Выставка

«Голая Валька» Роберта Фалька

Он являлся «модным» художником времен оттепели, и иметь его работы в своей частной коллекции было очень престижно. Фальк оставил завещание, чтобы все картины после смерти находились в России.

В Третьяковской галерее открылась долгожданная выставка Роберта Фалька. Представлено около 200 живописных и графических работ из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Это первая масштабная выставка знакового мастера ХХ века. Он являлся «модным» художником времен оттепели, и иметь его работы в своей частной коллекции было очень престижно. Фальк оставил завещание, чтобы все картины после смерти находились в России.  И когда знаменитый  Антониони приехал в мастерскую к жене художника, чтобы выбрать и купить одну из работ, она решительно ему отказала, сославшись на исполнение завещания мужа. Тогда Антониони попросил разрешения оставить автограф на подрамнике понравившегося ему пейзажа «Крым. Коктебель».

Р. Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Фрагмент . Государственная Третьяковская галерея

Его творчество нельзя определить каким-то одним  течением или направлением в живописи, хотя Фальк был лидером объединения русского авангарда «Бубновый валет». От ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х он  пережил и периоды признания, и неприятия официальным художественным сообществом. Но стал по-настоящему культовой фигурой в московской художественной среде. Мастерская Фалька в знаменитом доме Перцова на Пречистенской набережной была своего рода Меккой для художников, ищущих новые формы и смыслы в искусстве. Он писал и в традициях французской художественной школы и в стиле русского авангарда. В течение жизни Роберта Фалька его произведения не были представлены в экспозициях музеев страны. После смерти художника, вдова, А.В. Щекина-Кротова, передала многие его работы музеям бывшего СССР. Благодаря этому их можно найти в разных городских музеях по всей стране.

Большая ретроспектива художника должна была состояться весной прошлого года, но по понятным причинам была отложена. Зато, за это время, галерея смогла привезти работы Фалька из Армении. Находящиеся в двух разных частных собраниях работы: «Лиза в розовом» и «Автопортрет на фоне крыш», встречаются на выставке и образуют подобие парного портрета, схожие по цвету и манере исполнения. Они написаны в год свадьбы Фалька и его первой жены, художницы Елизаветы Потехиной.

Роберта Рафаилович Фальк (1886–1958) получил профессиональное художественное образование. С 1904 по 1905 год он учился в Классах рисования и живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина, в частной студии И.И. Машкова.  С  1905 по 1912 год — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В.А. Серов и К.А. Коровин.

Как и большинство мастеров русского авангарда, Фальк начинал с импрессионизма. И ранние его работы и парижское десятилетие (1928–1937), напоминают палитрой работы Огюста Ренуара. Выставку «Бубнового валета» в 1910-м можно считать первой авангардной экспозицией в России. Примитивизм, определивший характер показов объединения, проявился в работах художника 1910–1912 годов («Пристань. Серый день». 1911; «Пейзаж с парусником». 1912; «Девушки-поденщицы». 1912; «Пейзаж со свиньями». 1912). На пейзаже «Солнце. Крым. Козы» (1916) зритель пытается найти этих самых коз, но их там нет, потому что Козы – это название местности.

Самое драматичное и монументальное полотно позднего кубистического периода Фалька — «Красная мебель» (1920).

1922 год стал переломным в творчестве Фалька. Он обратился к наследию старых мастеров: Рембрандту, Тициану, Веласкесу, Вермееру, Курбе. С 1928 по 1937 год во время длительной творческой командировки во Франции Фальк побывал в Берлине, Бретани, на Корсике, в Арле и Эксе, но больше всего работал в Париже. Для него всегда было важно понятие родина, и он представлялся за границей не эмигрантом, а советским гражданином, что очень сужало круг его общения и изолировало от общества. В этот период он вновь вернулся к импрессионизму. И на выставке можно увидеть чудесные мосты и пейзажи Франции в манере Клода Моне.

В послевоенные годы больше всего пейзажей написано в северном Подмосковье: Хотькове, Загорске, Абрамцеве. Как и Сезанн, Фальк любил «светло-серую погоду», идеальную для его концепции пейзажа, погруженного в атмосферу («Пейзаж с бузиной». 1954).

Р. Фальк. «Красная мебель» 1920.Государственная Третьяковская галерея

Одна из картин Фалька «Обнаженная в кресле», выполненная в кубистической манере, на выставке 1962 года, посвященной 30-летию МОСХа, вызвала негодование у Хрущева, посетившего экспозицию. Его разгромная речь, на которой он высказался по поводу «Голой Вальки», (не уловив или не разглядев фамилию автора) навсегда сделала картину «известной» именно под этим словосочетанием. Фальк всегда придерживался своего внутреннего видения, не стремился попасть в какие-то течения или писать то, что будет востребовано. Его внутренняя независимость и выносливость, неавангардный тип его натуры осложняли творчество и жизнь. Один из мрачных натюрмортов «Картошка», который передавал всю скромность и аскетизм жизни художника, напоминает схожий по названию и палитре красок натюрморт Ван Гога. Увидев эту картину, все на той же выставке в Манеже, Хрущев возмутился тому, что она дискредитирует Советское государство, в котором кроме картошки есть что поесть и нарисовать.

В последние годы он много работал над натюрмортами и портретами, тщательно выписывал и возвращался к деталям, прорабатывая каждый мазок, доводя до совершенство оттенки. Его «Женщина в белой шали», на которой он изобразил свою вторую жену, потребовала 200 часов позирования. На картине нет ни одного белого мазка, но она сияет мягким светом. Завершает путь художника мудрый и трагический «Автопортрет в красной феске» (1957). Позднее творчество Фалька — это лиричность и мудрость, мягкость и сдержанность, отражают высочайшее качество живописной культуры мастера. Ретроспектива Фалька в Третьяковской галерее ставит его творчество в один ряд с самыми великими именами русских художников.

Выставка продлится до 23 мая 2021.

Евгения Стрига
Изображения предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/