театр

В поисках золотого руна

Худрук электротеатра «СТАНИСЛАВСКИЙ» Борис Юхананов создает театр нового образа, в котором органично сосуществуют исконные традиции и радикальные эксперименты, технические новшества и живые люди

Год 1915‑й. В Москве открылся один из первых кинотеатров России — электротеатр «Арс». Позднее в этом здании открыли театр имени К. С. Станиславского. 100 лет спустя на театральной карте столицы появилось новое место для поклонников Мельпонены — электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ. Его худрук Борис Юхананов создаёт театр нового образа, в котором органично сосуществуют исконные традиции и радикальные эксперименты, технические новшества и живые люди, а в репертуаре идут спектакли, поставленные как известными во всем мире мастерами, так и режиссерами-дебютантами.

 Борис Юхананов Электротеатр in

Один из родоначальников российского театрального авангарда режиссер Борис Юхананов часто употребляет слова «отправиться в путешествие», «волшебная диалектика», «встреча», «магия», «чудеса», «тайны», «приключения», «сокровища». Eclectic догадался, что именно это для него и есть театр.

Борис Юрьевич, нередко режиссеры берут с собой в новый театр своих актеров, с которыми до этого сотрудничали. Вы же оставили существовавшую до вашего прихода труппу в полном составе. А есть ли риск, что люди, привыкшие к определенному театральному существованию, окажутся не готовы к восприятию совершенно нового для них режиссерского метода?

Не думаю, что режиссер должен актеров переучивать. Для меня работа с актерами — это встреча уважающих друг друга людей, узнавание, во время которого постепенно созревает понимание целого ряда проектов. При этом один художественный замысел связан с импровизацией, другой — с четким и точным обращением с пластикой, голосом, вплоть до сложнейшего традиционного японского театра Но.

Получается, вы больше открыватель, чем реформатор? Неслучайно вы как-то сказали: «Я почувствовал себя археологом, который шел в болото, а открыл Трою».

Да, действительно, еще до того как я, собственно, сюда вошел и стал знакомиться с актерами, мне успели поведать множество страшилок и скандальных историй — так что, можно сказать, я шел в театр как в клетку к диким зверям. Но когда я стал встречаться с людьми, обнаружил настоящие сокровища для любого режиссера: чудесных артистов с большими творческими желаниями и возможностями, которые с вниманием и ответственностью вступают на территорию того или иного замысла, делая для его реализации все возможное, а иногда даже более того.

А про открывателя, кстати, тоже верно подмечено. Когда у нас в здании театра шла стройка, я выходил на балкон (между прочим, тот самый, откуда выступал Ленин). И вот в этом месте, где открывается вид на наш вытянутый зал, у меня было ощущение, что я нахожусь на строящемся корабле и он вот-вот отправится в плавание, словно Арго на поиски золотого руна.

Значит, можно сказать, не бывает плохих актеров — есть плохие режиссеры?

Есть и плохие режиссеры, и плохие актеры, но этот самый плохой актер может стать хорошим, а плохой режиссер может очнуться и поставить прекрасный спектакль.

А что нужно для того, чтобы «очнуться»?

Вдохновение и удача. И то, и другое посылается нам судьбой, людьми и какой-то тайной. Иногда она связана с любовью, а иногда — с отчаянием.

И все-таки «своих» людей в электротеатр вы привели — ваши ученики из Мастерской индивидуальной режиссуры ставят 15 пьес в рамках проекта «Золотой осел»…

Мои ученики дебютируют спектаклями по Достоевскому, Ибсену, Стринбергу, Чехову, Бергману, но параллельно мы создаем коллекцию сцен из Апулея и будем прятать их в каждой из этих постановок. Или, наоборот, мы можем сделать представление, состоящее из эпизодов апулеевского романа, в которое неожиданно могут проникнуть сцены из текстов других авторов. Дело в том, что «Золотой осел» — один из тех романов, которые напитали собой европейскую культуру. Многие гении зачитывались Апулеем.

Для меня роман Апулея «Метаморфозы», впоследствии получивший название «Золотой осел», прежде всего об инициации. Там рассказывается о молодом философе, исполненном иллюзий, надежд на жизнь и магию, который вместо того, чтобы научиться летать, превращается в осла и в таком облике проходит определенный путь. А потом оказывается, что это испытание придумала для него богиня Изида и в последней книге юноша становится самым приближенным к ней жрецом. На мой взгляд, в каком-то смысле это имеет отношение к дебюту, когда молодой человек, исполненный надежд, иллюзий, тяги к познанию, к мастерству, превращается в режиссера, как юный философ — в жреца.

