Учиться и играть, играть и не сдаваться

Профессия актера – одна из самых опасных из всего сонма творческих профессий, особенно с точки зрения личностных рисков. Ольга Дибцева и Юрий Оболонский разбирают самые трудные моменты актерской карьеры, чтобы понять, в каких испытаниях закаляется сталь.

4

Ольга Дибцева молода, красива и одержима профессией, она сыграла уже более 40 ролей в кино и сериалах, а недавно получила роль Индиры Ганди в фильме, снимаемом в Болливуде. Юрий Оболонский вдумчив, как и положено кандидату психологических наук, и воодушевлен как руководитель Центра психологической реабилитации и инновационного развития человека «Радомир». Темный зимний вечер, Москва гудит предпраздничными пробками, в воздухе висит то ли ожидание событий, то ли разочарование по поводу упущенных возможностей – не разберешь. В позднем декабрьском коктейле эмоций проскакивают нотки надежды – но отнюдь не на лучшее будущее, хотя с утра все находятся под впечатлением информации об освобождении Михаила Ходорковского. Возможно, именно поэтому разговор о стойкости приобретает дополнительный оттенок. А что можешь ты сам, если вокруг не будет ни подпорок, ни советников, ни поддержки, а только жизнь, которая бросает вызов?


Урок первый.

Для начинающих

Нино:
Актерский путь вовсе не усыпан письмами фанатов и цветами поклонников, здесь каждый шаг – испытание на прочность. Ольга, как вас занесло на эти галеры?

Ольга:
Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что это волшебство, вмешательство высших сил. Я была стеснительной девочкой при строгих родителях. Мы жили в Петербурге, отец – известный архитектор, мама – кандидат наук. Конечно, в театр ходили, как культурные люди, но в качестве будущего поприща я его даже не рассматривала. Я рисовала: папа расстилал рулон обоев и я погружалась в свой мир, изображая его на бумаге. В школе ничем особо не увлекалась, разве что уроками литературы, много читала, учила стихи. Детей сейчас воспитывают по принципу «ты все можешь, у тебя все получится», а у меня было наоборот: «Да ты троечница, у тебя никогда ничего не выйдет, если не будешь стараться». 10Мне приходилось проявлять внутреннюю стойкость – надеяться было не на кого, и осталась обида на детство. После школы поступила на факультет графического дизайна. Там по 6 часов рисовали гипсовую голову, но у меня – темперамент, мне нужно движение, жизнь. Я заставляла однокурсников петь песни, веселиться, а они были погружены в такую медитативность… В итоге меня возненавидели и однокурсники и преподаватели. В середине первого курса на огромном листе формата А1 заставили рисовать орнамент точками – тут я сама поставила точку, бросила институт и ушла в никуда. Родители меня не поняли, огорчились. Но мне пришлось отсечь эти переживания. Несколько месяцев не понимала, что делать, ведь даже секретаршей не могу пойти. Друзья сказали – а попробуй-ка в театральный институт. Заодно с ними выучила стихи, басню, показалась педагогу. Она совершенно неожиданно для меня сказала, что я молодец, надо пытаться. Пошли разговоры про Москву – здесь ведь возможностей больше, чем в Петербурге. И я поступила в ГИТИС. С моей точки зрения, была абсолютно не готова, но – прошла. Вынесло меня океаном жизни. Сейчас, анализируя тот период, я понимаю, что меня в профессию просто «привели за руку».

Юрий:

Ваш рассказ созвучен тем практикам, которыми я занимаюсь с клиентами. Там мы как раз используем метафору океана жизни. Вышел человек из зоны комфорта и… ощутил шоковое состояние. Мой учитель Стив Гиллиген говорит: выйди из себя и ощути океан жизни, почувствуй, в чем твое предназначение, для чего ты сюда пришел. Ты пришел есть пельмени и макароны, родителей слушаться, быть паинькой под прессом их представлений? И вот когда вы почувствовали себя, то, как лодка по течению, приплыли в то место, которое вам предназначалось. Это было очень важное решение.

 

Урок второй.
Учиться, чтобы учиться

Нино:
Подождите, Юрий, это еще не испытание – настоящее испытание впереди. Поступить в театральный институт – значит, открыть дверь в неизвестное. Ольга, подéлитесь страшилками? Может быть, родительское давление было просто подготовкой к последующей жизни?

