Вороватые цыгане и обманутые бабушки, доверчивые родственники и фальшивые следователи – все это работа Андрея Синякина. Он руководит отделением по борьбе с мошенничеством в Северном административном округе Москвы. Андрей рассказал Eclectic как не попасться на удочку злоумышленников и до чего доводит тяга к халяве.
Андрей, по какой схеме сегодня в Москве чаще всего действуют мошенники?
Обычно мошенники маскируются под соцработников. Схема таких преступлений довольно проста. Выбирается жертва – как правило, пожилого возраста. Ей звонят на городской телефон и представляются службой соцзащиты. Говорят, что в ближайшее время будет, например, обмен денег или выдача каких-то надбавок. Старики во все это верят, и минут через 15-20 злоумышленники появляются у них на пороге. Часто преступники просят сразу показать им наличные, якобы для того, чтобы переписать номера купюр. Мошенники запоминают, откуда человек достает деньги, и предлагают ему написать некое заявление. Пока потерпевший заполняет бумаги, лжесоцработники обчищают квартиру. В большинстве случаев такими методами пользуются цыгане, но изредка попадаются и лица славянской национальности.
Ну, у цыган вообще широкая сфера деятельности в плане мошенничества…
Да, еще они занимаются оккультными практиками. Например, гаданием или снятием порчи. Здесь жертвой может стать любой человек, в том числе и молодой. Цыгане подходят к прохожему и говорят, что на нем лежит очень серьезная порча, и для того, чтобы ее снять, нужно вынести из дома все драгоценности и провести с ними определенный ритуал. Заполучив имущество и совершив около него какие-то невнятные действия, злоумышленники предлагают потерпевшему пройтись вокруг дома или, допустим, подняться в квартиру, чтобы таким образом завершить обряд. Естественно, пока человек это делает, цыгане сбегают.
«Цыганский бизнес давно поделен»
Разговоры о цыганских ОПГ ведутся уже очень давно. В чем сложность борьбы с ними?
Побороть-то их можно. Проблема в том, что большинство людей впоследствии не может опознать преступников. А опознание в мошенничестве является самым главным доказательством. Могут найтись свидетели, записи видеокамер, но если потерпевший не узнает злоумышленника, то привлечь его к ответственности невозможно. Цыганский бизнес давно поделен. В Москву, например, ездят бригады с горьковского направления. Также у них идет разделение по видам мошенничества — если человек представлялся соцработником, он уже не будет гадать на улице.
«Удивительно, однако на волне кризиса новых афер не появилось»
Как на действия мошенников повлиял кризис?
Если честно, я вообще не заметил каких-либо изменений. Удивительно, однако на волне кризиса новых афер не появилось. Преступники продолжают пользоваться старыми схемами.
А как на активность мошенников влияют приближающиеся праздники?
Также как и кризис – никак. Если человек совершает преступления, то продолжает совершать их по накатанной и ничего нового уже не придумывает. А праздники там или нет ему не важно.
Понятно, что в большинстве случаев жертвами мошенников становятся пенсионеры. Кто еще находится под ударом?
Те, кто хочет заработать лишние деньги, ничего при этом не делая. На этом держится все мошенничество. Людей губит халява. Когда человек хочет навариться, у него слетают все барьеры, и он забывает об осторожности.
«Люди в стрессовых ситуациях думают лишь о том, где взять наличные»
Андрей, расскажите про другие виды мошенничества.
Также весьма распространено так называемое освобождение от уголовной ответственности. Происходит это следующим образом. Потерпевший сидит дома и смотрит телевизор, ему на городской телефон звонят некие люди и представляются сотрудниками полиции. Они говорят, что его сын задержан за какое-то правонарушение. Например, сбил человека или продавал наркотики. Далее неизвестные на секунду дают трубку мифическому сыну, который просит поговорить со следователем. Самое интересное, что сто процентов людей потом уверяют, что слышали голос именно своего ребенка. Так сказывается состояние шока. «Следователь» сообщает потерпевшему, что родственнику грозит уголовное наказание, однако вопрос можно закрыть с помощью денег, которые через некоторое время заберет курьер в условном месте. Люди в стрессовых ситуациях думают лишь о том, где взять наличные. Они выносят последнее из дома, снимают крупные суммы в банках, но совершенно не додумываются просто позвонить своему отпрыску и удостовериться в происходящем. В итоге курьер забирает деньги и бесследно пропадает с ними. А потом выясняется, что с ребенком все в порядке, и его никто не задерживал. На подобные разводки ведутся люди разных возрастов. Но чтобы хоть как-то обезопасить пенсионеров, мы договорились со всеми отделениями «Сбербанка», что если к ним приходит бабушка или дедушка и просит снять крупную сумму, сотрудники сразу звонят нам. Мы приезжаем и стараемся разобраться. Примерно в половине случаев старики не желают нас слушать и стоят на своем до тех пор, пока не появляются их родственники и не проводят с ними разъяснительную работу. Вообще, люди у нас очень доверчивые…
«Отследить движение средств практически невозможно»
Как развивается интернет-мошенничество?
