Слово «робот», прежде всего, ассоциируется с именами Карла Чапека, Айзека Азимова, Станислава Лема. Или, предметно, – Громозека, Электроник, Вертер… И далее – Джонни-5, Терминатор, Wall-E. Но это взгляд моего поколения — те же, кто с детства ходит на выставки роботов, скорее всего будет думать иначе.
Robotics Expo 2016, проходившая в Сокольниках в ноябре, оставляет ощущение некоторой двойственности. С одной стороны, это подтверждение той высоты, на которую поднялась научно-техническая мысль за последнее время. А с другой стороны, попадая в круг роботосоздателей, удивляешься как бы обыденности – ну да, робот ошибся, определяя возраст, наверно не правильно распознал прическу. Обычный процесс, требующий доработок. Будни.
Если разделить все представленное на категории, то самой весомой частью экспозиции будут, пожалуй, так называемые промороботы. Не то чтобы они были самыми многочисленными, но самыми заметными – это точно.
Первое, что обращает на себя внимание посетителя, время от времени следящего за развитием отечественных промороботов, — они научились разговаривать. Произносить слова, конечно, они могли уже давно. Но теперь разговор с роботом может создать впечатление осмысленной беседы.
— Как Вас зовут?
— Меня зовут Кики. А Вас?
— А меня – Лена.
— Приятно познакомиться, Лена.
Роботы сами начинают заговаривать с посетителями и в рамках дежурной беседы (это в смысле светского разговора ни о чем) неплохо справляются с задачей. Пусть не всегда очень умно, но в целом – адекватно. Эта разговорчивость впечатляет. Особенно поначалу, когда впервые входишь в зал и попадаешь под перекрестные диалоги с металлическими голосами.
Но давайте разбираться. Робот оперирует загруженным в него словарем, или, точнее, заранее написанными фразами с определенными в них ключевыми словами. Распознавая в речи собеседника ключевые слова, из имеющейся лингво-базы компьютерный мозг выбирает подходящее. Так же прописываются заранее наиболее вероятные типовые сценарии – знакомство, прощание, разговор о погоде.
В дополнение, можно предусмотреть более сложную логику беседы. Например у Триобота (разработка пермской компании Promobot при поддержке Сколково) предусмотрены такие опции, как «добавочная фраза» или «случайный собеседник». Тогда, повернув к вам голову и случайно вас заметив, Триобот может сказать что-нибудь вроде «Логика – черта робота», что создает ощущение фразы, произнесенной всуе.
— Кто тебя создал?
— Мой создатель – компания Promobot. Между прочим, очень милые ребята. (Здесь ответ на вопрос выбран из прописанного заранее сценария, а про «милых ребят» — сработала «добавочная фраза».)
— Спой песенку…
— А ты споешь со мной? Что-то я сегодня не могу сосредоточиться. (Снова включилась «добавочная фраза».)
Далее. В голове у робота находится камера, с помощью которой он получает изображение лица своего собеседника, которое затем обрабатывает (объяснять, что компьютерные программы умеют распознавать лицо, кажется, никому уже не требуется). По полученному изображению, современный робот довольно уверенно определяет пол собеседника. Менее уверенно – его возраст и эмоциональное состояние. Таким образом, выбирая заготовленные фразы из семантического словаря, этот выбор можно дифференцировать согласно данным, полученным с изображения. Что позволяет сделать даме комплимент, а с мужчиной завести разговор о бизнесе.
В таком ключе разговорные навыки робота напрямую зависят от таланта и юмора его хозяина, заложившего в него конкретные сценарии.
Кики демонстрирует свою способность распознавать пол, возраст и эмоциональное состояние собеседника:
— Передо мной – радостная особь мужского пола сорока одного года.
(Понятно, что слова «радостная особь» употреблены именно с целью развлечь публику. И это работает.)
Так понемногу становится понятным механизм речевого взаимодействия человека с машиной. Но как объяснить такие ситуации?
— Можно с тобой сфотографироваться?
— С удовольствием!
(Робот подъезжает, разворачивается к камере, поднимает голову, смотрит в кадр.)
Беседа с Виталием Паламарчуком, представителя компании Alfa Robotics, разработавшей Кики, окончательно расставляет точки над i:
— Под каждого заказчика пишется отдельный сценарий, определяются ключевые слова. Если этого недостаточно, в работу включается оператор.
