профессионал

Люди редкой профессии

Колорист Сергей Чижов: «Цвет в кино очень важен для восприятия и создания психологического настроя»

Кино — это магия, а магия должна быть совершенной, «без сучка и зазоринки». В противном случае Золушка не приедет на бал, не встретит принца, и ничего нового не произойдет. В команде киномагов есть специалист по цветокоррекции или, попросту говоря, «колорист». Несмотря на то, что зритель подчас не догадывается о его существовании, но именно он придает всем кадрам идеальный цвет, тон и атмосферу. Хороший колорист в кино — на вес золота. Между прочим, колористы из России ценятся во всем мире. Среди кинематографистов России все знают волшебника по цветокоррекции Павла Лемешева, а в Америке и в других странах мира начинают узнавать и обращаться за консультациями к Сергею Чижову. Сегодня он работает как в российском кино, так и в зарубежном. В интервью Сергей объясняет почему единство цветовой гаммы, ровные перехода света и тени очень важны для картины, ее восприятия зрителем.

Сергей, на примере своих работ в кино расскажите, пожалуйста, для чего нужен колорист?

В качестве консультанта по цветокоррекции я помогаю режиссеру фильма выполнять те задачи, которые он ставит. Так, в фильме «Последний грех» Алекса Мельника, получившего немало призов на международных фестивалях, в первую очередь, необходимо было привести к одному тону красный цвет, который в некоторых сценах отличался от общего цвета картины. Также необходимо было придать цветам более холодные оттенки, чтобы усилить трагедию  историю. В короткометражном фильме итальянского режиссера Валерио Мацарелла «Красный вильвет», где весь интерьер строится на красных тонах, на нюансах красного цвета, я консультировал как сделать так, чтобы цвет не прыгал по мере изменения ракурсов. В фильме «Огненная вода» Дэвида Джонсона рассказывается о пьянице, и съемка была ночью, чтобы передать мрак его состояния, и я консультировал как произвести съемку так, чтобы герой не сливался с глубокой темнотой, и чтобы были оттенки, передающие его эмоции — от беспробудного пьянства до пробуждения.  

В России с большим успехом прошел фильм дебютанта Александра Ханта «Про Витьку Чеснока, который вез Леху Шныря в дом инвалидов», построенном на двух цветах — красном и желтом. «Злые языки» говорят, что в западном кино этот прием давно используется, и он уже не актуален.

Поэтому же принципу построен фильма «Красный вельвет». В каждой картине цвет задает зрителю психологический настрой. Он очень важен для восприятия. С помощью цвета можно передать то, что словами не скажешь, и в этих случаях цвет является подтекстом к сюжету. В одних  моментах цвет используется как психологическое давление на человека, в других  для передачи позитивных чувств.  Но тон задает режиссер. Замечу, что цветопередача отличается в зависимости от того, где показывается фильм — в специально оборудованном кинотеатре, или же по телевизору. В бытовых условиях просмотра цвета передаются не так правильно, как на большом экране. Разумеется, фильм лучше смотреть в специальных кинотеатрах, и в Америке зрители предпочитают ходить в кино, а не смотреть кино по телевизору.  

Сергей, как вы относитесь к реконструкции старых фильмов, к их окрашиванию?

В большинстве случаев я — сторонник старой версии фильма. Дело в том, что раньше все снималось на черно-белую пленку, и режиссер снимал фильм, исходя из особенностей черно-белого кино, учитывая все его особенности и нюансы. Все фильмы про войну идеально передают ужас войну именно в черно-белых тонах, и нет смысла их делать цветными. Знаменитый фильм Спилберга «Список Шиндлера» снят в черно-белом цвете, и только в одной сцене – красное пальто на девочке.

Лично вы участвовали в раскрашивании старых фильмов?

Да. Фильмы раскрашиваются вручную, и готовую склеенную ленту нужно привести в один тон, без потери качества, сохранив насыщенную цветопередачу.

Есть ли режиссеры с врожденным чувством цвета?

Обычный человеческий глаз воспринимает около 100 оттенков, а теоретически способен видеть и различать более тысячи. Люди, которые связаны со цветом, они различают в среднем 150 оттенков. Поскольку режиссеру надо следить за картинкой, экспозицией в кадре, то у него вырабатывается обостренное ощущение цвета. Как правило, это приходит с опытом.  

Сергей, как представителю редкой профессии в кино заявить о себе?

Лучший способ — участвовать в фильмах, которые показываются на международных фестивалях, и освещаются прессой. Фестивальное движение очень развито в Америке, все интересуются новыми работами, и отмечают специалистов, которые делают хорошие фильмы. В Америке много режиссеров, которые нуждаются в советах и консультациях специалистов по цветокоррекции. Все хотят выпустить качественное кино.

Сергей, откуда у вас любовь к кино и выбор такой редкой профессии?

С детства увлекался рисованием, диафильмами и фотографией. Когда исполнилось семь лет родители подарили первый фотоаппарат «Смена», на который я фотографировал все, что окружало. С отцом мы проявляли пленку и изготавливали фотографии самостоятельно на старом советском оборудовании.

В школе активно занимался фотографией и интересовался технологией фотографии, световым и цветовым влиянием на композицию на снимке, общался с более взрослыми ребятами, увлеченными этой тематикой, читал профильную литературу, журналы и статьи. Параллельно с этим увлекался рисованием акварелью и гуашью, в основном вдохновляли окружающие пейзажи природы. Собственно, так прошли мои детские годы положив начало профессиональной деятельности. По диплому я — товаровед-юрист.

Колорист должен хорошо знать технику и технологии кинопроизводства, не так ли?

Я совершенствовал свои навыки художника и фотографа, параллельно увлекся органической химией, информатикой, компьютерной техникой, собирал и настраивал для друзей и знакомых компьютеры, купленные по запчастям, что в дальнейшем дало мне базовые знания в программном обеспечении для монтажа, настройки и редактирования профилей мониторов, сканеров, цифровых камер и другой периферийной техники.

После окончания ВУЗа работал в полиграфическо-производственной фирме, и там повысил свои знания и навыки в области цветокоррекции и освоил на практике взаимодействие различных цветовых профилей и пространств между полиграфическим и печатным оборудованием. Постепенно рабочие будни превращались в рутину, и я начал ощущать потребность в более обширных знаниях и дальнейшем развитии профессионально.

Были ли у вас учителя по цветокоррекции?

Мой учитель – Кирилл Викторович Клочков, неисчерпаемый источник знаний в области органических и синтетический пигментов с огромным опытом в области цветоделения и цветокоррекции. Благодаря его опыту и знаниям я значительно расширил горизонты в различных направлениях цифрового применения. Благодаря полученным знаниям и навыкам за долгие годы работы и самообразования с 2011 по 2018 год завершил более 100 проектов, оказав консультационные услуги не только производственно-полиграфических компаний, но и ряду известных режиссеров, фотографов, дизайнеров, людей, связанных с воспроизведением визуального медиа-контента.

Анжелика Заозерская
Фото: архив героя

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/