Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». В экспозицию включены более 150 рекламных эстампов из собрания музея, представляющих творчество лучших английских художников и дизайнеров – Обри Бёрдсли, «Братьев» Беггарстафф, Эдварда Макнайта Коффера, Тома Пёрвиса, Эдварда Боудена, Остина Купера и других мастеров, составивших Лондону славу столицы мирового дизайна. Экспозиция приурочена к выходу каталога-резоне, посвященного собранию британского постера в ГМИИ им. А.С. Пушкина и продолжает серию музейных проектов, посвященных итогам научно-исследовательской деятельности и реставрационной работы по восстановлению хрупких документов эпохи – произведений ранней промышленной полиграфии. Это иллюстрированная реклама, политические плакаты, образцы коммерческой литографии – визитки, пригласительные билеты и экслибрисы.
ГМИИ им. А.С. Пушкина принадлежит уникальное по полноте и ценности собрание прикладной графики второй половины XIX – начала XX века, самого любопытного периода, связанного с возникновением и развитием национальных школ художественной рекламы. В каждой стране иллюстрированные объявления получили название, соответствующее их традициям и национальным особенностям. Все важные информационные сообщения – официальные правительственные указы и рекламные объявления – издавна назывались в Англии «The Poster». Прежде всего, это было связано с тем, что на протяжении нескольких веков своего существования централизованная королевская почта занималась не только доставкой писем, но также исполняла обязанности по оповещению подданных о происходящих в государстве событиях. В местных почтовых отделениях можно было узнать все провинциальные новости: о предстоящих ярмарках, свадьбах и крестинах, продаже скота и найме работников. Так, наряду с немецким плакатом и французской афишей, появилось неординарное явление – британский коммерческий постер. Великобритания стала родиной одного из ярких явлений в мировой художественной культуре ХХ века – рекламного дизайна – и прошла путь от отрицания до «триумфального воцарения иллюстрированной рекламы среди высокомерных муз искусства».
Открывают выставку «Реклама как искусство…» работы пионеров английской рекламы XIX столетия – Обри Бёрдсли, Беггарстаффов, Уолтера Крейна. Уже в начале XIX столетия лидерство Соединенного Королевства в рекламе, в ее изобретательности и оригинальности, было бесспорно, но занимались коммерческими объявлениями только ремесленники-самоучки. В то время как во Франции творческие эксперименты художников в рекламе вызывали восторг и, что немаловажно, щедро поощрялись заказчиками, в Англии общество Викторианской эпохи презирало рекламу как явление маргинальное. Английские художники были надолго отчуждены от потребностей растущего рынка, и на преодоление консерватизма понадобилось не одно десятилетие. И хотя первые опыты в иллюстрировании коммерческих объявлений самых смелых английских художников – уже упомянутых Беггарстаффов, Уолтера Крейна и Обри Бёрдсли – были чаще всего бесплодными попытками заинтересовать рекламщиков, они уже демонстрировали огромный потенциал британской рекламы.
Темами отдельных залов стали рекламные карикатуры членов Лондонского скетч-клуба – Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру и многих других художников-иллюстраторов. В конце XIX столетия именно их заслугой стало примирение британцев с коммерческой рекламой театральных постановок, литературных новинок, продуктов и услуг. Ирония и увлекательный жанр карикатуры были снисходительно встречены строгими зрителями.
В произведениях коммерческих дизайнеров Великобритании первых десятилетий ХХ века – постерах предприятий Лондонский транспорт, Лондонская подземка, Железная дорога Лондон – Северо-Восток – представлен новый этап в искусстве рекламы. Это уже профессиональное и передовое явление, современный графический дизайн, авторитет и популярность которого активно развивались. В 1924 году Королевским обществом искусств был организован и проведен конкурс промышленного дизайна среди студентов с поощрительными премиями победителям. В 1930 году в Лондоне возникло Общество промышленных художников, объединивших дизайнеров и специалистов в области прикладной графики.
Небольшим отступлением от коммерческой темы является политическая сатира конца XIX века и наглядная агитация «красных тридцатых», когда искусство уже не могло быть отделено от политики, а творчество молодых художников-марксистов представляло собой род общественной деятельности, политического художественного движения. Для прогрессивной художественной молодежи романтический образ Советского государства был подобен маяку надежды. В 1933 году в Лондоне была создана международная ассоциация революционных художников – Интернационал художников (Artist’s International). Клиффорду Роу удалось организовать настоящий советский «агитпроп» (пригодился его опыт работы в ИЗОГИЗе в СССР).
Одним из самых ярких разделов коллекции является коммерческая графика британо-голландского нефтяного концерна «Shell», который поддерживал политику доверия современному искусству. Произведения из корпоративной коллекции модернистской живописи концерна использовались в рекламном дизайне. Так, творчество живописцев-новаторов: Дункана Гранта, Пола Нэша, Грэма Сазерленда, Тристрама Хилльера и многих других художников, начинавших свою карьеру в 1920–1930-х годах, популяризировалось за счет широкой публикации их картин в рекламных постерах.
С приходом ХХ века в Великобритании были преодолены или утрачены многие ментальные стереотипы, произошла эволюция механизма художественного восприятия, который казался неизменным, а с этим проявились и перемены в эстетических вкусах и стилевых предпочтениях. Поменялись социально-психологические и ценностные ориентиры, профессия коммерческого дизайнера в Соединенном Королевстве приобрела высокий статус. Творчество многих художников стало поводом для национальной гордости; благодаря успехам и мировому признанию британских дизайнеров – Эдварда Уодсворта, Фреда Тейлора, Фрэнка Ньюболда, Эдварда Коффера, Остина Купера и Клиффорда Роу – прикладная графика расширила объем культурного наследия и попала в музеи искусства XX века. Британия не только вернула себе ведущую роль в искусстве рекламы, но и превратила его в одно из своих национальных достояний.
Куратор выставки Ирина Никифорова, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
20 октября 2020 – 31 января 2021
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Адрес: Москва, Волхонка, 14 (метро «Кропоткинская»)
Время работы:
Вт, Ср, Сб, Вс: с 11:00 до 20:00
вход до 19:00
Чт, Пт: с 11:00 до 21:00
вход до 20:00
Пн: выходной
Фото: пресс-материалы
Метка выставка, ГМИИ им. А.С. Пушкина, музей
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Премьеры на театральных сценах Москвы
Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...
-
Пять вечеров в Театре Пушкина
28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....
-
«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики
Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.