 Борис Юхананов Электротеатр in2

Проекты со своими учениками вы назвали «Мастерскими Индивидуальной Режиссуры» — разве существует режиссура не индивидуальная?

Я подчеркиваю здесь уникальность нашего дела и одиночество человека в этой профессии. Ты все время общаешься с большим количеством людей, но это только подчеркивает одиночество режиссерской души. Отчасти поэтому один из важных проектов, окружающих наш театр, — это издательский проект «Театр и его дневник». Речь идет о публикации дневников режиссеров, работающих над спектаклями в нашем театре. Дневник — это интимная жизнь режиссерского сознания, которая никому не видна. Во всем мире известен формат диалогов на телевидении, когда журналист всматривается глубоко в творчество того или иного режиссера, наблюдает, исследует, посещает репетиции, а потом беседует с ним. Я предлагаю совсем иное — монологический формат дневника, каким бы сложным он ни был. Все режиссеры ведут дневник. Почти все.

Вы тоже ведете и готовы его опубликовать?

И я веду. Я целый роман-дневник написал и готов его опубликовать. Я считаю, что уникальность сегодня должна стать открытой.

Не кажется ли вам, что у этого явления есть обратная сторона? На мой взгляд, сейчас слишком много в Интернете разлито самопрезентации — и в блогах, и в соцсетях…

И прекрасно. Люди стали доверять друг другу, все меньше требуется посредников. Скажем, реклама, ранее существовавшая в форме приказа для потребителя, отмирает. Люди доверяют каким-то другим средствам информации, иным видам коммуникации, и в первую очередь — друг другу. Поэтому эти новые технологии помогают сложиться новым путям информации и экспертизы, идущим от человека к человеку, — за этим будущее. А это и есть открытость. Я абсолютно убежден, что люди стремятся к уникальному, потому что без этого невозможно развитие.

А как определить эту уникальность? Нужно встретить наставника?

Жизнь сама по себе при внимательном к ней отношении наполнена наставниками. По сути, каждый человек может оказаться наставником для другого. Просто надо иметь маленькую дистанцию от повседневной спешки — и тогда будут открываться тайны, чудеса и сокровища.

Наверное, у вас есть мечта, чтобы к вам пришел неслучайный, вдумчивый зритель?

Нет, я открыт для каждого человека, кому по каким-то тайным путям его личной судьбы пришло в голову посетить наш электротеатр. Мне интересно, как он воспримет наши спектакли. А вообще, когда я делаю спектакль, у меня нет в голове образа зрителя. Театр — не рынок, он не создает «продукт» с четкими представлениями о своем «потребителе». Маркетинговая ориентация противоположна художественному труду, и если что-то делается с подобным расчетом, зритель сразу это видит и бежит прочь из театра.

Вы взяли на вооружение формулу Художественного театра Станиславского о театре «для молодых, для образованных, а потом для всех». Поясните — каким образом театр может быть «для всех»?

На мой взгляд, эта формула о том, что молодой человек — это растущая душа, как сказал Гёте, «Кому еще расти, тот все поймет». Так вот, эта растущая душа может встретиться в любом возрасте. Ведь мы воспринимаем искусство не телом, а душой, сознанием. Разве можно отрицать потенциал тяги к искусству в каком-либо человеке, кем бы он ни был? Значит, искусство в общем смысле — для всех.

В том числе для людей с синдромом Дауна — с которыми вы, кстати, делали спектакли?

Да, это был по-своему замечательный опыт, который я прошел в 90‑е. Это очень интересный, важный для меня этап.

Борис Юхананов Электротеатр in3Расскажите, пожалуйста, о нем.

В начале 90‑х годов какими-то путями жизни я встретился с людьми с синдромом Дауна и был потрясен их сознанием. Они показались мне какими-то инопланетянами, наполненными любовью. Тогда у меня возникла идея проекта «Да, дауны, или Поход за золотыми птицами», люди с этим синдромом участвовали в моих спектаклях, я сделал с ними несколько фильмов. Я переживал это как чудесный опыт, абсолютно художественный, ни в коем случае общение с ними не было выполнением какой-то социальной обязанности. Нет, это была волшебная встреча и волшебная дружба.

Раскройте нам профессиональную тайну — что делает режиссер с текстом пьесы: исследует с позиции, что хотел сказать ее автор, или все же гнет свою линию и интерпретирует по-своему?