Вот так. Никакой магии – где-нибудь, необязательно рядом, но как правило скрытый (или не очень заметный) от глаз, перед компьютерным монитором, с наушниками на голове, сидит диспетчер. Он видит и слышит все глазами и ушами своего робота и в нужный момент может вложить в его уста нужную фразу или, с помощью дистанционного управления, дать команду на выполнение нужного движения.
Кстати о движении. Роботы стали мобильней. Если раньше они топтались возле своих стендов, не рискуя отдаляться, то теперь могли позволить себе прогулку по проходам. Оставаясь, все же, в поле видимости своих хозяев – на всякий случай.
Оператор курирует поведение Кики.
Разговорчивость и подвижность создают впечатление самостоятельности. Это и есть основное назначение промороботов: самостоятельно предлагать какие-либо услуги, чаще – информационные. Однако таких роботов можно адаптировать под нянь, официантов, экскурсоводов.
Из очевидного прогресса можно также отметить все более уверенное появление рук.
Робот-официант может разносить закуски.
Супруги Magali и Bernard Marti привезли своего робота-официанта из Франции. Проект интересен тем, что может функционировать и без участия оператора и не требует программирования. В автономном режиме робот будет сам перемещаться по помещению, ориентируясь на свои датчики и оставаясь абсолютно безопасным для окружающих.
Переходя от темы рук к теме ног, можно сказать, что собственно андроидов, если понимать под этим словом этакого «человечка», было представлено по-прежнему мало. Попросту – два. Или три, при учете человекоподобных фигур iMovie, обладающих ногами, но не умеющими ходить.
Объяснить в двух словах, что такое NAO (или кто такой NAO – потому что воспринимается он исключительно как личность) человеку далекому от робототехники невозможно. Лично у меня сложилось более-менее оформленное представление лишь после прочтения специальных статей и знакомства с сопричастными людьми.
Представьте, что перед вами – милое существо с потрясающей пластикой. NAO умеет стоять, ходить, может сесть на пол, обхватив колени. И садиться он будет совсем по-человечески – поочередно подгибая ноги, подставляя под себя руку, чтобы не упасть. Он разговаривает, поворачивает к вам голову, кивает в ответ. И при всем при этом, он – не игрушка. Всемирно известный робот NAO с поражающей воображение своей естественностью кинематикой.
Изначально его даже отказывались продавать «обычным» людям, позиционируя как объект для научных исследований, предназначенный для университетов. Сейчас политика разработавшей его компании несколько поменялась, поговаривают о все более усиливающемся влиянии Японии, скупающей европейские технологии. NAO появился в свободной продаже – пожалуйста, покупайте – его цена составляет 800 тысяч рублей.
Но не все так просто. «Конечно, вы можете его купить, — говорит Сергей Терновский, представляющий NAO от имени компании Alma Mater Robotics, — но вы ничего не сможете с ним делать». Чтобы заставить («Заставить» — плохо подходящее слово для NAO, такое осознанное существо заслуживает, скорее, «попросить». Вообще чаще всего употребляется слово «оживить».) NAO хотя бы поднять руку, нужно написать соответствующий программный код.
То есть по сути, робот представляет собой сложнейший механизм, изначально лишенный управления. В нем есть все, способное сымитировать человеческое движение на уровне железа – гироскопы, приводы, датчики… Но чтобы вдохнуть жизнь в этот набор запчастей, требуются знания робототехники. Чем выше мастерство разработчика, тем естественнее и сложнее будет проявляться человекоподобие NAO.
Ничего не значащее для неосведомленного человека движение: взять в руку мячик. На уровне робототехники, роботу нужно этот мячик увидеть, протянуть руку, сжать пальцы, удерживая мячик кистью, не смяв его. А если усложнить задачу? Предложить роботу поочередно два мячика – разных по размеру и весу.
Разработанный французской компанией Aldebaran Robotics в 2004-ом г, NAO создал вокруг себя сообщество людей, погруженных в тему робототехники. Сообщество, по принципу открытости, объединяло разработчиков со всего мира, давая возможность обмениваться идеями и готовыми кодами. Фактически, именно этому сообществу NAO обязан появлению своей плавности. Сейчас сообщество распалось, но концепция сохранилась: NAO – это платформа для научных исследований.
