кино

Тони Эрдманн и спящая красавица

Одна из лучших картин внеконкурсной программы ММКФ «8 ½ фильмов» –  «Тони Эрдманн» немецкого режиссера Марен Адэ.

Фильм стал ярким событием нынешнего 69-го Каннского киносмотра, числился главным фаворитом фестивальной публики на Золотую пальмовую ветвь, получил приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI. И вот уже кинокритики в крупнейших мировых изданиях делают ставки – кто будет играть Тони в голливудском ремейке. Билл Мюррей? Джек Николсон? Алек Болдуин? Да и старина Бен Кингсли неплохо будет смотреться в парике. Итак, пока российский зритель замер в ожидании проката «Тони Эрдманна», Eclectic рассказывает, почему этот фильм ни в коем случае нельзя пропустить.

Фильм Тони Эрдманн in

Это гомерически смешная история о том, как люди, ставшие друг другу чужими, заново нащупывают тонкие семейные связи. В эпицентре конфликта – отношения между отцом и его взрослой дочерью. В конфронтации поколений, как в матрешке, содержится многоуровневая конструкция взаимных несовпадений – конфликт ценностей и жизненных приоритетов, конфликт способов самореализации.

Первое, что нужно знать о Тони Эрдманне, – его не существует. Это комическое альтер-эго Винфрида, учителя музыки с кардиостимулятором, дожившего до глубоких седин и все еще стыдливо влюбленного в жизнь.

Нет, этот тип реально странный, не от мира сего. Ну кому еще придет в голову разыграть незатейливого почтальона или выступить с детьми с музыкальным номером в гриме зомби и прочих устрашающего вида существ? На случай ЧП он всегда носит с собой вставные зубы. Надевая нехитрые клоунские приспособления, он донимает окружающих дурацкими шутками и эксцентричными розыгрышами.

Инес – бизнес-леди до мозга костей, консультант нефтяной компании, живет и работает в Румынии. Про отца ей достаточно просто знать, что он где-то там есть, жив-здоров. Временами дочь наведывается в родные края, но и в эти короткие встречи ее не оторвать от монитора и бесконечных деловых звонков. И раз уж гора не идет к Магомету, Винфрид без предупреждения приезжает к ней в Бухарест – так сказать, сюрприз ко дню рождения.

Однако уик-энд не задался. На выходных дочь-трудоголик работает, в ее плотном графике не находится времени для отца, и ей ничего не остается, как ходить на встречи вместе с ним. Надо сказать, крайне необдуманное решение: неуместные шутки Винфрида при деловых партнерах заставляют Инес краснеть. У него, в свою очередь, волосы встают дыбом от того, на что дочь тратит свою жизнь. Режиссер Марен Адэ проникновенно, не без чувства юмора изучает анатомию их отношений: неловкость, раздражение, стыд, острую конфронтацию. И в качестве прогрессии усложнений – убийственный вопрос отца: «А ты действительно человек?».

Отправив отца восвояси, Инес выдохнула с облегчением. Ан-нет, не тут-то было! Одним кошмарным уик-эндом дело не закончилось, как говорится, не на того напали. Неубиваемый Винфрид еще готов поспорить, кто из них двоих пребывает в реальности абсурда. В потешном парике и с нелепыми вставными зубами он появляется в ее жизни снова и снова, раздавая ее деловым партнерам визитные карточки «Тони Эрдманн, тренер по жизни».

Инес со всех сторон окружена такими же холодными и прагматичными людьми, как она  сама. Формат отношений с бойфрендом, с друзьями и коллегами не предполагает тепла и понимания. Это сухие, отстраненные отношения, которые возникли скорее благодаря общей принадлежности к одному корпоративному миру, чем на основе некой душевной симпатии.

Марен Адэ выворачивает на изнанку глянцевый мир экономического успеха. Управленческая культура создает искусственные социальные структуры с собственным кодексом корпоративных правил, следуя которым ты постепенно убиваешь в себе все живое. Границы между личной и деловой жизнью стираются. Вот и Инес предсказуемо выбирает себе любовника из офиса, и даже во время их интимной встречи в гостинице тот некстати вспоминает рекомендацию босса – заниматься сексом в строго определенной позе, чтобы не ослабить ее деловую хватку.

Сосредоточившись исключительно на личной эффективности, Инес забывает, что она не только менеджер-управленец, но и просто живой человек. Эмоциональное освобождение неожиданно находит свою героиню в месте, где его совсем не ждут – во время безбашенного караоке известной песни Уитни Хьюстон «The Greatest Love» и вечеринке по случаю ее дня рождения. Тщетно пытаясь согнуться в слишком узком платье, Инес психует, снимает его и предстает перед коллегами… полностью голой. Ну вот, теперь мы за нее спокойны: еще парочка таких эпизодов – и на старости лет ей будет что вспомнить.

На постере фильма – кадр из «Красавицы и чудовища». Из этой сказки режиссер сделала перевертыш: любящий отец на протяжении всего экранного времени пытается расколдовать свою дочь-монстра, зарядить мощной инъекцией любви. Освободившись из своего тесного платья, спящая красавица наконец проснулась.

Автор: Мария Дударенко
Фото: пресс-служба ММКФ

 

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Выставочный декабрь Москвы

Eclectic традиционно знакомит с афишей выставок в арт-пространствах столицы. Работы художников представлены в разных жанрах и техниках. Куда сходить до...

Великие в кино

Марафон кинопоказов к выставке «Собиратели земель русских» пройдет в Музее кино на ВДНХ

Премьеры на театральных сценах Москвы

Eclectic знакомит с ближайшими театральными премьерами в Театре Вахтангова, Театре «Мост», Театре-студии Всеволода Шиловского и Театре Наций. Зрителей ждет встреча...

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/