Похожий на Андерсена, подтянутый и моложавый, живописец Владимир Солдаткин берется за «злобу дня» без всякой злобы, а с благоговением. Ему импонируют скейтеры и байкеры, дети, разъезжающие в торговых тележках и торговцы собой неопределенной половой ориентации. Седьмой десяток — не повод почивать на лаврах, особенно в такое красивое время как наше, считает маэстро лирического гротеска.
Темы ваших последних картин очень провокационны, несмотря на то, что вы — представитель классической живописи. Как источник вдохновения — «злачные места»: «Ашан», байк-центр, бильярдная и проигравшиеся до трусов представители нетрадиционной ориентации …
Провокацией была уже первая выставка в 1988 году, она называлась «Гротеск». Так что на этом пути я давно. Всегда с иронией и шуткой. А почему: потому что жизнь грустная и надо ее как-то развеселить. А потом образы сейчас такие интересные. Цикл «байкеры», например: на них посмотреть — каждый — личность и каждый — сам из себя гротеск. Живем в такое время красивое — надо его показывать, иначе … Мы сейчас смотрим на 30-е глазами тех художников и фотографов, которые тогда были: Дайнеко, Пименов, Касаткин и подобные энтузиасты. Они свое время очень хорошо показали — и спорт и авиацию — все-все-все. А по нам как будут судить? Кругом пейзажи, натюрморты, цветочки … Кто-то должен это показать, что люди едут на мотоциклах, на ракетах летают. О спорте нет картин. У меня есть, предположим, Овечкин, Харламов — все с прохладцей. А ведь это же наше время.
А дети в «Ашане»?
«Ашан», и вообще торговые центры — это, я считаю, кладезь для художника. Все равно что открыть старый бабушкин сундук — ах! Я на этих людей с телегами любуюсь: один – такой, другой — такой. Девочку в ашановской тележке я в точности такую увидел и запомнил. А еще один раз встретил — в тележке сидит бабушка какого-то татарского происхождения. В халате. В морщинах вся. А везет ее красивая девушка, тоже таджичка в цветастом халате. И я ловлю ощущение — везет Шехерезада, а там — старуха Изергиль. Художнику додумывать даже ничего не надо — взял и воплотил. Здорово! Я считаю, «Ашан» — подарок всем художникам. Но никто не хочет рисковать — ведь «Ашан» не очень-то продается. А я хочу, чтобы искусство двигалось вперед.
Как вы нашли свой стиль?
В 1985-м году, когда я впервые начал выставляться в Битце, хотелось побыстрее продать. Заработать какие-то малые деньги, чтобы потратить их на те же холсты и краски, ну и на раскрутку своего творчества. Так что выставлялся я с вполне традиционными пейзажами и натюрмортами. Пришел, увидел — а сколько их, таких же. Тогда как раз Пугачева выдала шедевральную песенку, про «делай своё». И я начал делать своё не откладывая в долгий ящик. Битца, Измайлово, потом вышел на Малую Грузинскую, 28 — тут все в основном и завертелось. Стал выплескивать, что было накоплено внутри. Все чувства, эротику, сарказм, лирику, наблюдения …
Как вы относитесь к более современным формам воплощения замысла?
Я понимаю, что живопись — уже не актуальное искусство. Медиа, инсталляции, перформансы — все это современное, они дают движение искусству, они должны существовать. Но художнику надо дать возможность воплотить свое, неважно — кисточкой или гвоздем об стену. Толерантность — модное слово, давайте проведем им и по искусству. Красочка, кисточка тоже должны существовать. Что касается нас — художников «старой гвардии» — мы подходим к такому интересному рубежу, когда осталось-то уже «чуть-чуть». И поэтому надо делать то, что хочется. Мне в этом плане очень нравится Пикассо — человек свободный от стереотипов. Утром он мог рисовать портрет жены — совершенно реалистический. Час-два — он это бросает, берет газовую горелку и начинает из железа резать автогеном скульптуру, а потом может это бросить и идти раскрашивать тарелку керамическую. Живописец или график — все это неважно. Ты художник — музыкант или артист. И неважно, что ты делаешь, главное, чтобы ты делал это как художник.
