Начало рабочего дня в одном из парижских отделений бренда Paul Smith. Все служащие на своих местах. С возгласом “Good morning!” по кабинетам офиса и залам магазина вприпрыжку бегает высокий, элегантно одетый, аристократического вида мужчина. Из-под полы его классического пиджака торчит волочащийся по полу длинный лисий хвост…
Так в это утро приветствует французских коллег выдающийся британский модельер, лауреат многочисленных премий и наград, удостоенный звания рыцаря Великобритании сэр Пол Смит.
«Классика с сюрпризом» — так с присущим ему остроумием и легким отношением к серьезным вещам он характеризует стиль своих коллекций. И если существует некая средняя норма сюрпризов, отведенных на каждую отдельно взятую жизнь, то доставшаяся Полу Смиту их порция явно превышает обычные показатели. И пожалуй, лучшего определения не только его творчеству, но и линии жизни не подобрать.
Авария судьбы
«В течение многих лет я стеснялся даже самого слова “дизайнер”, поскольку нигде специально не обучался, а до всего доходил сам», — трудно поверить, но эти слова принадлежат человеку, чье имя английское издание The Evening Standart внесло в список 50 самых влиятельных представителей модной индустрии Великобритании.
Пол Смит родился 5 ноября 1946 года в Ноттингеме, Англия. С 11 лет предметом его обожания был велосипед — он мечтал посвятить жизнь большому спорту, став профессиональным велогонщиком. Но, похоже, судьба «присмотрела» юного спортсмена для совсем другой деятельности и исподволь готовила к работе в модной индустрии: в 16 лет будущий модельер устроился работать на оптовый склад одежды в местном универмаге, посвящая свободное от работы время упорным велотренировкам. Во время одной из них в него врезался автомобиль, после чего он на полгода попал в больницу, где навсегда остались его мечты о большом спорте…
Но этот резкий поворот в жизни юного Пола оказался на самом деле сюрпризом: в больнице ему повезло познакомиться с интересными людьми, они ввели его в круг художественной богемы, среди которой оказалась выпускница Королевского колледжа искусств, а впоследствии жена маэстро Полин Дерньер. С самого начала она способствовала будущему супругу в его творческих дерзаниях, оставаясь верной спутницей жизни и помощницей в делах и по сей день.
Взрывные детали
Как признается сам Пол Смит, он никогда не понимал, что такое на самом деле богема. Впервые попав в компанию, где звучали слова «стиль, искусство, архитектура, мода, дизайн», ему просто стало интересно, как можно на всем этом заработать деньги.
Вылечив спортивную травму, но серьезно «заболев» миром искусства, он устроился оформителем витрин в местных магазинах и парикмахерских. А спустя несколько лет, в 1970 году, скопив небольшую сумму, открыл свой первый бутик, в котором продавал готовую продукцию известных марок и где работал только по выходным, потому что в будни продолжал оформлять витрины. Но так как дохода от продаж в магазине едва хватало лишь на погашение аренды, Смит задумался о производстве и продаже собственной коллекции мужской одежды и, окончив курсы кройки и шитья, начал создавать эскизы и отправлять их на фабрики.
Видя, что дело движется вяло, Пол впервые задумался о том, как сделать, чтобы его продукция — обычные мужские рубашки — отличалась от множествах подобных предложений, которыми был заполонен рынок. «Если я приделаю к рубашке пуговицу другого цвета, то благодаря этой детали те, кто хочет выделиться, кто смелее других, смогут почувствовать себя чуть более особенными, но при этом не будут выглядеть глупо», — вспоминает свои первые новаторские идеи дизайнер.
В 1976 году коллекция мужской одежды Пола Смита дебютировала на Неделе моды в Париже. Неизвестный еще дизайнер, сделав свой первый прорыв, покорил столицу моды, представив первую коллекцию в классическом английском, но в то же время неповторимом стиле, отличительной особенностью которой стал принт в виде цветных полос на подкладке. Пол Смит, первым обратив внимание на скрытые детали мужского костюма: подкладки, внутренние швы, петли, пуговицы, даже носки, — привнес в них взрывной, но при этом не отпугивающий оттенок, сделав их своеобразным индикатором настроения и духа модников, облачающихся в его одежду. Некоторые из поклонников бренда Paul Smith признаются, что в зависимости от настроения и степени уверенности в себе надевают рубашки и носки разной интенсивности цвета или орнамента.
Вскоре на одежде Смита появляется знаменитый ярлычок-автограф “Paul Smith”, а штрих-код из цветных полос становится фирменным стилем бренда.