Само собой, режиссура без способности к анализу, к точному «слышанию» другого невозможна, а текст, собственно говоря, и предстает в форме другого. Текст самовыражается через режиссера, поэтому в его фигуре совмещаются и аналитик, и проводник, и фантазер… С одной стороны, ты углубляешься в тайну произведения и пытаешься, как ученый, предельно точно раскрыть его свойства, но с другой — текст углубляется в тебя и раскрывает твои же свойства. Так возникает некая волшебная диалектика. Это покрыто тайной, каким образом в результате работы рождается третий образ, отличный от пьесы и даже от твоих начальных интерпретаций. И вот этот образ дальше меняется, живет в спектакле. Понимаете, без читателя текст скрыт в обложке книги. В свою очередь читатель всегда привносит что-то своё в книгу. Режиссер — один из самых ответственных читателей. Ему предстоит перевести этот текст в речь, потому как театр — это не текст, а речь.

А важно ли перевести этот текст на язык современности?

А куда мы денемся от современности? Мы сплошь из нее состоим, поэтому какая-то специальная активность в сторону актуальности не всегда хороша. И уж точно не обязательна. Мы же живем в этом времени — значит, мы все современники.

Судя по всему, музыка у вас точно будет самой что ни на есть современной — вы планируете приглашать композиторов, которые создают музыку в наше время…

Да, сейчас мы активно взаимодействуем с живыми композиторами. Когда-то Станиславский хотел в этом месте создать оперно-драматическую студию. Я подхватываю эту замечательную идею и зову в путешествия и приключения нашего электротеатра современных музыкантов. В осуществлении этого дела мне помогает маэстро Дмитрий Курляндский. В этом сезоне мы будем работать еще с пятью композиторами — Сергеем Невским, Борисом Филановским, Алексеем Сюмаком, Алексеем Сысоевым, Владимиром Раневым над оперным сериалом «Сверлийцы» по моему одноименному роману-опере. Этот фантастический цикл о приключениях сверлийского принца, о параллельной реальности, растянется на пять вечеров. При этом все части можно смотреть и слушать по отдельности, а можно вместе. Опера измеряется в первую очередь автором музыки. В этом смысле — это шесть опер от шести разных композиторов. Такой вот оперный сериал мы задумали.

Что для вас является главным сокровищем в жизни?

Любовь. Я считаю, что это одно из невероятных и ценных сокровищ.

Беседовала Марина Довгер
Фотографии: Алексей Лерер

 


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр Наций: новый сезон и вручение третьей Премии Корша

В Новом пространстве Театра Наций состоялась презентация сезона 2023-2024 гг., а следом на основной сцене прошла третья церемония вручения Премии...

«Евгений Онегин» на берегу пруда

Около 30 тыс. зрителей посетили спектакль «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета в Воткинске. Концерт состоялся при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив и Удмуртской государственной филармонии.

Открытие 74 сезона Театра имени А.С. Пушкина

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 74 сезон и провел традиционный сбор труппы в Государственном музее изобразительных искусств имени...

Дерзи на Садовом

Пока многие начинающие музыканты безуспешно стучатся в двери российского шоу-бизнеса, в него на бешеной скорости врывается талантливая артистка DERZY. Яркое...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Аудиопрогулка «Москва, которую люблю!»

Театр им. Пушкина приглашает на аудиопрогулку «Москва, которую люблю!». Воскресный променад покажет вам город таким, каким он был сто лет...

Первая премьера сезона в Театре Наций

Новый театральный сезон Театра Наций открывается спектаклем «Последнее лето» режиссера Данилы Чащина по киносценарий «Куоккала» Анны Козловой. Действие спектакля происходит...

Насыщенный выставочный сентябрь в Москве

В палитре сентябрьских выставок столицы представлены как работы художников старой школы, так и современных художников, а также экзотические работы из...

Осенняя палитра выставок Москвы

Выставочная палитра московских арт-пространств очень многолика (живопись, скульптура, инсталляции, графика, арт-объекты, фотография, театральные костюмы, эскизы, декорации, раритеты. ECLECTIC делает традиционный...

Театр «Модерн»: открытие театрального сезона премьерным спектаклем

«Цветы нам не нужны» —спектакль-событие 36 театрального сезона в театре «Модерн». Постановка главного режиссера театра Юрия Грымова. Режиссер называет спектакль...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/