Кино — это магия, а магия должна быть совершенной, «без сучка и зазоринки». В противном случае Золушка не приедет на бал, не встретит принца, и ничего нового не произойдет. В команде киномагов есть специалист по цветокоррекции или, попросту говоря, «колорист». Несмотря на то, что зритель подчас не догадывается о его существовании, но именно он придает всем кадрам идеальный цвет, тон и атмосферу. Хороший колорист в кино — на вес золота. Между прочим, колористы из России ценятся во всем мире. Среди кинематографистов России все знают волшебника по цветокоррекции Павла Лемешева, а в Америке и в других странах мира начинают узнавать и обращаться за консультациями к Сергею Чижову. Сегодня он работает как в российском кино, так и в зарубежном. В интервью Сергей объясняет почему единство цветовой гаммы, ровные перехода света и тени очень важны для картины, ее восприятия зрителем.
Сергей, на примере своих работ в кино расскажите, пожалуйста, для чего нужен колорист?
В качестве консультанта по цветокоррекции я помогаю режиссеру фильма выполнять те задачи, которые он ставит. Так, в фильме «Последний грех» Алекса Мельника, получившего немало призов на международных фестивалях, в первую очередь, необходимо было привести к одному тону красный цвет, который в некоторых сценах отличался от общего цвета картины. Также необходимо было придать цветам более холодные оттенки, чтобы усилить трагедию историю. В короткометражном фильме итальянского режиссера Валерио Мацарелла «Красный вильвет», где весь интерьер строится на красных тонах, на нюансах красного цвета, я консультировал как сделать так, чтобы цвет не прыгал по мере изменения ракурсов. В фильме «Огненная вода» Дэвида Джонсона рассказывается о пьянице, и съемка была ночью, чтобы передать мрак его состояния, и я консультировал как произвести съемку так, чтобы герой не сливался с глубокой темнотой, и чтобы были оттенки, передающие его эмоции — от беспробудного пьянства до пробуждения.
В России с большим успехом прошел фильм дебютанта Александра Ханта «Про Витьку Чеснока, который вез Леху Шныря в дом инвалидов», построенном на двух цветах — красном и желтом. «Злые языки» говорят, что в западном кино этот прием давно используется, и он уже не актуален.
Поэтому же принципу построен фильма «Красный вельвет». В каждой картине цвет задает зрителю психологический настрой. Он очень важен для восприятия. С помощью цвета можно передать то, что словами не скажешь, и в этих случаях цвет является подтекстом к сюжету. В одних моментах цвет используется как психологическое давление на человека, в других для передачи позитивных чувств. Но тон задает режиссер. Замечу, что цветопередача отличается в зависимости от того, где показывается фильм — в специально оборудованном кинотеатре, или же по телевизору. В бытовых условиях просмотра цвета передаются не так правильно, как на большом экране. Разумеется, фильм лучше смотреть в специальных кинотеатрах, и в Америке зрители предпочитают ходить в кино, а не смотреть кино по телевизору.
Сергей, как вы относитесь к реконструкции старых фильмов, к их окрашиванию?
В большинстве случаев я — сторонник старой версии фильма. Дело в том, что раньше все снималось на черно-белую пленку, и режиссер снимал фильм, исходя из особенностей черно-белого кино, учитывая все его особенности и нюансы. Все фильмы про войну идеально передают ужас войну именно в черно-белых тонах, и нет смысла их делать цветными. Знаменитый фильм Спилберга «Список Шиндлера» снят в черно-белом цвете, и только в одной сцене – красное пальто на девочке.
Лично вы участвовали в раскрашивании старых фильмов?
Да. Фильмы раскрашиваются вручную, и готовую склеенную ленту нужно привести в один тон, без потери качества, сохранив насыщенную цветопередачу.
Есть ли режиссеры с врожденным чувством цвета?
Обычный человеческий глаз воспринимает около 100 оттенков, а теоретически способен видеть и различать более тысячи. Люди, которые связаны со цветом, они различают в среднем 150 оттенков. Поскольку режиссеру надо следить за картинкой, экспозицией в кадре, то у него вырабатывается обостренное ощущение цвета. Как правило, это приходит с опытом.
Сергей, как представителю редкой профессии в кино заявить о себе?
Лучший способ — участвовать в фильмах, которые показываются на международных фестивалях, и освещаются прессой. Фестивальное движение очень развито в Америке, все интересуются новыми работами, и отмечают специалистов, которые делают хорошие фильмы. В Америке много режиссеров, которые нуждаются в советах и консультациях специалистов по цветокоррекции. Все хотят выпустить качественное кино.
Сергей, откуда у вас любовь к кино и выбор такой редкой профессии?
С детства увлекался рисованием, диафильмами и фотографией. Когда исполнилось семь лет родители подарили первый фотоаппарат «Смена», на который я фотографировал все, что окружало. С отцом мы проявляли пленку и изготавливали фотографии самостоятельно на старом советском оборудовании.
В школе активно занимался фотографией и интересовался технологией фотографии, световым и цветовым влиянием на композицию на снимке, общался с более взрослыми ребятами, увлеченными этой тематикой, читал профильную литературу, журналы и статьи. Параллельно с этим увлекался рисованием акварелью и гуашью, в основном вдохновляли окружающие пейзажи природы. Собственно, так прошли мои детские годы положив начало профессиональной деятельности. По диплому я — товаровед-юрист.
Колорист должен хорошо знать технику и технологии кинопроизводства, не так ли?
Я совершенствовал свои навыки художника и фотографа, параллельно увлекся органической химией, информатикой, компьютерной техникой, собирал и настраивал для друзей и знакомых компьютеры, купленные по запчастям, что в дальнейшем дало мне базовые знания в программном обеспечении для монтажа, настройки и редактирования профилей мониторов, сканеров, цифровых камер и другой периферийной техники.
После окончания ВУЗа работал в полиграфическо-производственной фирме, и там повысил свои знания и навыки в области цветокоррекции и освоил на практике взаимодействие различных цветовых профилей и пространств между полиграфическим и печатным оборудованием. Постепенно рабочие будни превращались в рутину, и я начал ощущать потребность в более обширных знаниях и дальнейшем развитии профессионально.
Были ли у вас учителя по цветокоррекции?
Мой учитель – Кирилл Викторович Клочков, неисчерпаемый источник знаний в области органических и синтетический пигментов с огромным опытом в области цветоделения и цветокоррекции. Благодаря его опыту и знаниям я значительно расширил горизонты в различных направлениях цифрового применения. Благодаря полученным знаниям и навыкам за долгие годы работы и самообразования с 2011 по 2018 год завершил более 100 проектов, оказав консультационные услуги не только производственно-полиграфических компаний, но и ряду известных режиссеров, фотографов, дизайнеров, людей, связанных с воспроизведением визуального медиа-контента.
Анжелика Заозерская
Фото: архив героя
Метка Интервью, кино, Сергей Чижов
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Мастер спорта по бизнесу
О «нелегкой» жизни бизнес-леди и где она черпает силы, когда все идет из рук вон плохо рассказала известная гимнастка Оксана Прохорова.
-
Лариса Арсланова. Тайны ораторского мастерства
Что нужно для того, чтобы достучаться до своего собеседника, донести свою мысль, побудить его сделать что-то? Во всем этом незаменимым помощником является ораторское мастерство.
-
Внутрь глаза с головой
Впервые глаз не на картинке, а вживую, Арсений Кожухов увидел в 10 лет в операционной, куда его взял его дядя Святослав Федоров – легендарный офтальмолог.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.