Беседа с ним оказалась увлекательным путешествием в край безграничной фантазии, главный герой которого – словно нарисованный яркими красками, чуть комичный и наделенный истинно французской галантностью персонаж, а декорации – весь мир вокруг. Граф Донасьен де Рошамбо живет играючи.
Что и когда привело вас в Россию?
У меня никогда не было американской мечты, только русская. Я очень хорошо помню, как еще в школьные годы на уроках истории, географии, мировой культуры нам рассказывали о России как об удивительной и такой недосягаемой стране запретов. Стране-утопии. А наше поколение в Европе на тот момент совершенно открыто и увлеченно смотрело голливудские фильмы, мы поедали бургеры в «Макдоналдсе», слушали европейскую, американскую музыку. Чтобы увидеть Нью-Йорк, можно было только купить билет на «Конкорд», и через пять часов ты уже на Таймс-сквер!
Я происхожу из старой аристократической семьи, в которой с большой опаской относились к Стране Советов. В 1970-х годах мой отец впервые посетил Россию, поэтому все мое детство – это живописные рассказы о Ленинграде, Самарканде и, конечно, Москве. Неудивительно, что уже тогда предметом моих мальчишеских мечтаний стала эта страна.
Восемь лет назад мечта сбылась, когда мой близкий друг Жак Фон Полье, уже на тот момент долгое время живший в России, пригласил меня в гости в Белокаменную. Вот так я и влюбился. Русские теряют голову от Елисейских полей в Париже, а я – от Красной площади в Москве. В России живу уже шесть лет.
Вы до сих пор чувствуете себя иностранцем в России?
Я французский москвич. Оставаясь в душе французом, парижанином с 30-летним стажем, я абсолютно комфортно чувствую себя на улицах Москвы. Моя страна – это Франция, а город – Москва.
Вы являетесь известным коллекционером комиксов. Что для вас коллекционирование: увлечение, работа, образ жизни?
С детства я помню, что в моей семье всегда что-то коллекционировали, будь то предметы искусства, антиквариата, археологические объекты, букинистика. Позже я всегда интуитивно выбирал те места для жизни и тех людей для общения, которых окружало искусство в том или ином проявлении. Поэтому очевидным стало, что я приобрел свой первый альбом комиксов и с него началась моя коллекция, сейчас уже имеющая внушительные размеры.
Что значит коллекционировать комиксы?
В мире искусства, а я настаиваю, что комиксы – это прежде всего искусство. С уществует три вида коллекционирования. Лимитированное издание альбомов с комиксами, рынок которых достаточно ярко представлен, например, в Америке, – это первая область. Она, как любая другая сфера коллекционирования, имеет свои особые взаимоотношения между коллекционерами, продавцами, владельцами галерей и специализированных бутиков во всем мире. Альбомов существует огромное множество, их цена так же разнообразна, как и содержание, количество персонажей и сюжетов, яркость красок и техник исполнения. Так, например, Николас Кейдж продал первый альбом журнала Action Comics, на страницах которого мир впервые увидел Супермена, более чем за два миллиона долларов! В Европе сейчас бóльшую ценность представляют оригинальные рисунки комиксов, являющиеся основой для последующей печати и тиражирования. Так, например, истинный ценитель готов выложить 1 300 000 евро за гуашь самого Эрже – известного бельгийского художника, нарисовавшего комиксы, героем которых стал молодой журналист Тинтин. Еще один вид коллекций связан, скорее, с мерчандайзингом, происходящим в индустрии популяризации комиксов. Имеются в виду сувенирная продукция, фигурки персонажей комиксов, которые были созданы известными авторами когда-либо.
Это некое отражение комиксов уже в 3D-формате. Также можно отметить взаимопроникновение комиксов и других видов искусства, когда, например, персонажи становятся объектом для скульптуры (на последних торгах Artcurial Тинтин в бронзе был продан за 144 тысячи евро, а за 55 тысяч евро – фигурка этого же персонажа из полиуретана. – Прим. ред.).
Самый дорогой экземпляр в вашей коллекции?
Мне дороги все экземпляры, потому что каждый из них имеет свою историю, свое значение для меня. Я не скажу, что в моей коллекции есть баснословно дорогие альбомы комиксов. Последнее время у меня больший восторг вызывают оригинальные рисунки и целлулоиды (целлулоид – материал, из которого делаются прозрачные листы, куда художник-аниматор наносит изображения, чаще всего используется в мультипликации и комиксах, где необходимы жесткие контуры, ограниченное число цветов, четкие переходы светотени. – Прим. ред.), и уже собралась внушительная коллекция, достойная внимания не только ценителей комиксов, но и простых обывателей.
А я, например, могу стать обладателем коллекционного комикса?
