Судный день империи зла

Одна из знаковых премьер текущего театрального сезона – «Нюрнберг» в РАМТе. Почему его нельзя пропустить – в материале Eclectic

Алексей Бородин на сцене Российского академического молодежного театра поставил «Нюрнберг» на основе сценария американского фильма 1961 года Стэнли Крамера. Картина имеет 11 номинаций и 2 премии «Оскар» – в том числе за лучший сценарий Эбби Мана. Главные роли в ней исполнили Спенсер Трейси, Марлен Дитрих, Джуди Гарленд и Максимилиан Шелл.

2

Режиссер Алексей Бородин и сценограф Станислав Бенедиктов для своей постановки нашли эффектную форму – разыграть суд среди столиков ресторана. И одновременно получилась яркая метафора – для производных нового времени.

Этот процесс случился не вовремя, так некстати, когда мирная жизнь взяла свое и все жадно задышали полной грудью. Зал суда давно превратился в ресторан или кабаре – и ввиду использования помещения по назначению, барную стойку пришлось приспосабливать под трибуну присяжных. Но даже когда прозвучала торжественная фраза «Суд идет», официанты продолжили разгуливать между столиками, а в глубине зала даже не сразу смогли оторваться от игры в бильярд.

А между тем, начался процесс столетия над главами фашистской Германии, которые все как один свою вину отрицали и даже искренне не понимали, что они такого сделали. Это громкое дело до сих пор не имеет однозначных трактовок. В судебной драме Алексея Бородина рассматриваются не столько прения сторон, сколько внутренние споры с самим собой и своей совестью.

Общество забылось в танце жизни, и до воздаяния никому нет дела – известно, что возмездие не уменьшает боль. Декорации легко сменяются, как и персонажи пьесы – без проблем перемещаются во времени и пространстве. Людей из кабаре и ресторанов насильно сталкивают нос к носу с тем, о чем им хотелось забыть, как о страшном сне. Они научились абстрагироваться от происходящего, «не знать» и жить своей жизнью. Однако воздаяния требуют другие силы, новое государство-василиск, чтобы определить новые сферы своего влияния. И в качестве осуществителя своей воли был выбран судья Хейвуд (Александр Гришин), который по ходу пьесы постепенно понимает, какого вердикта от него ждут – его роль на этом заседании прописана заранее. Но громкие слова, то и дело произносимые в зале суда, невозмутимо спокойные лица подсудимых, а также красивая вдова расстрелянного фашиста, к которой он заходит на чай, – все это окончательно сбивает его с толку.

1

На кого повесить преступление века, если всех виновных не собрать в одном зале? Тогда почему столь уважаемый человек, как Эрнст Яннинг (Илья Исаев)– ученый, автор книг должен отвечать за всех? Или здесь речь уже не идет о приговоре конкретным людям, скорее – всему фашизму? Так сказать, показательное выступление, тщательно прибереженное для будущего – на тему как извлечь из истории урок.

Для Хейвуда это процесс – способ выяснить истину. Архетип судебной драмы – Страшный суд, только у земного судьи нет небесных весов – точных до веса пёрышка. В понятиях истины, вины и искупления попробует разобраться еще один персонаж – Эрнст Яннинг – невозмутимое лицо сорвет с себя маску. Вот только в трактовке Алексея Бородина его никто не станет слушать. Удивительная по своему эмоциональному накалу сцена, когда Яннинг готов признать вину, но ему не дают это сделать. Он хочет безжалостной исповеди, он хочет возмездия для себя, хочет найти общий язык со своей совестью. Другие персонажи пьесы позволили себе роскошь отстранения и их принципом стало не вглядываться в суть жестоких преступлений против человечества. Времена не выбирают. Для каждого времени своя маска: с волками жить – по-волчьи выть. Живые эмоции успели остыть и превратиться в абстрактные термины. Люди хотят жить вне доминанты вины – без моралите. Они с таким трудом вернулись к более-менее нормальной жизни – хотя бы в тусклом свете огней кабаре, а суд – досадная и последняя преграда на этом пути – скорее бы все закончилось. Разумеется, этот Яннинг все испортил. А еще ведь считался умнейшим человеком своего времени! Жизнь должна продолжаться. Трагедию оставим в учебнике по истории.

Режиссер не боится называть вещи своими именами. Желание людей «абстрагироваться», не вдумываться – чрезвычайно опасное и преждевременное расслабление. Это конформизм и путь в никуда. В конце концов, предельно точно знать, что есть добро, а что зло – самое важное, чему следует научиться в жизни. Неслучайно Алексей Бородин дополнительно в качестве своеобразного послесловия к спектаклю организовал дискуссии, кинопоказы, лекции и семинары, направленные против конформизма.

В постановке «Нюрнберг» задействовано 55 человек из труппы театра. Главные роли исполняют: Александр Гришин, Евгений Редько, Илья Исаев, Степан Морозов, Нелли Уварова, Дарья Семенова, Тарас Епифанцев, Алексей Веселкин, Алексей Мясников, Елена Галибина. Спектакль идет два часа без антракта. В ближайшее время увидеть его можно 27 ноября и 12 декабря.

3

Марина Довгер
Фото: театр РАМТ

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/