параллели

У каждого свой чукча

Особенности национального юмора

Существует старая хохма с «бородой» в пару миллионов лет. Ее сюжет прост: древний человек спотыкается и падает на глазах у своих сородичей. Земное притяжение трижды проклято, а в копилке мирового юмора – очередной шедевр.
Об универсальном и национальном, вечном и уже омертвелом – в анекдотах разных стран и эпох.

чукча1-б

Ошибка Энгельса

Что если Энгельс ошибался – и человека создал вовсе не труд, а способность смеяться над жизнью, но в первую очередь над самим собой? Древние наскальные рисунки свидетельствуют о том, что роскошь смешного была доступна людям уже сотни тысяч лет назад. И, похоже, что одна из первых юмористических забав – неуклюжий сородич, спотыкающийся прилюдно, – записана в геном человека независимо от цвета кожи и размера ноги.

Жмем на газ машины времени и берем курс на Древний Египет. Умели ли смеяться дети солнца? Лев Барский в книге «Анатомия юмора» категорично отказывает египтянам в чувстве юмора. Он считает, что фараоны были поглощены думами о загробном мире, а простые смертные, как бурлаки на Волге, вкалывали под палящим солнцем в очередном стройотряде.

Авторитетный британский египтолог Кэрол Эндрюс провела целый курс лекций, где с нетерпением ждали господина Барского. Эндрюс убедительно доказывает, что политическая сатира занимала египтян не меньше, чем домашние питомцы Анубиса. Над фараонами откровенно глумились, изображая их подкаблучниками и, что самое страшное, небритыми подкаблучниками, а падающие на головы молотки – классика черного юмора по-египетски. Добавим к этому так называемый копрологический цикл (пьяницы и испражняющиеся гиены) и станет ясно, как недалеко ушли все наши «камеди» и прочие «пельмени».

Первый официальный сборник анекдотов «Филогелос» («Любитель смеха») был взрощен на плодородной греческой почве. В IV веке до н.э. древние греки собрали под одной обложкой 265 шуток и сатирических сочинений. Без секса тут не обошлось. Похождения полукозлов-сатиров (древнегреческий аналог Казановы) становились главной темой анекдотов и культурных артефактов. Так на свет появились сюжеты о летающем фаллосе и фаллосе-собаке. А что – смело и вполне сюрреалистично!

Особенности национального юмора

Подсчитано, что взрослый человек смеется около 15-20 раз в день. Ребенок щедро раздаривает улыбки до 300-400 раз за сутки или около 3-5 раз в минуту! Разница колоссальная. Чтобы не отставать, взрослому не оставалось ничего, кроме как создать волшебную пилюлю смеха – анекдот. Одна инъекция юмором – и пациент счастлив. Правда, кратковременно счастлив. Действие этого лекарства рассыпается во времени так же быстро, как и атомы дешевого парфюма в атмосфере. К тому же, каждому народу подавай свою пилюлю.

Итальянцы смеются над рогоносцами, их соседи-испанцы – над глупцами и альфасамцами. Французы боготворят в анекдоте женщину, бога и самих себя. Англичане принимают на завтрак овсянку, а на ужин – столь же пресные котлеты из юмора. Скандинавы хают налоговую и страховщиков, но только от того, видимо, что в обществе всеобщего благоденствия им не к чему больше придраться. В Поднебесной важен не сюжет, а мораль на финише. В Индии – общий нравственный знаменатель.

Но это лишь пунктирные линии. Потому что нам так удобнее думать. Быстро, экономно, без напряга. Ведь поясом стереотипов не затянуть все национальное многообразие коллизий, сюжетов и героев.

чукча3-б

Есть и другая проблема. С того момента, когда в обществе тронулись плиты глобализации, герои одних стран стали «переезжать» из одного государства в другое. Самый блестящий пример – анекдоты про блондинок. Вы что, действительно, считаете их продуктом отечественной смехоиндустрии? А вот и нет: истории про запредельную глупость блондинок всея Руси перекочевали к нам из американских сериалов. А стопроцентные русские героини умны, прозорливы и даже коварны. Вспомните хотя бы отечественные анекдоты про хитрых жен, которые тысяча и одним способом разоблачают своих благоверных то в рецидивирующей измене, то в прогрессирующем пьянстве.

Любить по-соседски

У чукчи родился четвертый ребенок. Чукча заполняет документы: национальность матери – «чукча», национальность отца – «чукча», национальность ребенка – «китаец». Его спрашивают: «Чукча, почему ты пишешь, что ребенок китаец, ведь вы с женой оба чукчи?» В ответ: «Однако чукча в газете читал, что на земле каждый четвертый – китаец!»

чукча2-бКак известно, чукча – не национальность, а диагноз. В разных странах он облекается в разные личины, но суть остается прежней: у каждого народа – свой «чукча». Например, французы взрастили целый цикл анекдотов про глуповатых соседей-бельгийцев, которые, по их мнению, лишены изящества и утонченности восприятия мира.

В самой Бельгии поговаривают, что резкий ветер ксенофобии, дующий со стороны жителей Пятой республики, объясняется элементарной завистью: уровень жизни бельгийцев на порядок выше французов.

В Румынии на месте чукчей прижились гордые венгры, отсталые албанцы и вороватые цыгане. В румынском фольклоре есть свои Пинки и Брейн: простоватый Пэкалэ и хитрый Тэндалэ.

