М’АРС в системе координат столичной культуры – особая планета. Это один из старейших негосударственных центров современного искусства, созданный в 80-х годах прошлого века не по велению «сверху», а по инициативе самих художников. М’АРС не имеет никакого отношения к космосу, здесь зашифровано на латинице простое и емкое – «московское искусство». И все же, что-то космическое в истории центра есть: он то выпускал на орбиту самые громкие, провокационные проекты, то таился в глухой тишине и словно проваливался в черную дыру. Сегодня особая ситуация – музей закрыт для посещения, как и все учреждения культуры, из-за режима всеобщей самоизоляции, в период борьбы с коронавирусом.
Руководитель Центра современного искусства М’АРС, доктор технических наук, почетный академик Российской академии художеств, вице-президент Творческого союза художников России Игорь Грязнов находится в рабочее время в необычной для себя обстановке – не в кабинете центра, не на встречах, а дома за компьютером. Сейчас процесс общения возможен лишь в одном формате – онлайн. И определенно есть в этом что-то знаковое – разговор с популяризатором технологичного искусства ведется с помощью гаджетов….
Игорь Михайлович, что получается, технологии теперь окончательно вытеснили старые, традиционные, способы коммуникации?
Надеюсь, нет. Ничто не заменит общение глаза в глаза и возможность обнять близкого человека, услышать его голос вживую. Это совсем не то же самое, что говорить с ним и видеть его по скайпу. Но если искусство рассматривать как способ коммуникации идей и ощущений — то воздействие новых технологий огромное, можно даже сказать — переворачивающее многие представления об искусстве. Хотя речь о «вытеснении» я бы не вел, всем места хватит.
Игорь Михайлович, вы модерируете творческие процессы большого выставочного пространства, куда каждый день приходят сотни людей. И тут внезапно – занавес! Двери Центра закрыты….
Сейчас нет смысла зацикливаться на плохом, переживать, подсчитывая убытки от простоя музея. Надо думать, о скором его открытии, о совершенствовании текущих проектов, о премьерах. Я работаю. Жизнь продолжается.
Насколько я понимаю, М’АРС представляет проекты, рассчитанные на восприятие всеми органами чувств. Мы говорим о произведениях, создаваемых с помощью цифровых технологий – о видеоарте, саундарте, медиаперформансе. Что вы предлагаете своей аудитории в популярном ныне — удаленном режиме? Она же просит «хлеба и зрелищ»?
Мы не устраиваем онлайн-трансляции выставок. И объясню почему. Мы сотрудничаем с авторами, работающими с цифровыми проекциями, саундартом, использующими мультитач-мониторы и прочие технологии. Экспозиции М’АРСа погружают человека в разные измерения, переворачивают его представления об искусстве и реальности в целом. Формат этих проектов трудно воспроизвести онлайн.
Но уходить с горизонта на время изоляции мы не собираемся. Мы общаемся с публикой в соцсетях, выкладываем познавательные тексты, видео. Сейчас ведем переговоры с коллегами одной из онлайн-школ Питера, продумываем уникальный контент для трансляций в пабликах. То, что сегодня происходит с нами в повседневной жизни, может неожиданным образом отразиться на жизни художественной. Трансформируется ментальность, появляются новые способы высказывания в искусстве. Поэтому мы готовимся к еще одному событию — запуску флэшмоба для подписчиков, увлеченных технологичным артом. Предложим им творческое задание, пусть в домашнем режиме создают, а потом публикуют в аккаунтах М’АРСа свой креатив – работы в разных жанрах с применением цифры. Лучшим авторам роликов, рисунков, графики достанутся премии – годовые абонементы на все мероприятия Центра – наши «карты жителей М’АРСа». Хочется поощрить достойных ребят, и это не просто дружеский жест. Чтобы научиться разбираться в современном искусстве, нужна «насмотренность», это верный шаг к пониманию. И мы хотим дать нашей аудитории такую возможность.
Расскажите об аудитории, которой вы так дорожите, которая следит за digital-искусством и которая готова воспринимать то, что ЦСИ М’АРС генерирует и предлагает к просмотру?
К нам приходит очень разная публика. Понимая это, мы анонсируем мероприятия с указанием возрастного ценза. И всегда рекомендуем обращать на него внимание. М’АРС предлагает арт-события для маленьких, например, детский клуб «Сигнал с планеты Х», где ребята попадают в красочное интерактивное пространство и учатся управлять ожившими роботами: ходячими пауками и жуками. А есть у нас зрелища исключительно для совершеннолетних. Одно из таких, VR-инсталляция Yolo: You Only Live Once («Ты живешь лишь раз») – проект, позволяющий совершить виртуальное путешествие по произведению Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». И мы знаем, что самый известный триптих художника посвящен грехам с особенным акцентом на сладострастие.
Аудитория М’АРСа – дети, молодежь и взрослые. Мы рады всем. И тем, кто еще у нас не был, кто еще, возможно, не готов к искусству, провоцирующему, заставляющему думать, испытывать неожиданные эмоции и ощущения. Ведь многие даже и не знают, что такие формы существуют. Значит, у нас впереди еще много просветительской работы, потому как искусство неразрывно связано с духовной и социальной жизнью, а она сейчас буквально пронизана новыми технологиями. Они меняют саму ткань жизни и одновременно с этим порождают новые формы в искусстве.
