О них не принято говорить в приличном обществе. Их профессия стара как мир, но этот самый мир так и не смог найти им место на своей социальной лестнице. Они не приняты обществом, но у них никогда не будет недостатка в работе. Они навеки погребены в той «Яме», о которой больше ста лет назад не побоялся рассказать Александр Куприн.
Повесть «Яма» до сих пор наносит «пощечину» всем, кто прочитал хотя бы несколько ее частей, и заставляет задуматься о том, что даже у самой запятнанной девки душа может быть прозрачней и чище, чем у миллионов «порядочных граждан». О многом заставляет задуматься и спектакль «Омут любви», премьера которого с успехом прошла в театре «Русская песня».
Режиссер постановки Анна Бабанова собрала на одной сцене яркий и талантливый актерский состав: Даниил Спиваковский, Анастасия Макеева, Елена Проклова, Вячеслав Манучаров, Николай Качура и, конечно, Надежда Бабкина. К тому же, театральный дебют состоялся у певца Александра Когана – романтичному исполнителю удалось перевоплотиться в грубого поручика, для которого цена любви всего несколько рублей. На репетициях артист ни на секунду не расставался с текстом, волновался, советовался с режиссером, более опытными коллегами и учился убедительно менять женщин «как перчатки»… «Для меня приглашение стало очень неожиданным и поначалу я немного растерялся, ведь роль, которую мне предложили, не была легкомысленной или простой. Это небольшая работа, но я знаю, что порой даже эпизод, взгляд, интонация, жест могут запомниться и произвести впечатление на зрителя, поэтому я погрузился в процесс с полной самоотдачей …» — рассказал Александр Коган.
Настоящим актерским прорывом стала роль Катеньки в исполнении солистки ансамбля «Русская песня» Светланы Рассказовой. С первых же секунд ее появления на сцене зрители увидели юную, прекрасную и беззащитную девушку, которую так легко поймал в свои сети торговец «живым товаром» (Вячеслав Манучаров). В ее глазах читается неподдельный ужас, когда «Сенечку» арестовывают, отчаяние, когда она молит о помощи «тетушку» Анну Марковну. Самым страшным для шестнадцатилетней девушки становится осознание собственной участи – честь, которою она берегла для любимого, за кругленькую сумму покупает немощный старикашка…
Для воссоздания атмосферы борделя дореволюционной России сценограф Фемистокл Атмадзас не экспериментировал с формой, цветом и технологиями, а создал максимально реалистичный интерьер: портьеры из красного бархата, зеркала, широкие лестницы, кровати с витыми железными прутьями. То же самое произошло и с костюмами (художник Роман Ватолкин). «Картинные» платья и строгая военная форма оказались туго стянутыми на персонажах – они как будто сдерживают весь тот хаос и ужас, которые накопились в душе и в жизни каждого из них. Сценически чинную картину «разрезают» лучи, мастерски поставленные одним из самых известных в России художников по свету Тарасом Михалевским. В его видении свет оживляет бездушную залу и является сценическим образом того героя, который в тот или иной момент находился в центре мизансцены.
Надежда Бабкина в роли Анны Марковны – одно целое со своей экономкой, которую блистательно сыграла Елена Проклова. Вместе им удалось сплести клубок изо лжи, грязи и цинизма, которые «опутывал» всё и вся вокруг. Если во властной хозяйке борделя зрители без труда узнали яркую и харизматичную артистку, то в хромой экономке Зое не было и намека на прекрасную Елену Проклову. С трудом зрители узнавали и Даниила Спиваковского, который за спектакль сменил несколько совершенно разных по возрасту и характеру ролей.
С народным юмором, песнями и гомерически смешной актерской игрой первая часть спектакля смотрится как водевиль, в котором, по законам жанра, главные роли «исполняют» деньги, шампанское и дешевая любовь. Все меняется после антракта – во втором акте в зале стоит гробовая тишина, от первой до последней сцены зрители находятся в эмоциональном напряжении. Тяжело сдерживать слезы, когда надежды героев начинают разбиваться на мелкие кусочки как хрустальные бокалы. Женька (Анастасия Макеева) заражается сифилисом от одного из клиентов – и вот уже вместо игривой и колкой девицы зрители видят совсем другую героиню: в каждой ее фразе, в каждом движении – отчаяние, жестокость, горе и безысходность.
Дальше «бокалы» начинают биться со стремительной быстротой: студент Лихонин (Иван Замотаев) понимает, что «спасти» Любу (Наталья Волгина) уже невозможно и выбрасывает ее на улицу как котенка, «двуногие подлецы» каждый день получают от Жени «вакцину от похоти», а для юной Катеньки приход того самого врача становится поводом для сильнейшего нервного срыва. Окончательным ударом для всех становится самоубийство Женьки – она вешается от того, что ей гадко и невыносимо жить.
Сцена отпевания Женьки, пожалуй, одна из самых мощных в спектакле. Молитва, которую поют у ее тела «падшие» девушки, осветляет и освещает все вокруг. Становится очевидным, что души этих девушек невинны, они чище, чем у многих уважаемых господ. «Тебе в твоей яме, может, даже лучше, чем в нашей», – говорит одна из них. Это и есть горькая правда тех, кого так нечестно, горько и обидно навеки втоптала в грязь сама жизнь.
Для финала режиссер придумала интересную сценическую находку: на аванс-сцену выходит «фотограф» с аппаратом, а за занавесью герои с каждым затуханием света становятся в проемы для «фотографий». «Разрывом» стал «кадр» всех девушек, одетых в белоснежные наряды невест.
Композиция «Липа вековая» звучит как молебен, как гимн, как итог. Это черта, к которой подходит каждый из персонажей и эмоциональный порог, после которого сдерживать слезы зрители уже не могут. Прозвучала последняя нота – в зале не слышно ни единого звука, и лишь через несколько секунд послышались первые аплодисменты и крики «Браво!» …
«Миленькие мои, берегите девочек своих!» – после поклонов сказала художественный руководитель театра «Русская песня» Надежда Бабкина. «Берегите матерей, дочерей, женское начало страны, потому что в основе всего человеческие чувства, человеческое отношение друг к другу!».
Эту историю, благодаря режиссерам, постановщикам и артистам, удалось рассказать без грамма пошлости и ненужного откровения. «Обнаженка» тут только у человеческих душ. А не это ли самое трудное, сложное, самое важное в любой истории?
Мария Наумова
Фото: пресс-служба театра «Русская песня»
Поделиться:
Еще на эту тему
-
«Печерский. Театр» отправился в Беларусь
Российские актеры рассказали о красоте Беларуси, отзывчивости зрителя и скорых гастролях в Мозыре.
-
Некурортный роман в МХАТ им. М. Горького
Спектакль «Некурортный роман» сделан в технике документального театра - в пьесе использована речь реальных женщин. В некотором смысле документальность жанра – отсылка к МХАТ начала ХХ века, когда театр открыл Чехова и Горького как больших драматургов.
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.