Этот рынок функционирует по аналогии с подобными в мире искусства. Можно приобрести альбом или оригинал рисунка у коллекционеров, у самого автора или его семьи, в галереях, специализированных салонах. Очень популярны аукционные дома, распространенные во Франции и Бельгии. И это, в свою очередь, еще одно подтверждение тому, что комиксы – особый вид искусства, достойный выставочных залов, галерей, которому необходим свой зритель и покупатель.
Любое коллекционирование – это постоянный поиск, сопряженный с огромным потоком самой неожиданной информации, необычных людей, новых мест, и наверняка господин случай – желанный гость в вашем доме…
Держать в руках редкий альбом оригинальных комиксов – все равно что прикоснуться к уникальной антикварной книге, первому изданию стихов Пушкина, например. Событие необычайное и восхитительное! И в моей жизни такие моменты случаются. Недавно я обнаружил два целлулоида Тинтина, которые по праву считаются редкими. Их ценность в том, что в отличие от обычных целлулоидов, на которых традиционно изображен один персонаж, на эти художник нанес целые сцены с несколькими героями и, мало того, оригинальную фоновую подложку. Это действительно удивительная находка. Увидеть редкий экспонат можно было в галерее «G8» в рамках выставки моей коллекции.
Что вас чаще всего огорчает?
Порой я понимаю, что быть коллекционером комиксов в Москве трудно. В России с трудом приживаются веяния западного искусства. Понимание эстетики комиксов, трактовка их как предметов искусства для русского человека представляют очевидную сложность. Немногие способны почувствовать ценность, остроумие, свежесть этого направления, за исключением единиц, представителей культурной элиты, людей, которые неограниченно путешествуют по миру, свободно владеют английским, французским, японским языками, людей, в силу своей открытости и любознательности впитавших американскую и европейскую культуру. Чтобы понять очарование комикса, необходимо проникнуться серьезным культурным андеграундом. В России пока можно выделить только двух маститых коллекционеров, не равнодушных к комиксам: это Константин Эрнст и Алексей Венедиктов.
Но у комикса есть будущее в России?
Несомненно, и я над этим постоянно работаю: регулярно организую выставки в Московском музее современного искусства, в галерее «На Ленивке», в студии группы «ВГЛАЗ», совместно с такими замечательными авторами, как Гоша Острецов, Жора Литичевский, Пахом. На творчество этих современных художников повлияли комиксы. И радует, что уже появляется «коллекционный» интерес у обычного российского зрителя, особенно популярностью пользуются целлулоиды «Союзмультфильма», а также оригинальные рисунки с изображением Халка и Супермена. Это те герои, с которыми в России знакомы ближе всего.
Что вас вдохновляет?
Смех! А еще меня выручает способность открывать новые вещи и постоянное желание погружать себя в опасные интеллектуальные ситуации, я люблю бросать вызов действительности. Это мобилизует, стимулирует, развивает меня.
В каком герое какого комикса вы видите себя?
Зависит от настроения, момента, может повлиять даже погода за окном. Окружающая атмосфера диктует, что мне выбрать сегодня: романтичную историю, детектив или триллер. Поэтому я идентифицирую себя сразу с несколькими персонажами. Если честно, моя мечта – стать героем собственного комикса!
Об этом, пожалуйста, подробнее…
В американских комиксах главный персонаж – супергерой, наделенный неординарными способностями, поэтому в России привыкли думать, что сюжет любого комикса – история сверхсущества с соответствующими фантастическими событиями. Но европейской культуре привычнее герои-выходцы из обычной жизни, это может быть твой сосед, коллега или ты сам. Вот в такой истории я и хочу жить, чтобы на страницах комикса из Парижа 20-х годов прошлого века за одно мгновение перенестись в Америку постапокалиптического периода, а потом в революционную Россию. И так до бесконечности.
Получается, ваша мечта – это путешествие без временных рамок и географических границ?
Я и сейчас благодаря комиксам много путешествую. Комикс – многогранное явление, родившееся одновременно с кинематографом и вместе с ним эволюционирующее. Удивительно гармоничное слияние двух видов искусств – рисунка и текста – позволяет расширять географические, этнические и культурные границы.
Какие ваши личные качества вам помогают, а какие мешают в жизни?
Самое главное качество для коллекционера – несомненно, страсть. И основной недостаток – тоже страсть. Чтобы что-то собирать, терпеливо искать, а потом хранить это и любоваться, конечно, необходимо безгранично любить объект своих поисков. И очень сложно бороться с желанием купить все, что касается твоего увлечения!
Что вас привлекает в русских людях?
Их ритм жизни. В Москве я ощущаю, как жизнь бурлит, она стремительна и завораживает. Париж действительно самый красивый город на земле, но он – как замершая в одном кадре открытка, а Москва живет. Каждый день, гуляя по столичным улицам, я подмечаю маленькие детали, которые отличают их от улиц европейских городов. Они позволяют по-другому взглянуть на жизнь. Это город двойной культуры.
