Музыка не приходит к человеку внезапно, и в музыку приходят не случайно. Обычно это детские истории, в которых можно разглядеть связь поколений, иначе любви и понимания не возникнет. Когда Эдуарду было шесть лет, бабушка сделала ему царский подарок – купила фортепиано. На этом инструменте он занимался 12 лет. Музыкальная школа, Днепропетровское музыкальное училище, Российская академия имени Гнесиных по классу хорового дирижирования, затем оперно-симфоническое дирижирование – Эдуард учился упорно и целенаправленно. В 21 год его пригласили на должность главного хормейстера в Хоровую капеллу России имени Юрлова, позже стал руководителем академического хора университета культуры. А в 2001 году получил приглашение от Марка Горенштейна на должность второго дирижера в симфонический оркестр «Молодая Россия». Так в 27 лет Эдуард Дядюра встал за пульт симфонического оркестра.
Но кроме упорства нужна была еще удача, Эдуард вспоминает: «Уже работая дирижером, на телеканале “Культура” я увидел трансляцию концерта оркестра Московской филармонии. Дирижировал великий Юрий Симонов. Я немедленно собрался, сел в машину и поехал в консерваторию. Помню, как сейчас: я нашел Симонова и сказал ему: “Я хочу у вас учиться!” Он пригласил меня на мастер-класс в Будапешт, после чего стал обучать симфоническому дирижированию. Впоследствии я стал работать вторым дирижером в симфоническом оркестре Московской государственной академической филармонии. Это были самые ценные годы обучения. Четыре года быть рядом с настоящим мастером и педагогом! Я очень горжусь тем, что Юрий Симонов называет меня одним из лучших своих учеников».
Эдуард с удовольствием рассказывает о своей профессии, погружая нас в музыкальную реальность. Так интересно, как видится мир с дирижерского пульта. Ведь дирижер стоит спиной к публике – лицом к оркестру. Он видит вместе с нами, слушателями, будущее, и досконально знает, что было в прошлом: как создавалось произведение, как его раньше исполняли, что уже может оркестр и на какие высоты он их за собой поведет. Мы беседуем с известным дирижером о музыке и музыкантах, о трудностях и наградах профессии, о творчестве и самореализации.
Для чего нужна музыка современному человеку?
Музыка – концентрированное переживание, которое необходимо в данный момент человеку. Если человек находится в состоянии влюбленности, ему нужна музыка романтичная, он будет ее искать как отголосок своих чувств. Музыка связывает нас ассоциативно с жизнью: знакомые мелодии напоминают сюжеты из прошлого. Для развития человека, для его обогащения духовного нужна классическая музыка. Я это говорю не потому, что я дирижер. Уже даже ученые доказали, что классическая музыка повышает интеллект.
Не останется ли классическая музыка уделом уходящего поколения, современная – отдельных интеллектуалов?
Классическая музыка – это отдельный вид искусства. Есть небольшая прослойка людей, которым действительно нравится классика. Она есть и будет. Слушая поп-музыку, тебе не нужно напрягаться. На концерте же классической музыки слушатели напрягаются, музыка заставляет задуматься, погрузиться в нее. И, во-первых, ее нужно понимать. Во-вторых, нужно быть подготовленным. С детства родители должны прививать любовь к классической музыке. А вот с годами человек и сам приходит к этому. Он чувствует потребность пойти в театр, послушать и почитать классику. Разумеется, есть такие индивиды, которые не чувствуют такой потребности. Большинство людей относятся скептически к классической музыке, но она все равно будет жить столько, сколько будет человечество.
Можно ли сравнить современную музыку и актуальное искусство?
