Корни

Рим с продолжением

Это случилось. У меня в кармане – виза, паспорт и билет. Нет, не на самолет – на машину времени! Ведь мне впервые предстояло через каких-то 3,5 часа оказаться где-нибудь на пару тысячелетий спустя, в эпицентре Римской империи, которая в тот период переживала свой расцвет. Признаюсь, не слишком глубокие познания истории будоражили мою фантазию, рисовали образы неведомого прошлого, а книга публициста Альберто Анджелы, прочитанная накануне и взятая с собой в дорогу.

Рим-1

Сады Ватикана

 

Его бестселлер «Один день в Древнем Риме» помог мне понаблюдать за Вечным городом словно сквозь замочную скважину, увидеть, как в пространстве его мощеных улиц, кривых двориков, многоуровневых колоннад и длинных портиков проистекает жизнь италийских сенаторов, греческих лекарей, гелльских наездников, египетских жрецов, испанских моряков и рабов-германцев…. Правда, случилось это уже после того, как были легкомысленно выброшены на ветер 100 евро за обзорную 2-часовую экскурсию с гидом, бывшим соотечественником. Далее книга Альберто Анджелы на протяжении коротких каникул из рук не выпускалась, она-то и наполнила цитатами этот скромный рассказ про один из старейших мегаполисов мира, «город на семи холмах», в котором регулярно бродят около 4-х миллионов туристов со всех уголков планеты. В общем, мы в Риме, допустим, эпохи Траяна…

«Во II веке нашей эры Рим находится в зените своего великолепия. Это действительно самое удачное время для посещения. Подобно империи, город переживает период максимальной территориальной экспансии, простираясь на 1800 гектаров, около 22 километров по периметру. Мало того. В нем насчитывается один или полтора миллиона жителей (а по некоторым оценкам, возможно, даже два миллиона, немногим менее числа жителей современного Рима!). Это самый густонаселенный город планеты в древности».

Рим-2

В соборе Святого Петра

 

Благодаря порывистому ветру и дождю, мне достался аутентичный сувенир – с хвойных деревьев-великанов, похожих разом и на сосны, и на кедры, наполняющих жизнью многовековые достопримечательности Рима, посыпались гигантские шишки со слегка сладковатыми орехами. Зелень, несомненно, делает городу погоду – воздух свеж, несмотря на то, что мотоциклистов и владельцев миниатюрных авто на улицах – тьма.

«Рим – это около 450 гектаров публичных и частных садов, священных рощ, перистилей патрицианских особняков и так далее. Кстати, каким был настоящий цвет Рима? Если смотреть на город издалека, какие бы цвета в нем преобладали? Возможно, что эти два, красный и белый: красный цвет терракотовых черепичных крыш и ярко-белый цвет фасадов домов и мраморных колоннад храмов. То тут, то там в красноватом черепичном море сверкает на солнце зеленовато-золотым: это позолоченные бронзовые крыши храмов и некоторых императорских зданий (со временем бронза, окисляясь на воздухе, покрывалась зеленоватой патиной). И конечно, мы бы обратили внимание на несколько позолоченных статуй на вершинах колонн или на храмах, возвышающихся над городом. Белый, красный, зеленый и золотой: вот цвета тогдашнего Рима».

Исторический центр Вечного города стало запрещено перестраивать лишь в 18 веке, то есть, у нас есть все основания полагать, что Николай Васильевич Гоголь на прогулках видел точь в точь, что и мы – останки древних цивилизаций и памятники архитектуры Средневековья и эпохи Возрождения. Кстати, в начале 16-го века папа римский Юлий II позволял разрушать колонны, капители, мраморные скульптуры, украшавшие Италию на протяжении многих столетий, чтобы те перерабатывались в печах для производства кирпича и известняка для строительства новых зданий. Так появились на карте города, например, Собор Св.Петра и… развалины Великой империи, на которых стали пастись коровы, а еще позже – туристы с фотоаппаратами.

Рим-3

Типичная античная маска

 

Не все знают, что современные многоэтажки – кальки жилых домов древних римлян – инсул! Их насчитывалось 46 тысяч! В историческом центре Рима высота домов не превышает 18 метров – это разумное соотношение датировано эпохой Траяна, меры по безопасности от частых пожаров и гибели людей. На нижних каменных этажах жили те, кто побогаче – предприниматели, торговцы, члены муниципального правительства, на верхних деревянных, в которых окна без стекол, – слуги, мелкие ремесленники с семьями.

«Дождливые дни – самые тяжелые, ведь приходится закрывать все окна и сидеть в потемках, зажигать множество терракотовых светильников или сальте свечи. В результате все помещения быстро пропитываются их запахом и неуловимыми частицами копоти. С годами на стенах и остальных поверхностях откладывается тонкий слой темного налета, который никто не счищает и который вносит свою лепту в антисанитарию этих помещений, и без того не блещущих чистотой».

Не принято было у римлян дома умываться по утрам, но это вовсе не означает, что они были нечистоплотным народом. Не взирая на материальное положение и пол, горожане буквально пропадали в общественных банях, термах, рассчитанных по современным меркам на 3 тысячи человек! Это были настоящие центры гигиены и здоровья, потому как там можно было не только помыться – посетить врача, массажиста, поиграть в некое подобие волейбола… Кругом ниши, «раковины», облицованные мрамором и мозаикой гроты с журчащей водой. Кстати, довольно уникальна водопроводная система с резервуаром – «Семь залов».

