, как у Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это про меня. Я всегда высказываю свое мнение, ни под кого не подстраиваюсь, а людям не нравится, за это бьют и порой очень больно. Еще в период моей журналистской деятельности мне не раз угрожали, но Бог меня хранит. У меня длинный и сложный путь, который я опишу в своей книге, может, моя история кому-то поможет. Еще со школьных лет мне запомнились слова Островского: «Самое дорогое – это жизнь. Она дается один раз, и прожить ее нужно в конечном итоге так, чтобы не ощущать ужасное сожаление за бесцельно прожитые годы». Сейчас культ вечной молодости и красоты, все стремятся к материальному достатку, важно какая машина, новый айфон, а ведь смысл жизнь не в этом. Главное, что ты сумел сделать, какую пользу принес людям. Я считаю инвалидами тех, кто равнодушен по своей натуре, не умеет думать своей головой, а люди с ограниченными физическими способностями всего лишь ограничены физически. Самое главное – это честное сердце, душа и мозги. Слепота не помешала Асадову творить, а его стихи многим людям открыли глаза на главные ценности.
А вообще, когда в вас проснулось творческое начало? Откуда корни?
Человек рождается уже готовым, даже ученые доказали, что уровень интеллекта и творческие способности нам даются изначально, как и внешние данные. В процессе жизни мы получаем только дополнительные знания и опыт. Стихи и рассказы я пишу с детства, и всегда в голове снимала кино. Организаторские способности тоже часть натуры. Я всегда с сочувствием смотрю на людей, которые ходят на тренинги «Как стать лидером?», «Как стать бизнесменом?», «Как стать богатым?». Но нет ни одного тренинга как стать умным. Натура человека неизменна, не важно сколько вам лет 7 ли 47, в вас либо есть лидерские качества, либо нет. Этому нельзя научиться, как нельзя научиться писать музыку. Выучить нотную грамоту можно, а, чтобы сочинять, как Моцарт, нужно родиться Моцартом. Вообще, это очень длинный разговор про натуру человека, я с детства пишу научную работу, которая безошибочно определяет возможности уже в раннем детстве, думаю, она пригодится спецслужбам и руководителям. Основываясь на своей теории, я предсказала будущее своих одноклассников, одногруппников и других знакомых, но лучше об этом поговорить в другой раз, а то я вам сейчас еще про свои государственные реформы начну рассказывать и объяснять, как за пять лет поднять страну, мы тогда совсем отойдем от темы кино.
Беседовала Людмила Зарубинская
Фото: Вероника Лобанова
Стилист — Аксинья Сергеева
Платье — Модный дом CHARISMA
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Мария Зайцева: «Время перемен толкает на постоянное развитие»
Певица, автор и композитор Мария Зайцева эксклюзивно: о творчестве, самовыражении, преодолении кризиса и о новом музыкальном проекте.
-
Ольга Арнтгольц: «Главное для меня – быть хорошей мамой»
15 октября на канале Россия-1 состоялась премьера мелодрамы известного театрального режиссера Сергея Виноградова «Девятый вал». Исполнительница главной женской роли Ольга...
-
Картины никогда не предадут
Мехди Эбрагими Вафа, победитель третьего сезона телепроекта «Битва экстрасенсов» не следит за его развитием и разучился доверять людям, но продолжает помогать тем, кто обращается за помощью.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.