В классической музыке сейчас есть направление – современная музыка. Есть ряд композиторов, которые хотят удивить публику своим талантом. Но давайте посмотрим, в чем выражается этот талант? Например, они пишут музыку для кастрюли с оркестром или для табуретки. Таким образом, композиторы стремятся эпатировать публику шумовыми эффектами, только и всего. Необычно – да, но лично мне трудно назвать это музыкой. Это шум, гам, ритмический каламбур и хаос. В Москве сейчас проходит много выставок современных дизайнеров и художников. На подобных вернисажах можно увидеть поделки из мусора, туалетной бумаги, железа. Они какой-то треш лепят, лишь бы чем-то удивить. Люди просто не могут сделать нечто подобное произведениям великих творцов и тем более на их уровне. Мне кажется, это связано с современной жизнью. Ведь еще век назад люди ездили на лошадях и грелись от огня печи. И вот резкий скачок науки, техники: мобильные телефоны, Wi-Fi, флешки, компьютеры. На мой взгляд, этот прогресс во всех сферах жизни человека подавил творческие гены, все то, что было естественно сложено природой и Богом. Современная техника – это, конечно, хорошо и необходимо, но это настолько развращает и отдаляет от настоящего искусства… Есть хорошие современные композиторы, которые пишут классическую музыку… но все равно это не то.
Музыкальный эфир радиостанций и телевидения – это тот поток, которым кормят насильно. Снижение его музыкального качества – политика или просто тренд к тотальному упрощению?
Вопрос сложный, поскольку я с этим уже много раз сталкивался, и многие композиторы с этим часто сталкиваются. В современном менеджменте есть определенный шаблон или другими словами «формат». Есть масса замечательных композиторов, исполнителей, певцов и певиц, которые могут развивать музыку, обогащать, украшать, делать ее более качественной и красивой, но вот слово «формат» – это как тюрьма для настоящих артистов. Многие мои знакомые пытаются свои песни продвинуть, звонят на радиостанции, отправляют песни и получают ответ – это «не формат». Возникает вопрос: что такое формат? Неужели это те глупые бессмысленные песни, которые я часто слышу по радио? Пять-шесть раз в день! Какую они несут художественную ценность, какое переживание?!
Так что такое формат, ваши размышления?
Это сенсация. Цель сенсации – не написать красивую песню типа «Любовь, похожая на сон», а эпатировать. В форматной песне должны быть какие-то абсурдные слова, мелодия из трех нот и настроение – вызов обществу. И все, это будет бомба, хит! Из этого выплывает такая нехорошая взаимосвязь – подобные песни нравятся людям, а радиостанции, ориентируясь на вкусы массы, крутят эти песни по радио. Если на радио уберут вот эти «форматные» песни и будут чаще ставить действительно красивые, лирические композиции, то людям привьют хороший музыкальный вкус. Они будут вынуждены слушать хорошую музыку, вникать в слова, мелодию и смысл.
Не кажется ли вам, что музыканты – это люди особой, другой породы? Есть ли свой замкнутый мир, где царит взаимопонимание, или вы легко общаетесь с людьми других профессий?
Музыканты – те же самые люди, просто их Бог наградил талантом любить и творить музыку. Я, например, общаюсь с людьми любых профессий и чувствую полное взаимопонимание с их стороны. Те же самые мозги, нравы и мысли.
А как же общеизвестная «ранимость» людей искусства?
Музыканты, безусловно, очень ранимы и эмоциональны. Они все тонко воспринимают, не так, как люди других профессий. И по большому счету музыкант, настоящий музыкант, ничем не сможет заниматься, кроме музыки. Очень сложно, когда он бросает свою профессию и пытается построить карьеру в другой сфере…
Какой он – идеальный дирижер?
Идеальный дирижер прежде всего – музыкант с большой буквы. Он обладает исключительными музыкальными знаниями, талантом, энергетикой, харизмой, даром руководителя, психолога и постоянно совершенствует свою технику. В оркестре от 70 до 100 совершенно разных исполнителей, со своим мышлением, характером и темпераментом. Дирижер должен быть на порядок выше самого лучшего музыканта. Он должен убедить каждого члена оркестра в своей трактовке исполнения произведения.
Насколько сейчас престижна профессия дирижера?
Профессия дирижера – очень престижна. Более того, дирижером сейчас быть модно. Многие музыканты бросают играть на своих инструментах и идут в дирижеры. Единственная проблема современного поколения молодых дирижеров – желание овладеть профессией стремительно и сразу же стать известными. На мой взгляд, это неправильно. В этом прослеживается деградация нашей профессии. Искусству дирижирования нужно долго и поэтапно учиться. Лично для меня дирижирование – смысл моей жизни.
Как проходит подготовка к концерту?
