В Париж перемещались волнами и единицами, по делам и развлечься, укрыться и работать, аристократы и артисты, авантюристы и просто путники. И не один век. Мощная гравитация города – не величие истории, а непреодолимое обаяние, охватывающее тебя сразу, даже если глаз привычно натыкается на моменты дисгармонии.
И еще – атмосфера. И если небо Парижу дано, то атмосфера взращена, создана, выпестована. Она поддерживается как огонь под жаровнями для каштанов. Она создается из тысяч разговоров, из тысяч написанных картин, срифмованных стихов, метров снятых фильмов, часов сыгранных пьес, тысячелетий прогулок по набережным… Она светится от следов присутствия прекрасных и страстных творцов. Несколько дней – для туриста слишком мало, чтобы впитать атмосферу. А несколько месяцев – достаточно для того, чтобы влюбиться насмерть и не захотеть возвращаться домой. Так случилось с нашими героинями, которые уже двадцать лет живут в Париже и вполне уже могут считать себя истинными парижанками, но при этом сохраняют свежесть взгляда и наблюдательность. Воспользуемся их двойным зрением и пройдемся по тем местам, куда не доходят туристические тропы, где нет толпы с камерами.
Чашка кофе с историей
Евгения Коган, гид-переводчик, урожденная москвичка, живет в центре города, восхищается им, знает его. Она чувствует себя парижанкой и вместе с тем радуется возможности говорить и писать по-русски. Она рассказала нам о своем любимом квартале Сен-Жермен (Saint-Germain-des-Pres). Как жаль, что он не входит в список пешеходных экскурсий по Парижу. Сен-Жермен находится в самом центре города на левом берегу Сены, граничит с Латинским кварталом и кварталом Монпарнас. Его узкие пешеходные улочки упираются в Сену. Они пестрят кафе, ресторанами, бутиками, а также множеством художественных и антикварных галерей.
«Когда я попала сюда в 90-е годы, мои французские друзья помогли мне по-настоящему понять Париж. Это они показали мне левый берег, где они учились и выросли, и часто меня спрашивали: «Какой твой Париж?» Я это не сразу поняла, а сейчас твердо знаю ответ: Сен-Жермен, Латинский квартал и Монпарнас. Некоторые считают, что Париж живет остатками былого величия. Ну и пускай, оно такое огромное, что его надолго хватит!»
Здесь гуляют парижане, ездят на велосипедах, на террасах кафе никогда нет свободных мест.
Сена делит Париж на две части – правый и левый берег, такой своеобразный водораздел мировоззрения. Стоит перейти через мост с одного берега на другой – меняются атмосфера и менталитет. В XIX веке на правом берегу Сены возникают фешенебельные кафе около биржи, агентств по недвижимости, Оперного театра, банков, редакций ведущих газет и журналов. В то время как на левом берегу, в квартале Сен-Жермен, богема в содружестве со студентами из Латинского квартала создает кафе и книжные магазины для артистического общения.
Здесь появилось первое в парижской истории кафе на улице l’Ancienne Comédie, названной так в честь гениального Мольера, где в конце XVII века итальянец Франческо Прокопио открыл невиданное заведение – кофейню. Ее исторически сложившаяся клиентура – театральная и литературная богема, политики, издатели, художники. Кафе Прокоп (фр. Le Procope) – идеальное место для словесных перепалок и жарких дебатов. На стенах портреты бывших завсегдатаев: философы – Руссо, Дидро, Вольтер. Чуть дальше – пламенные революционеры – Дантон, Марат, Робеспьер. На втором этаже – стол Вольтера, библиотека. А на потолке – изречения великих людей. Все пронизано духом Великой французской революции 1789 г. А в XIX веке здесь бывали Альфред де Мюссэ, Теофиль Готье, Виктор Гюго, Александр Дюма. Сидишь, пьешь кофе и погружаешься в прошлое, ощущая буквально его вкус и аромат. Да, кстати, еда тут замечательная и сейчас, утверждает Евгения не понаслышке.
На бульваре Сен-Жермен, транспортной артерии левого берега, два знаменитых кафе – Флер и Де Маго (cafés de Flore et Les Deux Magots), места на террасе которых обычно заняты и откуда отлично видна церковь одиннадцатого века Сен-Жермен-де-Пре – главная историческая достопримечательность квартала. А внутри в теплом месте есть столик, за которым любила работать Симона де Бовуар, здесь она познакомилась с Сартром. Можно сесть за столик, где Пикассо встретил Дору Мар. Или за любой другой – завсегдатаев было много: Рэмбо, Верлен, Аполлинер, Превер, Фолкнер… В кафe Флер тоже есть о ком вспомнить: Цадкин, Дерэн, Дали, Камю, Хемингуэй, Жульет Греко – муза Сэн-Жермена. На взгляд Евгении, эти кафе стали слишком шумные, но не так, как в эпоху джаза или в период экзистенциализма.