— Можно сказать, что NAO – средство для обучения. Ведь научиться работать с роботами, программировать их, сама по себе задача не простая. И Aldebaran изначально задумывал своего NAO именно для этих целей – помочь людям в освоении робототехники. На самом деле применение его гораздо шире – от изучения проблем компьютерного зрения до исследований вопросов взаимодействия робота с человеком в рамках психологических исследований.
В Alma Mater Robotics этим и занимаются – обучают работать с NAO. Первоначальный курс рассчитан на 2 дня по 8 часов, стоимостью 16 тысяч руб. Этого будет достаточно, чтобы получить представление об управлении роботом – его речью, зрением, движением.
А каким еще образом можно научиться программировать роботов? Ведь если вы хотите изучать иностранный язык, вы запишитесь на курсы иностранного языка. А если вы желаете создавать роботов?
NAO – это учебник. Тренажер. Только одно сбивает с толку – зачем этот тренажер настолько аффективен? Большую часть времени NAO неподвижно просидел на столе у Сергея.
— Похоже, вы не очень стремитесь его демонстрировать…
— Совершенно верно. Стоит его запустить, как тут же сбегаются дети. А это – не наша аудитория.
На выставке был представлен еще один робот с похожей концепцией – Дарвин, точнее — DARwIn-OP, в переводе дословно расшифровывается как Динамический Антропоморфный Робот, обладающий Интеллектом, реализованный на Открытой Платформе. Продукт от корейской компании Robotis.
Подход аналогичен: робот позиционируется в качестве платформы для научно-исследовательской деятельности и обучающих целей.
Любопытно, что стоимость его почти в два раза выше, чем у NAO, а по части натуральности движения эта разница не ощущается. На мой взгляд, даже, в представленной компанией Robot Geeks модели, в движениях Дарвина ощущается гораздо больше механического, роботизированного.
Алексей Панфилов, технический директор Robot Geeks, представлявшей Дарвина, засчитывает Дарвину в преимущества ремонтопригодность: «В случае чего, его можно починить с помощью обычной отвертки».
«Дарвин изготовлен из самых дорогих комплектующих, с применением лучших сервоприводов. Отсюда и столь высокая цена. Что касается конкретного применения – тут все зависит от того, как ты вдохнешь в него жизнь. В развитии кинематики NAO активное участие принимало в свое время то самое сообщество. Оно-то и создало этот плавный образ. Сравнивать же, кто из роботов «круче» никому просто в голову не придет», — размышляет Сергей Терновский.
Возможно, Дарвину просто не так повезло. Высокая стоимость, отсутствие обобщенных усилий разработчиков не позволили пока накопить столь же зрелищного багажа навыков, которыми наделен NAO. Дарвин хлопает в ладоши, умеет встать при падении и отлично играет в футбол.
Еще одни человекоподобные роботы – российские InMoov – хоть и не обладают большими способностями, тем не менее достаточно зрелищны. Выполненные в натуральную величину, они похожи на венецианские карнавальные фигуры. Немного разговаривают, двигают руками, поворачивают голову. История их создания достаточно любопытна. Четыре года назад двое друзей – Александр Кузнецов и Максим Буренков, при содействии открытого французского проекта inMoov, взяли и создали своего собственного робота. Микросхемы купили, корпус напечатали на 3D-принтере. Стали выезжать с ним на выставки, постепенно приобретая известность в отрасли. Параллельно появлялись другие проекты. Однако переводить все это на какую-либо явную коммерческую основу пока не планируется. Дней десять назад ребята зарегистрировали компанию Fora Robotics, но похоже не рассматривают ее в качестве серьезной деятельности. Не оставляя места своей основной работы, созданием роботов они занимаются, скорее, в режиме любимого хобби.
Сходство с венецианскими масками не осталось незамеченным со стороны театралов – сейчас inMoov играют на сцене театра Robots City в Центральном детском мире.
К андроидам можно еще зачислить огромных монстров, созданных специально для участия в боях. «Бой роботов» — шоу, в котором металлические колоссы сражаются до поражения. Поверженным считается тот, кто не удержится на ногах и упадет. Роботы самоходны, но не автономны и требуют радиоуправления.