Чтобы передать задумку композитора, его эмоции и переживания в музыке, необходимо знать, как жил композитор, в какую эпоху и в какой стране. Жизнь обязательно накладывает свой отпечаток на творчество и стиль композитора. Например, Мендельсон был из богатой семьи, он ни в чем не нуждался и музыка Мендельсона – позитивная и воодушевляющая. Джузеппе Верди, напротив, жил в бедности, он потерял жену и детей. Ему приходилось прикладывать множество усилий для того, чтобы реализовать себя. Дирижер изучает жизнь и становление композитора, его композиторский почерк. Пропускает через себя его музыку, вникает в то, как создавалось музыкальное произведение и реализует свою трактовку произведения. Когда трактовка готова, дирижер начинает репетировать произведение с оркестром. Теперь у него появляется новая задача: убедить в своей трактовке каждого музыканта, вселить в него желание играть именно так, как он мыслит и слышит это произведение.
А если дирижеру предстоит работа с незнакомым ему оркестром? Как найти подход к новым людям?
Репетиция назначена, все музыканты собрались на сцене, и вот в зал заходит дирижер и направляется к музыкантам. В этот самый момент музыканты уже чувствуют, что он из себя представляет. На энергетическом уровне, по походке, взгляду. Дирижер должен обладать лидерскими качествами. Быть диктатором. В музыке не может быть компромиссов. Музыканты – очень чувствительные личности. Если они почувствуют слабину дирижера, ему будет очень трудно руководить оркестром.
Что делать, если музыкант отказывается принимать трактовку или у него просто нет настроения играть?
Профессиональный музыкант, как и дирижер, должен оставить все свои проблемы в стороне. Когда он на сцене, он делится с публикой радостью. Я никогда не допущу, чтобы музыкант «грустил» на сцене, думал о своих проблемах или «витал в облаках». Один исполнитель, который играет без настроения, портит игру остальных членов музыкального коллектива. Лично я стараюсь своей энергией зажечь в нем артиста, увлечь его игрой, и, когда вижу, что он отдается музыке и является частичкой единого музыкального организма, – я ликую!
Есть ли произведения, которые вы играете с особым чувством? Любимые?
Опера «Аида» и «Реквием» Джузеппе Верди и «Симфония № 2» Рахманинова. К опере «Аида» у меня особое трепетное отношение, потому что это была первая опера, которую я исполнил. Музыка Рахманинова мне нравится потому, что в каждом произведении чувствуется проявление загадочной и широкой русской души.
Доводилось ли испытывать необъяснимые чувства во время дирижирования?
Раз пять было такое состояние: я настолько заводился во время концерта, что мне казалось, будто я нахожусь совершенно в другом измерении. Разумом я где-то далеко, а телом здесь, на концерте. Это сродни медитации – происходила полная трансформация сознания.
Как выглядят будни дирижера?
У дирижера нет будней, есть только концерты, репетиции и ежедневная работа над новыми произведениями. Отработал концерт и вечером начинаешь готовиться к новому. Если выпадают выходные дни – я играю в футбол. Это моя вторая страсть в жизни. Музыка и футбол дополняют друг друга. И там, и там есть эмоции, переживания, желание творить и создавать.
Вы пишите музыку?
Я пишу музыку всю свою жизнь. До недавнего времени писал и откладывал в стол. Знаете, не было ощущения, что готов представить свои труды публике. А сейчас я понял, что время пришло. Благодаря постоянной работе с великими классическими произведениями у меня появилось новое мышление, новое осмысление всего происходящего, открылась новая грань моего таланта и я готов ее реализовывать. Я пишу красивую эстрадную музыку о любви и чувствах, с душой и смыслом.
Беседовала Юлия Тищенко
Фотографии: Леонид Максимов
Поделиться:
Еще на эту тему
-
Любовь Агафонова: «У меня всегда была мечта делать нечто невозможное и удивительное»
Искусствовед, галерист, коллекционер о Первой коммерческой сделке за 50 рублей, фуэте, приходе в арт-бизнес и новых проектах.
-
Внезапно MASKOVNA
Наталья Масковна (MASKOVNA): ее творчество привлекает индивидуалистов - людей, любящих эксперименты, для которых чужды авторитеты.
-
Современные проблемы современного художника
Как человек, чьё имя уже стало узнаваемым, создаёт свои работы в это непростое время, и есть ли будущее у такого искусства?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.