В 1979 году в здании бывшей пекарни Пол Смит наконец-то открывает монобрендовый бутик в Лондоне, где помимо одежды делает своеобразные выставки различных интересных предметов из своей коллекции, помещая в витрине записные книжки, плакаты, сувениры, редкие комиксы, книги. С тех пор подобный культурный контекст стал традиционным в оформлении интерьеров и витрин бутиков Paul Smith.
Пинок классике
Молодому модельеру удалось невозможное — изменить стиль классической мужской одежды, придав ему больше индивидуальности, лоска, свободы и даже юмора, не выйдя при этом за его строгие, четко определенные рамки. Приход Пола Смита в fashion-индустрию оказался большим сюрпризом как для робких, так и для отчаянных модников; для тех, кто был одновременно готов и не готов к новым решениям в старом гардеробе, и для тех, кто не боялся радикальных, смелых шагов.
Разрушитель традиций, выдающийся дизайнер Великобритании, создающий поистине культовые вещи, в начале 80‑х первым предложил некоторые ранее не свойственные мужской моде узоры и ткани, использовав цветочные орнаменты и разноцветные полоски, что делало мужскую одежду более женственной. Раньше для представителей сильного пола было неприемлемо носить рубашки в цветочек, яркий галстук и тем более цветные носки. «Я сам человек приземленный, поэтому от меня принимали то, что не приняли бы от более экстравагантного дизайнера», — считает самый креативный классик британской моды.
«Я даю легкий пинок классике. Это классика в сочетании с твистом», — так полушутя-полусерьезно характеризует он свой стиль.
Определенно одно: в одежде Paul Smith невозможно быть скучным. Чего стоит напутствие дизайнера, которое он дает манекенщикам перед выходом на подиум: «Не надо драматических жестов, не позируйте, можете выглядеть счастливыми — это нормально. Ну и, как всегда, постарайтесь выглядеть глупо»! Кто-то из модных критиков однажды остроумно сказал, что, придя в магазин Paul Smith юношей, останешься в нем до старости.
Пиджаки из занавесок
В течение 40 лет творческой жизни Пол Смит создает непредсказуемые коллекции, которые не перестают удивлять мир. «Я больше хочу показать настроение, а не детали одежды, — как всегда неожиданно говорит о своем творчестве дизайнер. — Мне нравится, когда приходится принимать какой-то вызов, делать что-то неожиданное». Среди поклонников и клиентов марки Смита, имевшей вначале классические основы, много знаменитостей и рок-музыкантов, для которых дизайнер создавал весьма экстравагантные костюмы — пиджаки «из занавесок», как он их сам называет, имея в виду нетрадиционную для пошива мужской одежды ткань.
Во многих странах Пол Смит привил образ современного британца, показав, что английская мода гармонично сочетает в себе традиции, инновации и юмор. Он один из первых, кто смог завоевать непростой азиатский рынок, только в Японии открыв 200 бутиков (для сравнения: в Британии — 21, в России — 4).
При этом сам дизайнер уже долгое время верен одному из источников вдохновения: многие годы он регулярно приходит на блошиный рынок Портобелло, расположенный близ одного из его бутиков, с которого нередко уносит несколько вещей, чьи детали, цвет, отделка и бог знает что еще дадут толчок для новых идей при создании очередной коллекции не только мужской одежды, но и женской, и детской, и даже нижнего белья. Помимо этого бренд Paul Smith выпускает различную продукцию: парфюм, ювелирные изделия, книги, ручки, ткани для обивки мебели и саму мебель, солнцезащитные очки, часы, детских роботов, велосипеды, фарфор, дорожные аксессуары. Сэр Пол Смит написал и издал несколько книг.
Он также любит повторять: «Вдохновение можно найти в чем угодно. Если вы не можете — значит, недостаточно хорошо ищете».
Алена Арефьева, Элла Лацис
Благодарим за предоставленные фотографии Марию Ефимову, PR-менеджера 28-го Творческого объединения Bosco
Метка Paul Smith, Пол Смит
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Ленина правда, или Вождю и не снилось
Кто же на самом деле Лена Ленина: еще один эпатажный персонаж бомонда или прагматичная бизнес-леди?
-
Никакого свадебного переполоха
Свадьба - в России или за границей, под открытым небом или в ресторане, в стиле вечной классики или Cirque du Soleil. Как их организуют? Читайте в нашем материале.
-
Король бриллиантов
Биография ювелирного дома Tiffany & Co. Отличается удивительной ясностью. Казалось бы – все о нем известно. Однако, история этого знаменитого бренда уникальна сама по себе
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.