Развивается оно семимильными шагами. И проблема в том, что прилечь людей к ответственности почти невозможно. Идет дистанционный контакт и отследить злоумышленника сложно чисто технически. Ведь он может находиться в любом уголке земного шара. В основном интернет-мошенничество связано с переводом денег. Вот вам маленький пример из личного опыта. Недели две назад я выставил на Авито детскую кроватку. Ребенок вырос, мы и решили продать часть мебели, чтобы освободить место. Вскоре мне позвонил потенциальный покупатель и сказал, что мое предложение его заинтересовало. Также мужчина добавил, что сейчас находится в командировке, но готов внести предоплату. Дескать, он переведет мне десять тысяч, а когда приедет за кроваткой отдаст остальную сумму. Звонивший поинтересовался, какая у меня карточка и, узнав что «Сбербанк», попросил назвать ему номер карты. В этом нет ничего страшного, поэтому я спокойно предоставил ему данные. В ответ мужчина сообщил, что он клиент другого банка, поэтому платежка может не пройти, после чего попросил назвать ему задние три цифры. Делать этого нельзя ни в коем случае, поскольку они дают полный доступ к карте. Обналичить ваши деньги мошенники, конечно, не смогут, зато легко расплатятся ими в каком-нибудь интернет-магазине. Я в подобных вопросах разбираюсь, поэтому разговор продолжать не стал. А многие люди считают, что задние три цифры не имеют значения и легко их называют. И потом удивляются, что с их счета был оплачен товар на крупную сумму или что-то в этом роде.
Ну, все-таки насколько реально выследить злоумышленника в интернете?
Как я и говорил, бороться с таким преступниками очень сложно. Они выходят в интернет, используя подменные IP-адреса. Могут выходить из Германии, Швейцарии – откуда угодно. Это сейчас очень распространено. Даже в айфоне можно установить программу для подмены IP-адреса. Отследить движение средств практически невозможно. Деньги будут перекидываться на один мобильный номер, с него на другой и просчитать где их обналичат весьма проблематично. Например, деньги, переведенные на билайновский номер, можно обналичить в Казахстане, Белоруссии и других странах СНГ.
«Это люди с определенным складом ума, которые умеют правильно общаться и располагать к себе окружающих»
Получается, чтобы успешно бороться с интернет-мошенниками вашему отделу нужно иметь целый штат IT-специалистов?
Абсолютно верно. Разумеется, уголовный розыск старается делать все, что от него зависит, но зачастую у оперативников просто нет тех познаний, которые позволят им на равных тягаться с преступниками. Есть управление «К» (подразделение Министерства внутренних дел России, осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств – прим. ред.), но даже они не могут обхватить всю Москву. При этом интернет-преступность стремительно развивается и приобретает все новые формы. Да и сами мошенники далеко не двоечники с восемью классами образования. Это люди с определенным складом ума, которые умеют правильно общаться и располагать к себе окружающих.
Да, вот расскажите поподробнее про этих людей. Как получается, что они выбирают кривую дорожку?
Как правило, это люди, которые умеют быстро соображать и действовать. Они мгновенно ориентируются в сложившейся ситуации. Вот вам маленький пример, который у нас был в том году. Мы занимаемся не только мошенничеством, но и незаконным отчуждением недвижимости у граждан. Чаще всего такие преступления совершаются следующим образом. Вы сдаете квартиру и уезжаете на длительный срок. Спустя какое-то время возвращаетесь и узнаете, что у вас дома живут другие люди, которые заявляют, что купили эту жилплощадь. Причем, по документам, которые они показывают, получается, что квартира приобретена у вас. Так вот к нам поступила оперативная информация, что на Ленинградском проспекте продается квартира стоимостью 22 млн. рублей. По нашим данным жилье на продажу выставил не собственник, а человек, представляющийся им. Мы провели несколько встреч, где выступили в роли покупателей, обо всем договорились и во время заключения сделки задержали продавца. Перед этим он говорил нам, что является генеральным директором определенной фирмы и застройщиком этого дома, который на тот момент еще не был до конца заселен. Мужчина показывал нам все документы, но мы уже точно знали, что во всей этой истории есть подвох.