Но французы приходят в кафе не для тишины и уединения, это место встреч, работы, посиделок. Там легче собраться, чем у кого-то в доме, тем более что некоторым художникам, литераторам, впоследствии очень известным, и пригласить-то гостей было некуда из-за скудных материальных и жилищных условий. А в кафе все равны, здесь происходит спонтанное общение, не обязательно с единомышленниками. Можно собираться большими компаниями и горячо спорить за бокалом вина или чашкой кофе. Именно в кафе за обсуждением самых насущных вопросов политики и новаторских направлений в искусстве формировалась французская культура.
Квартал неслучайного успеха
Раньше вся богема находилась на Монпарнасе, на левом берегу, а основные галереи – на правом. Торговцы, проживающие на Сен-Жермене, покупали работы у художников и продавали их в своих домах. Постепенно частные дома и превратились в галереи левого берега. В 60-е годы Сен-Жермен становится кварталом изобразительного искусства. Повсюду стеклянные витрины галерей, через которые одно удовольствие разглядывать картины, скульптуры, инсталляции. Столько интересных новых идей, цветовых решений! Жизнь бурлит.
На рю де Сен (rue de Seine) находятся самые знаменитые галереи левого берега. В галерее De Buci под номером 73 выставляет свои работы Нина Хемчан, скульптор, которого очень хорошо знают в Париже. Она здесь живет и работает, а родилась и выросла в Ереване.
Нина из тех, кто приехал учиться в столицу Франции, а остался навсегда: «Этот город стал для меня родным с первого дня. Париж очень интересный, в меру эклектичный. Каждый квартал имеет свою ауру, они отличаются друг от друга. Если пройтись по городу, тем не менее прослеживается гармония, общий дух. Мой любимый квартал – Сен-Жермен, очень парижский, богемный. Мне нравятся лица, которые я встречаю на улочках, они какие-то особенные, выразительные, тонкие. В Сен-Жермене можно встретить знаменитых актеров, которых мы знаем по фильмам, спектаклям. А здесь они просто местные жители. Сидят в кафе за чашкой кофе, идут с багетом домой, гуляют с собакой. Есть и свои старожилы, например, продавец газеты «Монд», который вот уже 40 лет выкрикивает: «Ле мооонд!» Здесь хорошо дышится, пишется, любится и тратится. Этот город располагает к творчеству».
Скульптуры Нины Хемчан поражают своеобразием, необычностью мышления создателя. Это в основном сферы из керамики, на которых выгравирован рисунок. Автор любит объем и рисунок, объединяет их в единое целое, и получаются графические скульптуры. Сфера для Нины символизирует Вселенную. Рисунок, нанесенный на сферу, выходит за пределы рамок, которыми он ограничен на листе бумаги, и приобретает бесконечность, нет ни начала, ни конца.
Многолетняя практика отточила взаимоотношения галеристов и художников: задача художника – сосредоточиться на творчестве и продуктивно работать, ища новые средства выразительности. Организация выставок, коммерция, продвижение – уже не его забота. Галерист обычно работает с теми художниками, с которыми находит взаимопонимание. Каждая галерея имеет свой профиль, своих любимых художников, которых она выставляет. Наверное, поэтому так притягателен Париж для творческих людей, что в нем путь к успеху, при наличии таланта и целеустремленности, гораздо короче. Видимо, парижане знают какой-то секрет, который приближает их к звездам. Может, стоит начать с чашечки кофе за столиком мадам де Бовуар?
«Мне нравятся маленькие парижские кафе, особенно Ля Паллет (la Palette). Именно здесь ровно 20 лет назад произошла первая встреча с «моим Парижем». Это было зимним вечером. Мы долго гуляли по кварталу с подругой. Зашли в кафе Ля Паллет и проговорили четыре часа. Тогда я и не думала, что этот квартал станет для меня судьбоносным. Я уже 17 лет выставляю свои работы в галерее Дебюсси. Каждый раз, когда прихожу в это кафе, вспоминаю тот февральский вечер».
Нино Самсонадзе
Благодарим за помощь в создании материала Евгению Коган и Нину Хемчан
Фотографии: Светлана Санникова
Метка Евгения Коган, Нина Хемчан, Нино Самсонадзе, путешествие, путешествие за рубеж, Санникова Светлана
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Варанаси. Вечно живой город мертвых
Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч индуистов для того, чтобы смыть с себя грехи и достигнуть освобождения от цикла рождений и смертей
-
Гауди верхом на барсе
Барселона богата достопримечательностями разных исторических периодов, она на редкость эклектична и в то же время имеет свое неповторимое лицо, которое...
-
Рим с продолжением
Это случилось. У меня в кармане – виза, паспорт и билет. Нет, не на самолет – на машину времени! Ведь мне впервые предстояло оказаться в эпицентре Римской империи, переживающей свой расцвет
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.