Пожалуй, на всей территории нашей необъятной родины не найти второго такого дизайнера-декоратора, чей список клиентов, большинству из которых важно продемонстрировать богатство и статус в своем интерьере, был бы таким же обширным и внушительным, как у Марата Ка. Именно он чаще, чем кто бы то ни было, в своей каждодневной работе сталкивается с запросами, относящимися ко всему, что связано с красотой и роскошью.
На страницах нашего журнала декоратор, архитектор, телевизионный ведущий, новатор в области технологий декорирования интерьеров, автор методологических и научно-популярных изданий по теории и практике декорирования, создатель цветовой системы координат, сделавший в России профессию декоратора самостоятельной наряду с профессиями дизайнера и архитектора, Марат Ка делится своими мыслями о роскоши, стиле, утонченности и многих других сопутствующих им понятиях.
О «фанерной» архитектуре, подмене понятий и соответствии всего и всему
«Я с большим уважением отношусь к “фанерной”, то есть модной архитектуре, но я против подмены понятий: сегодня некоторые дизайнеры нередко пытаются выдать желаемое за действительное. Я называю это дизайном-перевертышем. Например: мне очень нравится, когда в старом бетонном лофте или на каком-нибудь заводе неожиданно стоит роскошный, дорогущий диван или стол с золотыми ножками. Это замечательно! Но я против, когда в роскошном интерьере стоит современный стол — как против и того, чтобы стол, который сделан из фанеры, выдавали за предмет, являющийся стилистически правильным.
Человеку, проповедующему какие-то сущностные вещи, самому следует от начала до конца соответствовать своей проповеди. Например, если архитектор проповедует минимализм, который присутствует в его архитектуре, он также должен быть в его одежде, еде, даже в музыке, которую тот слушает. Иначе все это подмена понятий, которая в нашем обществе происходит сплошь и рядом.
Человеку, проповедующему какие-то сущностные вещи, самому следует от начала до конца соответствовать своей проповеди. Например, если архитектор проповедует минимализм, который присутствует в его архитектуре, он также должен быть в его одежде, еде, даже в музыке, которую тот слушает. Иначе все это подмена понятий, которая в нашем обществе происходит сплошь и рядом.
Вот, к примеру, вопрос, относящийся к искусству: почему в Пушкинском музее, в этом роскошном особняке, проходит выставка авангарда?.. Или вот недавно я пришел в Еврейский музей и центр толерантности. Оговорюсь: я не против толерантности и евреев люблю, но почему считается, что евреи — это когда грустно, печально, бедно? Когда речь идет в первую очередь об их страдании, о том, сколько их убивали?.. Здесь, на мой взгляд, тоже подмена: увиденное — лишь экспозиция о толерантности по отношению к евреям. Экспозиция, но не музей. Музей — это другое понятие. Почему этот бетонный сарай с наклеенными на пенокартон фотографиями называется музеем? Почему не рассказывается о том, что среди евреев были Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Голда Меир и остальные красивые, известные, относящиеся к цвету человечества персоны?.. Здесь вообще нельзя разделять понятия, но было бы уместно создать музей всем жертвам нацистских репрессий».
О золоте, женщинах и совершенстве
«Роскошь не обязательно подразумевает наличие золота. Роскошь должна ассоциироваться с одной вещью — совершенством. Роскошная вещь может быть даже из бетона. Хотя, конечно, о роскоши у каждого свое представление… Кого мы воображаем, когда произносим “роскошная женщина”? Дебелую блондинку, обильно увешанную бриллиантами, или климтовскую красавицу? Один из портретов прерафаэлитов или “Незнакомку” Крамского? Или картины Врубеля, Кустодиева? В этой ипостаси искусства прежде всего должна быть неизбыточность.
К сожалению, в представлении многих роскошь — это какая-то цыганщина. Но роскошь не определяется количеством, обилием чего-то в вещи: золота или даже бетона. Роскошь — это когда совершенно. Поэтому архитектура Тадео Андо роскошна — несмотря на то, что в ней нет золота, но есть как раз бетон.
А что такое, скажем, роскошный город? Можно таковым назвать Москву? Нет, это просто богатый город. А Санкт-Петербург? Да, это роскошный город. Несмотря на то, что, может быть, он несовершенен и далеко не нов. Также как роскошная женщина не обязательно должна быть молодой. А вот роскошный мужчина непременно должен быть умен».
Об уместности, стиле и гармонии
«Роскошь невозможна без наличия стиля, культуры, гармонии, без сочетания этих качеств во всем. Например, на современной кухне готовят борщ — это не роскошно, потому что запах борща ассоциируется с деревенской кухней. Бывает, клиенты говорят мне, что хотели бы в своем доме иметь “роскошную минималистскую кухню”. Я на это обычно задаю вопрос: “Вы на ней суши собираетесь готовить?..” Но, господа, это не соответствует вашему сознанию, уровню жизни!
