перемена мест

Русский Рим

На протяжении XIX века, пожалуй, ни один европейский город не был так населен нашими соотечественниками, как Рим. Здесь жили и творили писатели, а мастерские русских художников занимали целые кварталы

На протяжении XIX века, пожалуй, ни один европейский город не был так населен нашими соотечественниками, как Рим. Здесь жили и творили писатели Батюшков, Гоголь, Жуковский, Языков, Герцен, а мастерские русских художников занимали целые кварталы. Можно без преувеличения сказать, что в Риме наши соотечественники чувствовали себя как дома.

Русский Рим in3

Основным «поставщиком» русских художников в Италию была петербургская Академия художеств. Наиболее талантливых ее выпускников удостаивали заграничной стажировкой с пенсией, которой хватало на аренду комнаты и обед. Так к 30-м годам XIX века в Риме сложилась большая русская колония.

Самым старшим в ней был Орест Кипренский. За плечами художника уже было несколько замечательных картин – «Девочка в маковом венке», «Молодой садовник», «Анакреонова гробница», а главная – «Ангел, прижимающий к груди гвозди от распятого Христа», после которой художнику заказали его автопортрет для галереи Уффици – это стало первым случаем среди русских художников. Кипренский так сроднился с Италией, что принял католичество и женился на итальянской красавице Мариуччи, той самой «девочке в маковом венке».

Карлу Брюллову в Риме везло не меньше. Он прославился уже первой серьезной работой «Итальянское утро», которая была принесена в дар Николаю I. Поговаривали, что император подолгу любовался картиной, стоя перед ней на коленях в своем кабинете. А несколько лет спустя, после исполнения художником «Итальянского полдня» и копии одной из фресок Рафаэля, император пожаловал ему орден Владимира 4-й степени (что являлось небывалой честью). Так что художник не знал недостатка в заказах и деньгах, а к тому ж пользовался большой любовью женщин. Одну француженку страсть к художнику довела до того, что она прыгнула в Тибр с Понте Молле.

Скопировав несколько рафаэлевских фресок, Брюллов приступил к полотну «Последний день Помпеи». И работал над ним почти шесть лет. Когда ректор Римской академии Сан-Лука пришел к художнику и увидел законченную работу, он сказал: «Обними меня, Колосс!»

По адресу Via Palestino, 71 можно найти православную церковь, где сохранился иконостас, украшенный работами Карла Брюллова.

Еще одним известным «русским римлянином» был Николай Гоголь, который проживал на Strada Felice, 126 (ныне Via Sistina). Внизу перед входом в дом находилось небольшое стойло ослов, крики которых нередко будили писателя. Теперь на этом доме установлена мемориальная табличка на русском и итальянском языках.

Гоголь называл Рим родиной своей души и «престолом красоты». Он прожил в Риме несколько лет и написал здесь большую часть «Мертвых душ».

Гоголь дружил с художниками и особенно близко сошелся с Александром Ивановым, жившим неподалеку от Пьяццы дель Пополо по адресу Vicolo del Vantaggio, 5. Именно Гоголь подал Иванову идею написать сцены из уличной жизни, в результате чего появились акварели «Сцена в лоджии», «У Монте Тестаччо», «Жених, выбирающий серьги для невесты», «Аве Мария», «У Понте Молле». Иванов написал маслом два портрета Гоголя.

Гоголь приняло живое участие в обсуждении работы «Явление Христа народу» – огромного полотна, над которым Иванов работал 20 лет. Есть версия, что художник изобразил на картине и самого Гоголя – это фигура в красной накидке, самая близкая к Христу.

Русская богема прекрасно проводила время в Риме. Днем художники изучали фрески Сикстинской капеллы, руины Колизея и Форума или отправлялись на пленэр, оседлав несговорчивых римских ослов. А к вечеру все собиралась в Caffe Greco у Испанской площади (Via Condotti, 86), которое сохранилось до сих пор. Кафе было самым старым в городе (основано в 1760 году) – его стены помнили Гете, Байрона, Гюго, Мендельсона, Вагнера, Бизе и даже великого соблазнителя Казанову. Кофе там стоил дешевле, чем в других римских кафе, а еще можно было курить. Гоголь частенько ссорился с прислужниками кафе из-за сливок, пытаясь объяснить им, что это не такие сливки, как на Украине, а поэтому он отказывается за них платить.

Читателям наверняка будет интересно пройтись по местам, где жили и творили наши великие соотечественники. Увидеть городские пейзажи, хорошо известные по картинам, посидеть в кафе, где пил кофе сам Гоголь. А обеспечить финансовую свободу в путешествии и сделать свои прогулки более комфортными поможет кредитная карта надежного банка. Условия выдачи очень просты, а заявку можно оставить онлайн на сайте банка.

Фотографии: Татьяна Колесова 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Новый детектив Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды»

ЭКСМО выпустило новый детективный роман Татьяны Гармаш-Роффе «Венец Фемиды». Официально появившись на полках книжных магазинов 20 января, роман ранее уже...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставка «Траектории ощущений»

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Владимир Мартиросов. Траектории ощущений». Все пространство галереи подчинено непрерывному движению, дирижером которого выступает художник, скульптор,...

Коллективная выставка «50/50»

В коллективном проекте «50/50» FINEART GALLERY представлены произведения 50 художников размером 50 х 50 см. Каждая работа – окно в...

Премьера «Пуф, или Ложь и истина»

4, 5 и 21 февраля на Новой сцене Театра Вахтангова состоятся премьерные показы спектакля по пьесе Эжена Скриба «Пуф, или...

Посвящение композиторской династии Дунаевских

4 февраля 2025 года в Московском театре оперетты в формате джукбокс-мюзикла пройдет юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет», посвященный творчеству прославленной...

Премьера в Театре Наций

11 и 12 февраля на малой сцене Театра Наций пройдут премьерные показы спектакля Филиппа Гуревича «Сато». Литературной основой спектакля послужил...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/