Режиссёр на съёмочной площадке – это центральная фигура. Именно от этого человека зависит качество картины. Он подбирает съёмочную группу, актёров, декорации, освещение, продумывает озвучку, спецэффекты, решает множество важных моментов. Эта творческая профессия требует полной самоотдачи. Именно таким человек и является Оксана Нечаева.
Оксана, насколько Вам важно мнение зрителя о вашей картине или вы опираетесь на свои ощущения?
Вы знаете, я занимаюсь всем поэтапно: сценарием, съёмками, монтажом. Поэтому просто нет такой задачи, чтобы кому-то угодить. Есть желание донести мысль, которую я заложила в фильм. Сделать цельную версию того, что можно будет показать на экране. А как это будет воспринято, зависит уже от зрителя. Не существует двух людей, которые одинаково поймут одну и ту же работу.
Сейчас я уже абсолютно уверена в том, что у каждой картины – свой зритель. Угодить каждому невозможно. Просто есть тема, которая кому-то откликается, а кому-то – нет. Реакция человека зависит от пережитого опыта, эмпатии.
Я помню удивительные истории: на выходе из кинозала ко мне подходили люди, которые описывали мне все свои эмоции, ощущения и мысли. Это потрясающее чувство, когда ты понимаешь, что люди уловили в точности то, что я хотела передать. Люди, которые тонко уловили смысл, просили ничего не трогать в картине, оставить как есть, даже несмотря на отзывы кинокритиков. Ничего приятнее таких душевных откликов быть не может.
Кино — это про себя или про зрителя? Вы скорее хотите угодить зрителю или что-то до него донести?
Кино для режиссёра – это история, которую он полностью пропускает через себя, свой жизненный опыт, эмпатию. Я даже в принципе не очень понимаю, что значит угодить. Развлечь аудиторию? Но я пока не занималась развлекательным кино, и в ближайшее время не планирую.
Передо мной не стоит задача угодить зрителю. Мне очень близки слова наших институтских педагогов: кино должно возвышать сознание, рассказать и показывать чью-то или свою историю со стороны. Каждая картина – это, по сути, беседа со зрителем, диалог с ним.
Как часто приходится переснимать непонравившиеся дубли?
Если переснимать в другой день или смену, то однажды у меня был такой случай: к концу сьёмок, не отсматривая материал, а просто прокручивая картину в голове, я поняла, что один финальный кадр абсолютно не стыкуется с тем, что мы уже сняли. Пришлось переснимать в отдельную смену. В любом случае пока режиссёр не скажет: «снято», никто не покинет площадку.
Иногда в драматичные моменты съемки актеры не могут сразу войти в нужное состояние, приходится делать несколько дублей. Бывает, съёмочная группа и актёры доходят до полного изнеможения, прежде чем родится нужная эмоция и идеальный дубль.
Какая иерархия на съёмочной площадке?
Режиссёр главный, вот всё. Поскольку он держит картинку в голове целиком, в первую очередь все спрашивают совета у него. Менее значимые вопросы задают второму режиссёру, чтобы не отвлекать главного. Также огромное значение имеет работа оператора-постановщика, ведь он руководит техническим цехом: общается со световиками, камерменами. Основной костяк – режиссёр, второй режиссёр и оператор-постановщик. Все остальные должны внимательно слушать, чтобы процесс работы шёл гладко и непрерывно.
Сколько в среднем занимает съёмка картины?
Зависит от длительности картины. Если мы говорим о полном метре, то можно снимать и год, и несколько лет. Даже сам процесс подготовки может занять несколько лет. Для сериалов достаточно нескольких месяцев, чтобы снять сезон. Короткометражные картины – съёмочные дни могут длиться 5-6 дней, но не менее трех месяцев уйдет на подготовку и постпродакшн.
Вы участвуете в монтаже? Или это уже не ваша компетенция?
У меня вообще есть некие проблемы с делегированием. Я всегда участвую в монтаже, от первого до последнего кадра. Но, если первые работы я вообще никому не доверяла и монтировала полностью сама, то последнюю картину «Американка» с Игорем Лифановым мы уже монтировали с профессиональным режиссёром монтажа, который непосредственно этим и занимается – Александром Карповым. Впервые я позволила себе довериться другому человеку, и мне очень понравился совместный процесс работы.
Возможно, многое зависит от профессионализма человека, с которым ты работаешь. Не со всеми я могу договориться, но Сашка – настоящий профессионал. Работать с ним было приятно, он открыл для меня много нового, показал интересные ходы. Это человек монтировал множество картин. Например, «Высоцкий. Спасибо, что живой», или «Вий».
Что считаете самым интересным в вашей работе?
Работа режиссера захватывает меня целиком, на каждом этапе. Начиная с процесса поиска сценария, знакомства с актерами, формирования команды. Съёмочный процесс часто выматывает – и морально, и физически. Монтаж тоже может забирать много сил, если приходится просматривать один и тот же дубль по 100-150 раз. В какой-то момент понимаешь, что взгляд уже совсем «замылился».
Но любые этапы работы, даже самые сложные, приносят огромное удовольствие. После съемок ты отправляешь работу на фестиваль, начинают приходить первые лавровые ветви. И это тоже невероятная радость – когда понимаешь, что добился успеха.
Беседовал Олег Второй
Фото: архив героя
Метка Интервью, Оксана Нечаева, режиссер
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Лариса Арсланова. Тайны ораторского мастерства
Что нужно для того, чтобы достучаться до своего собеседника, донести свою мысль, побудить его сделать что-то? Во всем этом незаменимым помощником является ораторское мастерство.
-
Какой чай мог бы пить Клод Моне
Французский бизнесмен выбрал чай для знаменитого художника и великого диктатора.
-
Работающие танцоры — это люди, слишком сильные духом
Профессиональный танцор и педагог Александра Мартынова рассказывает о том, как выгорают артисты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.