Ольга:
Родители воспитывали меня как бойца – если бы этого не было, я не смогла бы так круто повернуть свою жизнь. Если бы я не попала в театральный институт и не стала актрисой, я не знаю, что бы со мной было, – могла бы и до тюрьмы дойти из-за своей неуемности. Первый год мы ползали по полу в тренировочных штанах, играли в воображаемый баскетбол, цирк, подражали животным с 9 утра до 11 вечера без выходных. «Откройся и отдери от себя старые представления о жизни, будь бойцом, который себя не помнит», – так нас учили в мастерской. Со второго месяца стала получать удовольствие от процесса, и чем больше я сейчас об этом думаю, тем сильнее хочется вернуться на первый курс, снова пройти практику освобождения сознания.

Юрий:
Только таким сложным и болезненным путем нарабатываются качества, которые дают профессиональную реализацию.

Ольга:
Подвижная психика – основной инструмент актера. И подвижность психики должна быть такой, что перевоплощение происходит буквально по щелчку пальцев. Актера учат управлять невидимыми нитями сознания. Система муштры направлена на то, чтобы работать с невидимыми вещами, менять состояние по собственному желанию.

Юрий:
Если бы мои клиенты могли такое исполнить, я был бы счастлив. Вышел из одного состояния, вошел в другое – проблема решилась. Из одного уровня времени перешел в другой, перенял оттуда все ощущения – все проблемы решились. Ничего сверхъестественного – просто работа с ощущениями, с эмоциями и с течением времени.

3Урок третий.
Уходи, чтобы прийти к себе

Нино:
Переходим к настоящему испытанию: вы пришли в театр и …?

Ольга:
В театральном институте нас учили настоящему искусству потрясающие педагоги. Над каждой ролью мы работали глубоко, в буквальном смысле обливались слезами, бились головой о стену. И такая работа формирует определенные амбиции: ты успешно заканчиваешь прекрасную мастерскую и кажется, что прямо сейчас начнется взлет. Весь выпуск мастерской приняли в театр к нашему руководителю. Но вожделенное место не стоило потраченного времени и сил. Перспектива на следующие пять лет – 36 спектаклей в месяц ты передвигаешь стулья или выходишь в костюме вишенки. Прошло уже 4 года после выпуска, а некоторые мои однокурсники, очень талантливые ребята, так и не нашли себя. Многие не выдерживают такой «службы», начинают пить и ненавидеть всех вокруг.

Юрий:
Вижу внутренний конфликт, переходящий в зависимость и со-зависимость. Люди не могут найти в себе силы разорвать шаблон. Но ведь когда ты приходишь к мастеру боевых искусств, он тоже опускает тебя до уровня плинтуса и смотрит, как ты себя поведешь: ты можешь послать всех – тогда тебе покажут на дверь, но ты можешь принять условия и доказать, что ты достоин, – тогда тебя научат. Только так и закаляется сталь, если она в тебе есть.

Ольга:
В моем случае решение пришло быстро. Я и так 4 года провела в «монастыре», а потом мне «светило» еще пять лет носить стулья, а я – женщина, время пройдет, буду «взрослой вишенкой». Стала ходить на кастинги, знакомиться с агентами. У меня начались съемки, а меня не отпускают. На спектакле пять составов, а мне говорят – ты молодая актриса, ты должна сидеть на месте и ждать. И я ушла. И никогда не жалела. Но я не могу сказать другой молодой актрисе: перестань быть «вишенкой», сорви с себя костюм, бросься в зрительный зал и беги из театра.

Нино:
А что, так и было?

Ольга:
Нет, я ушла спокойно. В полную неопределенность.

Юрий:
Энергетика изнутри давит, двигает в сторону своего пути. Когда ты созрел, ты уходишь с высоко поднятой головой через парадный вход: спасибо, я получил то, что мне было нужно, теперь иду дальше. Те, кто не созрел, остаются носить стулья.


Урок четвертый.
Прийти, чтобы остаться

Нино:
Какой уровень стойкости нужен, чтобы остаться в профессии?

Ольга:
Ты можешь быть самым умным, самым красивым, очень талантливым, но сидеть не у дел. Ты можешь быть и никаким, но стать номером один – а завтра уже не справиться. Нет никаких законов, ничего нельзя предсказать. Тут уж как на роду написано. И я придерживаюсь принципа «делай, что должно, и будь что будет». Делай максимально честно, прикладывая усилия, ту работу, которая есть, а завтра еще что-то случится. Стала погружаться в мир кинопроизводства, общаться с кастинг-директорами. Нас в институте воспитывали в предубеждении, что сериалы – это вторсырье. Но чтобы работать, ты должен ломать шаблоны, воспринимать работу как радость. Ты можешь «убиться» от собственного мастерства, но найдется тот, кто скажет – «полная лажа». Ты работаешь не ради оценки, а ради процесса, ради сиюминутного острого ощущения присутствия на сцене, на съемочной площадке. То, что будет потом, нас уже не касается.

