Как вырываются из ведьминого круга стабильности?
Изменив отношение к скорости. Чем выше скорость, тем быстрее замыкается круг. То есть не надо торопиться выйти за пределы круга, и круг отпустит. Нужно принять прошлое, отказаться от мысли, что самое большое достижение – возможность что-то начать. Это директивная мания, в которой умещаются самые разные формы тирании, самые вульгарные из них.
Вообще, культура скорости связана не продвижением к чему-то новому, а к повторению старого, которое принимается за новое. Скорость – это попытка прирастить времени ноги, хотя их у него нет. При этом все хотят быть как свет – везде и очень быстро. Этому способствуют камеры, объективы. Камера играет роль Всевидящего Ока, образ которого кочует из одной мифологической системы в другую, – от соколиного глаза Гора до ока Саурона, от глаза Одина до глаз горгоны Медузы, от глаз Вия до глаза Трехглазки. Я уже не говорю об образе Всевидящего Ока в христианской традиции, которое выступает символом Троицы, эмблемой масонства и элементом оформления доллара.[one_half_last][/one_half]
Судя по количеству камер в нашей жизни, мифологическая эпоха у нас сейчас, а древнее прошлое было лишь прологом к ней. А объектив в своей претензии все фиксировать играет роль волшебного средства и сверхъестественной силы.
Но объектив не способен удивляться.
И не знает забвения, без которого нет памяти. «Философия начинается с удивления» – это фраза Аристотеля. Стремление проскальзывать, возвращаться к нулевой точке, стремление к скорости, к тому, чтобы быть сразу везде, пренебрежение собственным присутствием – все это можно устранить одним простым способом – удивляясь. Если вы удивлены чему-то, это удивление в конечном счете вас привязывает. Любое удивление – это понимание того, что вы находитесь здесь и сейчас. Именно здесь, именно вы. Удивление всегда обращает к нам радость включенности в мир. Но чтобы ее испытать, нужно принять свою смертность.
Скорость иногда ощущается так, будто ты никуда и не движешься. Когда едешь по ровной дороге на машине по очень красивому автобану, движешься ли ты тогда? А не пойти ли нам из Москвы пешком в Петербург? И люди, которые пошли, сделали это для того, чтобы с ними в дороге что-то случилось. Ради удивления?
Скорость как быстрота движения – это действительно способ избавиться от сюжета, причем самый распространенный и простой. Вся инфраструктура, связанная с поддержанием интенсивности – транспорт, медиакоммуникации, связь и т.д., – все это способ изгнать сюжет. [/one_half_last]
[fb-like-button]
Поделиться:
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.