Игорь Михайлович, а «не разобьется ли о быт» искусство, которое вы продвигаете? Проблемы, которые сейчас приходится решать всем, не отвернут людей от интеллектуальных зрелищ М’АРСа?
Восстановить работу после длительного периода вынужденного простоя будет непросто. Музей, никогда не имеющий государственной поддержки, получил сильный удар по бюджету, который полностью уходил на самообеспечение, на возможность показывать публике необычные художественные проекты. Но мы будем продолжать развивать систему лояльности, индивидуально подходить к продвижению каждого проекта, предлагать абонементы, которые значительно удешевляют посещение выставок. Однако снижать стоимость входных билетов мы не можем. Каждое арт-событие центра – это трудоемкая, долгая работа профессиональных программистов, дизайнеров, технологов. Каждый сеанс – это запуск дорогостоящего сложного оборудования. А еще есть кураторы, медиаторы, технический персонал – у центра, открытого для посетителей в ежедневном режиме, большой штат сотрудников.
Какие выставочные проекты ЦСИ М’АРС откроет для публики после окончания всеобщей изоляции?
Загляните на сайт, в активе не меньше дюжины выставок, инсталляций. Какие-то — новые, другие – изменяются, дополняются. И после окончания самоизоляции мы продлим многие из них. Жаль будет оставлять яркие проекты недосмотренными, недолюбленными публикой.
Среди них нужно отметить иммерсивную выставку Reset. Start from zero. Это — исследование влияния цвета, звука и ароматов на восприятие человека. Авторы проекта — Ольга Щербакова и дизайн-студия «Мы» — занимаются арт-терапией, предлагают посетить поочередно семь разноцветных залов, где посетителя ожидают необычные задания, которые способствуют полной эмоциональной перезагрузке.
Хочу также отметить инсталляцию Нi, Human, где можно пообщаться с параллельным измерением в виде голографического портала. Авторы – арт-группа Synticate.Team, которая в коллаборации с командой Negative space придумала эксперимент, изучающий цифровое будущее. Сеанс запускается, когда на человека срабатывают специальные «хот-зоны», а в действие вступают визуальные и музыкальные волны. Для посвященных скажу: когда Центр снова откроется, Нi, Human будет заново презентована публике. Мы сочли это необходимым, потому что авторы существенно усовершенствовали голографический объект, а еще планируют пополнить инсталляцию новым модулем, выставочным пространством с секретной начинкой. Лично я – в предвкушении.
Вообще, афиша М’АРСа — и это продуманная стратегия — представляет собой подборку проектов, разных по жанрам, по способам подачи, по используемым технологиям. Интерактивные инсталляции, иммерсивные выставки VR- (виртуальное) и AR- (с дополненной реальностью), мастер-классы и лекции по современному искусству. Я всем советую следить за новостями Центра. Тогда можно будет и необычное кино в VR-шлеме посмотреть, и диджейский сет на крыше послушать, и многое другое. Друзья М’АРСа так и делают. А еще они в коворкинге за ноутбуками сидят, в кафе свидания назначают. Event-venue – вот такой формат нам ближе всего. И мы понимаем: с нашей стороны разноплановых образовательных, познавательных мероприятий должно быть много, а за публикой всегда остаётся право выбирать.
Вы рассказываете о новых технологиях, продумываете новые проекты, ждёте новых посетителей. А что из доброго-вечного планируете сохранять? Есть традиции, которые чтут в М’АРСе?
С первых дней своего существования М’АРС славился своей демократичностью. В Центре мог выставиться самый именитый художник и никому неизвестный, начинающий. Таким М’АРС остался и по сей день. У нас можно посетить выставку заслуженного художника России Константина Васильевича Худякова — одного из основателей Центра и российского первопроходца техно-арта, а в соседнем зале — увидеть работы совсем молодых компьютерных художников. Вообще, смысл и идея музея – оставаться свободным творческим пространством, выполнять образовательные и просветительские функции, знакомить публику с самым передовым в искусстве. Эти принципы на М`АРСе должны остаться неизменными.
Беседовала Юлия Смолякова
Фото предоставлены
пресс-службой Центра современного искусства М’АРС
Метка Игорь Грязнов, Интервью, Центр современного искусства М’АРС
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Юбилейный фестиваль в неюбилейное время
В этом году Зимний международный фестиваль искусств в Сочи артистический директор Юрий Башмет был не только юбилейный, пятнадцатый, но и в очередной раз доказал, что искусство спасает всегда.
-
Фестиваль Башмета в Ярославле: искусство против пандемии
То, к чему за тринадцать лет привыкли ярославцы, снова вернулись на сцены области.
-
Два русских гения: в слове и музыке
На XII Ежегодном международном музыкальном фестивале под артистическим руководством маэстро Юрия Башмета показали спецпроект «Ч+Ч» к юбилеям П.И. Чайковского и А.П. Чехова. Текст читали актеры Сергей Гармаш и Дарья Белоусова в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.