Расскажите о вашей необычной и очень узнаваемой технике …
Про технику. Это ведь тоже склад характера. Как бы кто не хотел, но в технике будет «сворачивать» на своё. Кто-то не может писать гладко, это противоречит его натуре. А я вот неспокойно себя чувствую, когда работаю мастихинами — и в итоге снова прихожу к спокойному мазку. Меня неоднократно спрашивали, не пользуюсь ли я аэрографом? Нет, я использую обычные, только очень толстые щетинные кисти. Так делали старые мастера. Они разгоняли по плоскости цвет. Молодые художники не знают их опыта. Хотя в библиотеках есть книга «Рецепты старых мастеров» — там все описано, какие используются подкладки, как разгоняется — все. Когда ты художник, ремесло должно быть обязательно. Будет ремесло в руках — будет воплощение того, что ты хочешь. Были молодые — накал страстей, хочешь все нарисовать, а мастерства нет. А сейчас есть мастерство — да стало понемногу уходить чувство. Становишься таким сентиментальным, всем довольным, розово-зеленым, не сказать чтоб к голубому. Хорошо, кто в 70 лет влюбляется. А мой секрет держаться на плаву — с молодежью общаться, брать что-то от них. Но только не селфи.
Почему?
Я против селфи — это уже наркомания. А так — с молодежью не постареешь. У меня две внучки. Когда они смотрят на мои картины, они не удивляются и не говорят «как классно». Они и байкеров видели и таких как в бильярдной. Я рисую их. Не убьют же меня за это.
Вы не преподаете?
По специальности я педагог, но не преподаю. Нет таланта. Я боюсь, мне не хватит времени, чтобы воплотить то, что есть внутри. А ведь ученикам надо отдавать. Ради денег? Нет, не надо обманывать народ. Лучше я спокойно буду писать свое. А прекрасных педагогов у нас масса. Я могу кому-то что-то сказать на выставке, чисто профессионально по цвету, композиции. Но в целом, говорить художнику, что что-то не так, опасно. Ты можешь в душе его ударить. За себя могу сказать, что мне очень помогли в моем становлении дизайн и плакат. Цветовые решения, композиционные — очень много дали. Хотя видно по моим работам, что я немного суховат. Натура такая у меня, лихого импрессиониста не получается.
Вы где предпочитаете выставляться?
В 80-е-90-е годы все эти вещи были по заграницам. Занавес открыли и народ хлынул хлебнуть — не свободы, а той культуры. Хотели в ней разобраться. Была персональная выставка в Вене, в Париже, в Германии. Но постепенно смотались оттуда. Теперь мы поняли, что лучшая публика — в России. Здесь все только начинается. Мы только крылышками машем.
Расскажите о лучшей выставке, в которой вы принимали участие …
А самая удачная выставка всегда дома. Вот там можно все оглядеть и понять все падения и взлеты художника. Но я все-таки считаю, что я кверху немного иду. Туда!
Картины Владимира Солдаткина и других прекрасных художников предлагает галерея современного искусства «Арт-Лето»: http://art-leto.com/ (вернисажи по всей России и миру).
Беседовала Алена Михайлова
Фото: Владимир Солдаткин, Арт-Лето
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Вселенная “Перемилово”. Мир глазами Владимира Любарова
История о том, как московский художник 30 лет назад из-за поломки машины стал деревенским жителем, поселился в доме на косогоре, и почему односельчане до сих пор не побили художника.
-
Арт-Лето дайджест за 20 лет: достичь вечной мерзлоты и не остановиться
За 20 лет деятельности творческое объединение Арт-Лето переросло все известные форматы – от галереи до продюсерского центра и движется навстречу неизведанным...
-
Картины с секретом
Художник Ольга Орната рассказала Eclectic как и из чего она создает свои картины с секретом, про увлечение барабанами и не только, а также про маленькие слабости.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.