Данила Чащин – выпускник мастерской Виктора Рыжакова в школе-студии МХТ им. Чехова, лауреат и гран-призер международных, всероссийских театральных и кинофестивалей. Участник специальных программ Russian Case и Детский weekend Национальной театральной премии «Золотая Маска». Один из сорежиссеров ежегодного фестиваля искусств «Midsummer Night’s Dream».
Для своего дебюта на большой сцене режиссер выбрал пьесу лауреата премии «Триумф» Елены Исаевой. Главные действующие лица – вторые половинки великих русских писателей: Наталья Гончарова (Пушкина), Анна Сниткина (Достоевская), Елена Нюренберг (Булгакова), Ольга Книппер-Чехова, Софья Берс (Толстая). В жизни, разумеется, они не пересекались, но волей фантазии драматурга мистически оказались в неком метафизическом пространстве потустороннего мира. Драматург задает интеллектуальную интригу: только одна из жен сможет увидеться с возлюбленным. При этом у кого из них любовь была «настоящее», предстоит решить самим героиням. Перед зрителями они поочередно расскажут истории любви, основанные на документальных свидетельствах – дневниках, письмах, воспоминаниях.
Художник Дмитрий Горбас, известный яркими решениями сценического пространства, и на этот раз удивил зрителей: сцена заполнена по щиколотку водой с неподвижными льдинами, по которым, как по кочкам, то резво прыгают, то аккуратно ступают актрисы. Вода вызывает ассоциации с рекой Стикс, через которую Харон перевозит души умерших в царство Аида. На этой пограничной территории, разделяющей мир живых и мертвых, и застряли жены гениев: все как одна пережившие своих супругов, все как одна – вдовы, не перестающие любить.
Тонкие, одаренные, чуткие натуры, они все отдавали больше, чем получали взамен. Гармоничный союз и легкость им не обещали, но женщины знали, на что шли, они также знали, что это того стоит.
У гениев как? Нет самоцели быть счастливыми, и уж тем более напрочь отсутствует потребность сделать счастливым кого-то еще. Их жизнь – поле боя, бесконечные вызовы и одержимость совершенством. Гения любят не за что-то – скорее, тут уместнее «несмотря на» и «вопреки». Как известно, это безусловно сильные личности, но крайне сложные и противоречивые. Женщине рядом с таким мужчиной больше ничего не остается – только как посвятить ему жизнь. Однако быть довольной подобным уделом получится далеко не у каждой. Героини родились с этим талантом – быть женой гения. С ним неудобно. Часто обидно. Особенно, когда тебя принимают за некий фон, атрибут, чуть ли не за предмет… Помните, уместное в этом контексте высказывание А.П. Чехова: «Кроме жены – медицины, у меня есть еще литература – любовница»?
Тем не менее гениям нужны свидетели их жизни, разделяющие их восторги по поводу самих себя. Те, кто с пониманием относится к их уходам в себя, к его бесконечным «временно недоступен». Те, кто умеет быть незаметной и не надоедать. Другими словами, всегда рядом, но в другой комнате. В спектакле единственный актер-мужчина, играющий сразу всех писателей, отгорожен ото всех стеной из книг.
Эти прекрасные дамы не уставали повторять: «Ты, конечно, самый умный, кто ж против этого спорит, а я так…». Они робко и самоотверженно не претендовали быть с мужем на равных, часто выполняли прикладные функции: жена-стенографистка, жена-переписчица (семь раз (!) Софья Андреевна переписывала «Война и мир»), женщины, которые ограждали их от обыденности и быта, так сказать, расчищали для творческих полетов взлетную полосу.
Зато своим музам мастера пера посвящали самые сокровенные строки. Правда, что уж там, лучше бы посуду помыли! – съязвят современные самодостаточные девушки, которые сейчас сами что угодно напишут, но вряд ли кому-то посвятят – еще чего, много чести!
Сегодня эти Натальи, Елены, Софьи, Анны, Ольги вели бы блог или колонку в глянцевом журнале. Или ТВ-программу «Едим дома». Количество женщин, для которых «был бы милый рядом, ну а больше ничего не на-а-адо», стремительно уменьшается… Да и современных мужчин такие все меньше интересуют.
Портреты супруг писателей написаны с любовью и теплым сочувствием, авторы словно заботливо воздали им должное за долготерпение и выдержку. Они все служили своим мужьям-эгоцентрикам со стопроцентной самоотдачей, доходящей до святости, знали цену таланта своих мужчин и масштабы их личности (все, кроме Натальи Гончаровой, как подчеркивается в пьесе). Такие представительницы прекрасного пола – сейчас большая редкость, а может, их больше и нет? Может, правда, гении перевелись, измельчали? Или возникла новая гендерная реальность, в которой и сами женщины претендуют на роль гения? И мнение Отто Вейнингера, высказанное в книге «Пол и характер», — о том, что это невозможно ни при каком раскладе, — порядком устарело.
В ролях: Вероника Тимофеева, Маргарита Толстоганова, Анна Петросян, Анна Осипова, Евгения Вайс, Николай Шатохин.
Ближайший спектакль: 19 июня в 19:00
Приобрести билеты можно здесь http://meyerhold.ru/zhena—geniya/
Мария Дударенко
Фото: пресс-материалы
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Театр начинается с любви
«Ложные признания» - премьера в московском театре имени Пушкина режиссера Евгения Писарева получилась трогательной и очень стильной.
-
«Души душ» в городе Клуж
Режиссер театра «Школа Драматического Искусства» Александр Огарев с душой учит играть молодых артистов в Румынии.
-
Откройте, к вам пришел инспектор…
«Инспектор пришел» – это о том, что каждый из нас должен впустить инспектора, свою совесть – в свою душу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.