Юрий:
А вот и третий уровень преодоления себя – когда ты ломаешь свою гордыню. Если будешь оставаться на той позиции, на которой находишься, ты упрешься в стену, а если ты трансформируешь свой подход, свое сознание, ты станешь другим и сделаешь шаг вперед. Шаблон разорвется, рамки мира расширятся. Изменяйся, сохраняя ту личность, которая сформировалась и которую ты никому не отдашь, и тогда мир раздвинется, предоставляя новые возможности.

Ольга:
Помните монолог Сталкера: «Когда человек родится, он слаб и гибок; когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит»?

Юрий:
Ты должен быть сталью, но гибкой сталью, которая может гнуться и проходить сквозь препятствия. Ты не изменяешь внутренним идеалам, иначе ты сломаешься на следующем шаге, не сможешь вспомнить, кто ты в этом мире.

6

Ольга:
Мне всегда хотелось сниматься в хороших проектах, но они начались не сразу. Были и 500 серий простых сюжетов про любовь-морковь. Но мне нравится процесс, интересно общаться с новыми людьми. Бывало и 6 проектов параллельно, когда я спала только в транспорте. Даже в плохом материале можно найти то, что стоит играть. Это лучше, чем сидеть дома. А потом приходят подарки: повезло сниматься у Бориса Хлебникова, чьи фильмы я знала наизусть. Я сидела в машине, когда мне позвонили, и думала – какое счастье привалило! Но пока ты не начал сниматься, все еще может измениться: ты должен пройти по конвейеру утверждения – сначала у режиссера, потом у продюсера фильма, исполнительного продюсера и главного продюсера канала. Нужно все преодолевать – такая вот шутка Господа.

Юрий:
Вижу перед собой человека, который рожден быть актером. Почувствовал течение океана и пустился в путь. И тут дело не только в преодолении испытаний – надо родиться с той внутренней историей, которая потом будет раскрываться.

Ольга:
Да я просто усидеть не могу, заряд надо использовать: я не отказываюсь ни от каких съемок, работаю с утра до ночи, в итоге у меня больше сорока проектов. Последние полгода чем больше проектов, тем больше у меня сил и энергии, чтобы их реализовать. Не могу остановить эту «раскочегаренную машину» – мне кажется, я бы еще пятерых детей вырастила!

Юрий:
Все может быть! Поднимается энергетическая волна: ты даешь миру то, что он хочет получить, – он принимает и отдает тебе. Получается своего рода цепная реакция.


Урок пятый.
Поиски ответов

Нино:
Избыток проектов, много работы, приходит известность. С какими новыми препятствиями вы столкнулись?

Ольга:
У меня года полтора назад пошел кризис смысла: а зачем нужен этот сумасшедший бег страуса из мультфильма, кто меня подгоняет? Много съемок, ролей – бездонный колодец, внутренняя дыра, которая требует все больше и больше.

Юрий:
Последовательность событий в твоей жизни, внешних и внутренних, формирует ощущение времени. Чем больше проживаешь эмоции, тем быстрее течет время. Какой смысл бежать, съедать эмоции, положительные или отрицательные? Это просто опыт. Ты останавливаешься, погружаясь в созерцание, и время тоже останавливается. Ты соприкасаешься с собой, с вечностью и с Богом.

Ольга:
Так оно и было. Я стала задаваться духовными вопросами, меня всегда интересовала мистическая сторона жизни. Именно тогда появилась Индия – лестница в космос. В Индии все священное, там даже автопром называется «Кришнамоторс». И люди светлые. В Индии ты остаешься сам с собой без судорог и суеты, ум останавливается – есть мир и ты в нем. Понятно, что медитировать можно и не в Индии, но мыться лучше там, где ванна.

Юрий:
Не был в Индии, но на Соловецких островах пробыл 5 дней, а ощущение было, что провел там полгода. Время и пространство куда-то исчезают, и ты возвращаешься к себе. И находишь удивительные ресурсы, идеи, мысли, знание в том, то у нас уже есть. В моем случае открытием было сочетание жизненных установок из старообрядчества и ведического знания. Я даже сделал программу «10 путей постижения самого себя» на их основе. Когда погружаешься в истоки, начинаешь понимать, ради чего родился. И что ты – необходимое звено в цепи.