«Выплатить долг не получилось и в какой-то момент ему стало обидно, что другие живут лучше его»
После задержания продавца у него нашли порядка шести паспортов и водительских прав на разные фамилии. Одевался задержанный очень хорошо и ездил на дорогом Мерседесе, но вскоре выяснилось, что он находится в розыске за мошенничество и вообще не является тем, кем представлялся. Оказалось, что продаваемую квартиру этот человек снял в аренду на полгода и договорился, что хозяева не будет появляться в течение длительного времени. После чего изготовил так называемую «зеркалку» — полную копию паспорта владельца только со своей фотографией. Затем злоумышленник направился в регистрационную палату, где получил дубликат о праве собственности. Так он уже продал порядка семи квартир. После получения денег человек испарялся, а потом начались судебные тяжбы между собственниками, в которых кто-то всегда проигрывает. Но что же собой представлял этот мошенник? Это умный, грамотный человек, закончивший школу с медалью, а институт с красным дипломом. Он умен и интеллигентен, однако его талант направлен в криминальное русло. Злоумышленник рассказал, что много лет назад приехал в Москву из другого региона. Устроился на работу, однако из-за нехватки денег решил взять кредит. Выплатить долг не получилось и в какой-то момент ему стало обидно, что другие живут лучше его. Так он решил зарабатывать криминалом. Устроился в риэлтерское агентство, получил необходимые навыки и стал обманывать людей.
Часто ли в мошенники действуют в сговоре с сотрудниками правоохранительных органов или чиновниками?
Такое иногда бывает. Чиновники и сотрудники МВД такие же люди, как и все остальные. Но последнее время подобное случается все реже. Иногда аферы с квартирами начинают прокручивать участковые. Они обладают довольно обширной информацией о жильцах и им проще производить какие-то махинации. Но опять же большинство из них уже позакрывали.
«Почему мы должны беречь и лелеять преступников?»
Вы рассказывали о человеке, который продавал чужие квартиры. А вот более мелких мошенников всегда ли необходимо сажать в тюрьму? Ведь телесных повреждений своим жертвам они не нанесли, да и российские зоны не являются местом исправления. Может, имеет смысл назначать таким людям наказание в виде домашнего ареста или исправительных работ?
Ну, а почему мы не должны их сажать? Ведь они идут на преступление осознанно и зачастую забирают у людей последнее. Мы же не знаем, как потом это отражается на здоровье потерпевших. Некоторые пенсионеры годами копят себе на похороны и в один момент лишаются всего. Возможно, если бы и не встреча с мошенниками, многие из них прожили еще лет десять. А получив такой стресс, они могут и года не протянуть. Под домашний арест до выяснения обстоятельств можно сажать тех, кто оказывается замешан в преступлении случайно. Но почему мы должны беречь и лелеять преступников? Ну, посидит он, допустим, дома два года. После этого поймет, что существенное наказание ему не грозит и продолжит незаконную деятельность. Конечно, каждый случай нужно рассматривать отдельно, однако злоумышленники должны получать по заслугам.
Что за люди работают в отделе по борьбе с мошенничествами? Возможно, у некоторых из них есть экономическое образование?
Ну, в моем отделе никто из сотрудников экономического образования не имеет. Институты, конечно, дают знания, но в конечном итоге все решает практика. Я занимаюсь борьбой с мошенничествами уже восемь лет и регулярно встречаю новые виды таких преступлений. Приходится самому постоянно чему-то учиться, так злоумышленники действуют достаточно хитро.
Как Вы сами стали полицейским?
Вообще, я окончил гражданский институт. Но это просто потому, что нужно было куда-то пойти после школы. Затем, отслужив в армии, я понял, что это вообще не мое. И мне предложили поработать оперативником в милиции. Я согласился и ни капли об этом не жалею.
Текст: Дмитрий Веселов
Фото: пресс-служба МВД
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Как совместить карьеру и воспитание детей?
Валентина Красникова - мама 17 детей, общественный деятель, автор книг и тренингов для женщин, тренер по тайм-менеджменту, эксперт федеральных каналов.
-
Страх или жизнь? Выбор за тобой
Такого периода, в котором мы живем сейчас, новая история не знала и он войдёт в нашу память на генетическом уровне.
-
17-й год. Свержение элит
Режиссер Кирилл Зима о том, как глобальные процессы, которые кроются за сегодняшними информационными поводами, изменят российское киноискусство.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.