Автор проекта, Виталий Рубанов, уверяет, что в мире не существует аналогов придуманного им шоу. Есть бои из переделанных экскаваторов, а так чтобы сражались человекоподобные гиганты, такого нигде больше не существует. За 10 лет работы было создано порядка 20 роботов. Изначально это были копии известных роботов из кинофильмов – Трансформеры, Валл-И, Оптимус Прайм. Теперь Виталий полностью сосредоточился на боевых моделях.
Работа идет в гараже – болгарками и сварочными аппаратами.
В условиях Robotics Expo полноценный бой организовать нереально, поэтому свои возможности железные монстры демонстрировали на манекене. В процессе боя роботы могут получить серьезные увечья – шутка ли, тяжесть удара составляет от 2 до 4 т, в зависимости от роста. А рост некоторых моделей достигает 4-х метров. В процессе боя роботы могут получить серьезные увечья – шутка ли, тяжесть удара составляет от 2 до 4 т, в зависимости от роста. А рост некоторых моделей достигает 4-х метров.
Все большую популярность набирают образовательные проекты для детей. Колледж современных технологий «Руноробот» вместе с детьми изготавливает машинки, все детали которой напечатаны на 3D-принтере. Посетители увидели настольные мини-станки от Nemolotok. Были и различные проекты в тему общей виртуальности, такие как 3D-очки HOMiDO. Были представлена автоматизированная установка по выпеканию блинов от «Геккон клуб». Разработана и изготовлена творческим детским коллективом. Процесс приготовления блинов продуман до мелочей. Как только половник нальет тесто, над оладушком застынет температурный датчик. Когда температура достигнет требуемой, лопаточка перевернет оладушку, а датчик вернется обратно – ждать, когда можно будет подать команду на снятие румяного оладушка со сковороды.
Немного 3D-печати. На эту тему в конце ноября ожидается специализированная 3D-Print Expo. Так что о 3D-принтерах лучше поговорить по ее результатам. Ну и, конечно же, бытовые роботы.
Пылесосы. Тоже вполне разумные существа: сами передвигаются по помещению, сами решают, не подходит ли к концу заряд аккумулятора и не пора ли заряжаться. На выставке сметали приготовленные для них опилки. Газонокосилки. По принципу работы схожи с пылесосами: тоже самостоятельно передвигаются по газону и когда нужно возвращаются на базу.
Сложно рассказать обо всем сразу. Было еще много интересных вещей, некоторое осталось попросту неизученным. Например, масштабный дрон, заключенный в загадочное подобие колеса-перекати-поле. Все время держалось в голове, что надо бы подойти к нему поподробнее. Но именно из-за желания основательности, на него уже не хватило времени.
Общее впечатление от Robotics Expo 2016– веселое красочное шоу, окончательно переориентировавшееся на широкую публику. Если в первые годы существования Robotics Expo, в ней еще участвовали серьезные компании, демонстрировавшие разработки для медицинского, научного, промышленного применения, то теперь сюда приезжают в основном с проектами досуго-развлекательного характера.
Тем не менее, никогда не знаешь заранее, чем обернется в будущем чья-то игрушка. Говорят, компания Apple начинала свое восхождение с гаража у Джобса. На выходе меня остановил странный человек в горнолыжной маске, вложив в руку записку, написанную на вырванном из блокнота листочке:
На словах, очень сбивчиво, пояснил, что разработал концепцию идеального робота. Просил упомянуть о нем в своей статье. Вникать в подробности не было сил – мало ли странных идей витает в головах странных людей? Но — кто знает..?
Лола Левова
Фото: Лола Левова
[fb-like-button]
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Жить в реальности Самата Гильметдинова
В настоящее время в Галерее Классической фотографии экспонируются пейзажи Александра Гильметдинова «Русский Север: четыре сезона» из осенней экспедиции по Русскому Северу.
-
Мать и ребенок. Как в дикие времена
Героини выставки «Счастливая и свободная» предстали перед фотокамерами, чтобы в последний раз сказать: «Я была жертвой насилия, а теперь я – счастливая и свободная».
-
«Элизии». Время не властно над истинными ценностями
Валерий Кошляков четко и легко ловит время и жонглирует разными эпохами, выхватывая из них самое ценное, конспектируя это на холсте, картоне, пенопласте или стене – чтобы мы не забывали откуда надо вести отсчет.
Один комментарий на «“Robotics Expo 2016”»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
[…] Журнал «Electric» […]