«Это громадные, длиною в десятки метров помещения, они сообщаются друг с другом многочисленными проемами. Потолки с арочными сводами расположены почти на высоте трехэтажного здания. В целом этот водный резервуар был способен вместить более 7 миллионов литров воды, получая ее по особому водопроводу».

Вода в Риме – отдельная история. Прозрачная, чистая, вкусная – пьют ее даже из под крана в гостиницах. Культ воды поддерживался тысячелетиями. Визуальный образ Вечного города был бы не полным без фонтанов, которых во времена Траяна было около 1400. Сейчас, уверяют экскурсоводы, около 3 тысяч.Говоря об архитектуре прошлого, в частности о прекрасных барельефах и статуях Древнего Рима, нельзя не упомянуть довольно шокирующую информацию: мастера свои произведения раскрашивали яркими красками, и не помышляли о том, что в будущем мы будем восхищаться ими в натуральном блеклом цвете.

 

Рим-4

Вид на Римский Форум

Рим-5

У стен Колизея

«Римляне расписывают статуи яркими цветами: губы красные, лицо розовое, одежды синие, красные и так далее. Откровенно говоря, с непривычки нас несколько озадачивает эта пестрота, в ней есть что-то от наивной живописи…»

А теперь вообразим себе амфитеатр Флавия, известный, как Колизей. Эту арену для травли зверей, публичных казней и гладиаторских поединков соорудили всего за 10 лет. И она имела мало общего с легендарными руинами. 2 000 лет назад он представлял собой эллипс, куда вмещались от 50 до 70 тысяч человек. Под натяжным парусиновым тентом от палящего солнца – трибуны из белого травертина, наклоненные под углом 37°, статуи между бесконечными арками. Кругом питьевые фонтанчики и у мест знати еще одна услуга – опрыскивание розовой или шафранной водой. Шум, крики толпы – по 3 раза в день – зрители жаждали крови![one_half]«На этой арене были лишены жизни сотни тысяч людей, а по некоторым оценкам и больше миллиона! Если брать в расчет, что в среднем за месяц умирало 50-100 гладиаторов и осужденных (это очень скромная статистика для такого грандиозного сооружения, но в нее заложены и имевшие место в ходе веков «кризисные» моменты), в общей сложности выходит от 270 тысяч до полумиллиона человек… По мнению некоторых исследователей, эта цифра может быть и чуть ли не в два раза выше».

По счастью, в современном Риме нет больше рабства и культа жестокости, и совсем иной подход к «хлебу и зрелищам». Кстати, с хлебными изделиями, рецептов которых было не меньше 2 десятков, в Вечном городе всегда было все в порядке, его принято было есть, макая в вино. А вот помидоры, моцарелла, пицца, спагетти и кофе, естественно, в те времена напрочь отсутствовали в триклиниях – обеденных залах.

«Богатые римляне частенько устраивали пиры длительностью по 6-8 часов! Это был способ себя показать, завязать политические и деловые союзы. Скорее светский салон, чем ужин – только «приправленный» изысканностью устриц, жаркого из фламинго и отборного вина».

Свиное вымя, фаршированное морскими ежами, вульвы свиноматки в форме рыбы или языки цапли в меду вкушали обеспеченные горожане под звуки флейты, лиры и бубнов. Простой люд ел рыбью требуху, капусту, нут, чичевицу и бобы… Кухня Рима 21 века не нуждается в рекламе, многочисленные траттории переполнены теми, кто пристрастно относится к стране, куда хочется вернуться… Чтобы вновь шагнуть в глубь веков, чтобы прочувствовать до мурашек – целый мир был до нас! И что продолжение будет после.

Рим-6

В саду виллы Боргезе

 

Юлия Смолякова
Фотографии: Алексей Лохов


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера объявил победителей.

Новый художественный альбом Люси Вороновой и…бабочка в подарок

Фонд Люси Вороновой представил во Всероссийском музее декоративного искусства новый альбом Люси Вороновой «Мозаичность», приуроченный к 70-летию художницы и включающий...

Джексон Поллок в юбке превратила див Белгорода в картины

Анжелика Заозерская – известный журналист, устроила в родном городе выставку своих живописных полотен и представила коллекцию одежды на ее основе.

Онегин. Башмет. Окко

Спектакль Юрия Башмета «Евгений Онегин» войдет в авторскую коллекцию маэстро в онлайн-кинотеатре «Окко» с бесплатным доступом. Запись спектакля «Евгений Онегин»...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

«Повести Пушкина» и орудия Провидения

6 июня 2024 года благодарные россияне и мировая общественность будут праздновать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея...

Взгляд через призму человеческой сущности

24 марта на Основной сцене Московского драматического театра «Модерн» состоится показ спектакля «Человек с глазами Моцарта». Это история о любви...

Мартовская афиша выставок Москвы

ECLECTIC приглашает окунуться в мир изобразительного искусства и знакомит с выставочными проектами галереи ArtStory, Еврейского музея и центра толерантности, арт-платформы...

Василий Аксенов на сцене Театра Наций

21 и 22 марта на малой сцене Театра Наций состоится премьера спектакля Мурата Абулкатинова «Десять посещений моей возлюбленной» по одноименному...

XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Фестиваль «Виртуозы гитары», который проходит в Москве с 19 по 22 марта, – ярчайшее мировое событие в сфере классической гитары,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/