Или когда человек решает: “Куплю-ка я китайского антиквариата!”, а сам — бандит бандитом… Да, наверное, на сегодняшний день есть такая тенденция демократизации во всем, но и она ставит определенные условия и обозначает возможности. Будучи в Венском театре, я наслаждался общим понятием роскоши даже от того, в чем люди туда пришли. Причем пришли одетые определенным же образом: не просто хорошо, а ровно хорошо. Мужчины были в темных костюмах, женщины в темных платьях — никакой крикливости, демонстрации роскоши, богатства, ничего “слишком”…
Если ты создаешь себе мир, ты должен этому миру соответствовать, должен его как минимум понимать.
О роскоши написано даже в Библии. Да, это то, о чем люди задумываются не в первую очередь, потому что в первую очередь думают о еде, сексе, любви. Но следующий этап высшего сознания человека заключается в том, что он начинает думать об окружающих его людях и вещах — и тут встает вопрос абсолютного искусства».
О безумстве, недосказанности, абсурде и иронии
«Наверное, чтобы творить настоящее искусство, нужно в чем-то быть супермастером, а в чем-то — немножко сумасшедшим. Когда я был на последнем концерте Исаака Перельмана, первый раз в жизни почувствовал комок в горле и видел, как женщины в зале плакали от скрипичной музыки. Но потрясло меня не совершенство его игры: наверное, Ванесса Мэй играет совершенно, но она не играет роскошно, а Перельман играл — роскошно!
Есть еще один момент обязательного присутствия той тонкой грани, что отделяет роскошь от пошлости, китча. Для меня, например, Версаль и его интерьеры не являются роскошным примером архитектуры. А ленинградская архитектура — роскошна. В ней есть тонкость и недосказанность. Как говорится, от стола нужно отходить немножко голодным. И на самом деле, для того чтобы видеть всю эту роскошь, нужно обладать определенным культурным уровнем.
И здесь возникает такое понятие, как абсолютное искусство, когда важно, для кого оно существует и на каком уровне. Можем ли мы утверждать, что попса или писание детективов — не искусство? Или можем ли назвать роскошным какой-нибудь механизм, прибор — скажем, фотоаппарат? Да, если в нем соединяется некое количество характеристик: инженерия, возможность получить определенную картинку, удобство, даже звук. И обязательно стоимость. Потому что роскошная вещь должна стоить недешево, иначе теряется ее смысл. Также как ужасная вещь не может стоить дорого: например, пластмассовая тарелка или пластиковые часы с бриллиантами — вообще вещи абсурдные. Хотя абсурд — тоже одно из слагаемых искусства.
И как в роскоши должна присутствовать некоторая доля абсурдности, недосказанности, так же необходима способность смотреть на некоторые вещи легко, как бы со стороны, с иронией. Без иронии роскошь превращается в пошлость».
О мере, утонченности и массовости
«Есть произведения искусства, которые невозможно представить в интерьере квартиры: они должны быть в музее или в его запаснике или под них нужно специально строить интерьер. Ведь, скажем, нельзя же все время есть в мишленовском ресторане и пить только роскошное вино. Вообще, роскошь — для тех, кто понимает, кто видит и чувствует, у кого есть определенное образование и культура, потому что роскошь в целом — очень глубокое понятие. Это изысканная форма жизни для некоторой группы людей. И потому она не может быть массовой, иначе просто перестанет быть роскошью.
Здесь же уместно говорить и о чувстве меры во всем, о разборчивости.
Лауреату Нобелевской премии, писателю Исааку Башевису-Зингеру принадлежат слова на эту тему: “Мне не нужно, чтобы меня любили все, — мне достаточно моих читателей”. Роскошь без иронии — это пошлость».
Записала Элла Лацис
Фотографии: Алексей Лерер; из архива Лаборатории Марата Ка
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Никакого свадебного переполоха
Свадьба - в России или за границей, под открытым небом или в ресторане, в стиле вечной классики или Cirque du Soleil. Как их организуют? Читайте в нашем материале.
-
Etro: противоречивый и узнаваемый
В одежде этой марки невозможно смешаться с толпой и остаться незамеченным. Как невозможно, нося ее, иметь упавший дух или унылое выражение лица
-
Vassa: русский конструктивизм с американской душой
Западная пресса называет Вассу русской королевой минимализма. В интервью Eclectic дизайнер рассказала о тенденциях моды и своей жизни между Москвой и Нью-Йорком
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.