Каким человеком нужно быть, чтобы стать вашим другом?
Я не вижу себя рядом с людьми, застрявшими в одном мире. Это касается, чаще всего, франкофонов, французов, живущих в России, но не сумевших почувствовать этот ни на что не похожий пульс существования. Монокультура убивает любой интерес во мне. Люди в униформе не вдохновляют. Я очень ценю юмор в общении. И, конечно, самые близкие друзья могут и должны мне говорить то, что я, возможно, не захотел бы выслушать от людей случайных, это касается и критики в мой адрес.
А что вас в последний раз рассмешило?
Улыбку у меня вызывают любые абсурдные жизненные ситуации, но, будучи журналистом, я ценю текстовый, разговорный юмор. Закон хорошей шутки: прежде чем произнести, ее необходимо тщательно продумать, написать и отточить. Во Франции очень распространена игра слов, перевести которую практически невозможно.
А что касается русского юмора?
Я начинаю понимать русский юмор, каким бы сложным это ни казалось. Культуру другой страны нужно распробовать и через эту область. Что вводило меня в ступор восемь лет назад, сегодня уже вызывает искренний смех.
Вы являетесь еще и ценителем кулинарных изысков. Рецепты блюд тоже коллекционируете?
Во Франции гастрономическое воспитание начинают получать с детства. Независимо от пола к 10 годам дети умеют готовить. Сначала нас учат родители (например, мой папа – автор множества рецептов кулинарной коллекции нашей семьи), потом мы учимся у друзей. Завершением отличного дружеского вечера обязательно становится обмен кулинарными рецептами. Чего сейчас не хватает в России, так это должного уважения к продуктам, нет культуры кухни. Я помню шок, в который меня поверг мой самый первый поход на московский продуктовый рынок!
Во Франции каждая часть говяжьей, свиной, бараньей туши сортируется и выкладывается на прилавок в зависимости от своих вкусовых качеств, способа приготовления. В Москве же этому уделяется внимание в последнюю очередь. Что говорить, если во Франции существуют специализированные массажисты для коров. Особое искусство приготовления продуктов, а главное, внимание и любовь к ним влияют на конечный вкус блюда. Поэтому я с удовольствием веду свой блог, посвященный кулинарии, где объясняю, как можно приготовить блюда французской кухни из русских продуктов. Блог пользуется успехом, недавно я провел кулинарный мастер-класс для журнала «ХлебСоль».
Ваш любимый рецепт?
Любимое блюдо – то, приготовление которого в данный момент меня увлекает, а значит, оно гарантированно будет приготовлено с любовью. А среди друзей особой популярностью пользуется мой фирменный шоколадный торт.
Как французский кулинар относится к русской кухне?
Россия – огромная империя, кулинарное богатство которой в потрясающем разнообразии кухни. Я с удовольствием перенял вашу традицию каждое лето по выходным жарить шашлыки на даче, обожаю пельмени, потому что во Франции, к сожалению, абсолютно не умеют готовить равиоли. Горжусь, что освоил приготовление борща, но до сих пор не понимаю вкус кваса и сала.
Что для вас игра?
Игра – прекрасный способ мотивировать мозг и при этом получать массу удовольствия. Поэтому я активный участник стратегических и карточных игр, заметьте, я не имею в виду игральные карты в привычном понимании этого слова. Большое распространение во Франции получили ролевые игры. Сейчас начинают появляться подобные клубы и в России. Речь идет об играх типа «Dungeons & Dragons», где снабженные описанием роли игроки под руководством ведущего участвуют в определенных ситуациях, так или иначе оправдывая поведение своего персонажа. Игра в чем-то созвучная популярной «Мафии». Но это несколько больше, это театр импровизации, где каждый герой имеет прошлое, особую психофизику, привычки. Цель – не столько дать эволюционировать персонажу, сколько написать роман всем вместе. Здесь и сейчас.
Донасьен де Рошамбо через 10 лет?
Десять лет в Москве – это десять зим, выдержу ли я? (Смеется.) Мое будущее: в залитом солнечным светом городе живет и трудится коллекционер Донасьен де Рошамбо, заразивший тягой к «комиксной» жизни множество людей вокруг себя, пополнивший свою коллекцию новыми уникальными экземплярами и снова чем-то увлеченный. А чему будет посвящена его новая страсть, покажет время.
Беседовала Елена Гущина
Фотографии: Антон Володин
www.philakter.com
www.donatiengatovit.blogspot.com
Метка Антон Володин, Елена Гущина
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Make preference, Not war!
Вначале было слово, и слово было «пики»
-
За свободой в облака
На странице Глеба Вореводина в одной из социальных сетей я зависла на два часа, не в силах отвести глаз от...
-
Человеко-древо
Есть дивные существа, при общении с которыми хочется ущипнуть себя – неужели правда! Их взгляд на мир, на жизнь, на людей...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.