Самыми политкорректными оказались испанцы. Они придумали страну дураков Tontilandia, жителям которой от рождения дарованы те же интеллект и карма, что и у наших чукчей:

–  Что делает тонтиландец, когда ему холодно?
– Обнимает камин.
– А когда ему очень, очень, очень холодно?
– Он его поджигает.

На фоне уязвленного самолюбия в Испании появились анекдоты об аргентинцах и прочих латиноамериканцах, которых испанцы невзлюбили за излишки чувства собственного достоинства. Но это лишь цветочки. Острый, злободневный и жестокий юмор воспламеняется на углях народного недовольства.

Это вам не шуточки!

Сюжет времен Третьего Рейха: чертежница на одном из военных заводов Берлина решила развлечь подругу незатейливым анекдотом:

Стоят Гитлер и Геринг на вершине берлинской радиовышки, – начала свою историю Марианна. – После короткого молчания Гитлер говорит: «Хочу чем-то порадовать берлинцев». «Спрыгните вниз», – ответил Геринг.

чукча4-бШутка не удалась. 26 июня 1943 года по доносу коллеги Марианна предстала перед Народным судом и была приговорена к смертной казни.

Возможно, с того самого дня немцы стали закоренелыми гелатофобами (с лат. гелос – смех), а в умах близких и дальних соседей за немецкой нацией закрепился образ вечной эмоциональной мерзлоты. Хотя еще в Средние века Германия славилась на всю Европу своими сальными шуточками.

Политический анекдот – жанр универсальный. В фашистской Германии и маоистском Китае, сталинском СССР и в Италии времен инквизиции за «правительственную» шутку можно было получить по голове. На гильотине. Или в местах, не столь отдаленных. Мораль сей басни такова: во времена диктатуры неудачная шутка становилась кратчайшим путем на эшафот. Но это не мешало политическим анекдотам размножаться со скоростью плесневых грибов.

Рудольф Герцог в книге Dead Funny: Humor in Hitler’s Germany рассказывает о том, что шутки над Гитлером продолжали жить на протяжении 12 лет его кровавой диктатуры. После прихода фюрера к власти комик Вайс Фердль распевал куплеты о маленьких «радостях» фашизма в духе «все неверные мужья отбывают в Дахау» (Дахау – город в Германии, где был создан первый большой концентрационный лагерь противников фашизма. – Ред.), на что хор иронично вторил: «Вот это порядок, вот это порядок!»

Ходили также слухи, что в стране существовал специальный комитет, в обязанности которому вменялось создание пропагандистских шуток. В пользу фюрера. Но это был юмор псевдонародный. Впрочем, в СССР прописалась аналогичная басня: все антигитлеровские шутки якобы придумывались «юмористами» из НКВД.

Но о покойниках либо хорошо, либо ничего. Правда, для этого надо быть хорошим покойником… Вот, к примеру, к юбилею Владимира Ильича в 1970-е годы появилась безжалостная серия анекдотов и острот: одеколон «Ленинский дух», пудра «Прах Ильича», мыло «По ленинским местам», трехспальная кровать «Ленин с нами!» и др. И для того чтобы похоронить народную «любовь» к вождю русской революции, по заказу КГБ был выпущен сериал «Василий Иванович Чапаев». Так поговаривали злые язычки.

Самый смешной

чукча6-бАнекдот – зеркало нашей истории, ментальности и интеллекта. В нем есть универсалии и частности. Он служит пристанищем наших пороков и добродетелей – национальных и общечеловеческих. Так ли это на самом деле, решил выяснить главный квирколог Земли Ричард Уайзмен из Университета Хертфордширда.

В 2002 году этот мудрый человек опубликовал результаты первого всемирного исследования юмора, известного как проект «Лаборатория смеха» (LaughLab). 40 тысяч шуток, 1,5 миллиона оценок из 70 стран мира – все ради одной единственной цели: выбрать самый смешной анекдот. Корона победителя досталась черной шутке родом из 1951 года, напомнившей всем респондентам об абсурдности и бренности человеческого бытия:

Два охотника бредут по лесу, как вдруг один из них падает навзничь. Бедняга не дышит, закатил глаза. Другой хватает рацию и связывается со службой спасения: «Мой друг умер! Что мне делать?» Оператор на другом конце провода пытается его успокоить: «Не паникуйте. Я помогу. Для начала удостоверьтесь, что ваш товарищ действительно мертв». Некоторое время охотник не отвечает, потом раздается выстрел, а за ним голос в трубке: «Хорошо. Что теперь?»

Уважаемый профессор пришел к выводу, что подданные английской королевы предпочитают непристойный и черный юмор:

Я хочу тихо умереть во сне, как мой дедушка. И не кричать от ужаса, как пассажиры, которых он перевозил.

Население европейского континента любит сюрреалистичные истории. Американцев забавляет, когда герой остается в дураках. Немцев же, как это ни странно, смешило чуть ли не все подряд. Именно они охотнее других разбрасывались положительными отзывами. Уж не от стремления ли прикрыть полное отсутствие чувства юмора?..

Пока мы можем смеяться, мы живем. Лучший тест на депрессию – это смех. Депрессивные люди – импотенты юмора, а вялотекущие шизофреники понимают только циничные шутки. Давайте смеяться. И никакие чукчи нам не страшны.

Наталья Палкина
Иллюстрации: Светлана Акатьева

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/