Урок шестой.
Звенья одной цепи

Юрий:
Когда я узнал, что Ольга будет играть Индиру Ганди, нарисовал психологический портрет зрелого человека. Чтобы «поднять» роль эталона женщины и руководителя, кем и была Ганди, нужно самой быть личностью. А теперь я вижу, что дело не в зрелости или молодости, а в многогранности нашей собеседницы.

Ольга:
Я буду играть молодую Индиру. На самом деле, это только звучит необычно. Мы привыкли, что Голливуд и Болливуд далеко – а мир един, нет ни барьеров, ни расстояний. Я пробовалась на иранский фильм пару лет назад – у них общая база с Болливудом, так меня и нашли. Два раза приезжали режиссеры; та индийская актриса, которая должна была играть, отказалась, и выбрали меня. Съемки будут в Индии.

Юрий:
Ольга, для вас звучит обыденно, а для меня – это судьба, реализация заложенного и заработанного.

Ольга:
Согласна – судьба. Несколько раз ездила в Индию, и меня «разворотило» глубоко, подняло какую-то внутреннюю историю. А потом вдруг случилась такая роль. И так вся моя жизнь. Я могу чего-то просить, и оно потом происходит, а я думаю: ничего себе!..

Юрий:
Имей достойные цели в жизни, верь в себя, будь стойким, и хорошее случится.

Нино:
И должно хватать внутренней уверенности, что хорошее именно тебе и предназначалось.

Ольга:
Пока мы разговаривали, я получила ответы на свои вопросы, даже не ожидая этого. И в профессии, и в жизни встречи не случайны. И наша состоялась.

 

 

Беседовала Нино Самсонадзе
Фотографии: Алина Новикова; предоставлены «Агентством живой культуры»

 


Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

МУЗ-ТВ 23 года в эфире

26 октября в Государственном Кремлёвском Дворце телеканал «МУЗ-ТВ» отметит свой День Рождения масштабным гала-концертом «МУЗ-ТВ — 23 года в эфире»!...

Спектакль театра имени Моссовета «Герой нашего времени» в режиме онлайн

19 октября Академический театр имени Моссовета в рамках проекта «Театральная Россия» проводит онлайн трансляцию спектакля Юрия Еремина по мотивам романа...

Неисправимый лгун

18 октября на сцене ЦДКЖ пройдет яркий и запоминающийся зрелищный спектакль «Неисправимый лгун» по комедийной пьесе талантливого хорватского драматурга Миро...

Посвящение Муслиму Магомаеву

27 октября 2019 в Московском международном Доме музыки состоится концерт-посвящение кумиру миллионов – Муслиму Магомаеву «Нет песни без тебя». Симфонический...

Наш вояж. Круиз

Под занавес круизного сезона ведущие «НАШЕго Радио» прокатятся по Волге.

Известные блогеры отметили день рождения Instagram

Гости премии пришли узнать, кто же самый популярный на просторах Инстаграм.

Открылась «Тайна занавеса»

Дом-музей Марины Цветаевой презентовал новый проект в кругу друзей в день рождения поэта.

Театр Романа Виктюка открыл 23-й сезон

Наступающий сезон по количеству новостей, стартующих проектов и креативных идей, пожалуй, превзойдет многие предыдущие.
FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

МУЗ-ТВ 23 года в эфире

26 октября в Государственном Кремлёвском Дворце телеканал «МУЗ-ТВ» отметит свой День Рождения масштабным гала-концертом «МУЗ-ТВ — 23 года в эфире»!...

Спектакль театра имени Моссовета «Герой нашего времени» в режиме онлайн

19 октября Академический театр имени Моссовета в рамках проекта «Театральная Россия» проводит онлайн трансляцию спектакля Юрия Еремина по мотивам романа...

Неисправимый лгун

18 октября на сцене ЦДКЖ пройдет яркий и запоминающийся зрелищный спектакль «Неисправимый лгун» по комедийной пьесе талантливого хорватского драматурга Миро...

Посвящение Муслиму Магомаеву

27 октября 2019 в Московском международном Доме музыки состоится концерт-посвящение кумиру миллионов – Муслиму Магомаеву «Нет песни без тебя». Симфонический...

Молодые и дерзкие раздадут автографы

16 октября в 18:00 молодые и дерзкие герои октябрьской обложки журнала ZHARA MAGAZINE – JONY, ELMAN, ANDRO, в преддверии большого...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/