призвание

Маэстро в океане

Эдуард Дядюра – дирижер по профессии, по призванию, по любви

Музыка – его стихия, оркестр – команда корабля. Он умеет повести музыкантов за собой так, чтобы слушатель был захвачен происходящим, погрузился в стихию, но испытал не ужас, а безграничное наслаждение. Эдуард Дядюра – дирижер по профессии, по призванию, по любви.

маэстро1-бМузыка не приходит к человеку внезапно, и в музыку приходят не случайно. Обычно это детские истории, в которых можно разглядеть связь поколений, иначе любви и понимания не возникнет. Когда Эдуарду было шесть лет, бабушка сделала ему царский подарок – купила фортепиано. На этом инструменте он занимался 12 лет. Музыкальная школа, Днепропетровское музыкальное училище, Российская академия имени Гнесиных по классу хорового дирижирования, затем оперно-симфоническое дирижирование – Эдуард учился упорно и целенаправленно. В 21 год его пригласили на должность главного хормейстера в Хоровую капеллу России имени Юрлова, позже стал руководителем академического хора университета культуры. А в 2001 году получил приглашение от Марка Горенштейна на должность второго дирижера в симфонический оркестр «Молодая Россия». Так в 27 лет Эдуард Дядюра встал за пульт симфонического оркестра.

Но кроме упорства нужна была еще удача, Эдуард вспоминает: «Уже работая дирижером, на телеканале “Культура” я увидел трансляцию концерта оркестра Московской филармонии. Дирижировал великий Юрий Симонов. Я немедленно собрался, сел в машину и поехал в консерваторию. Помню, как сейчас: я нашел Симонова и сказал ему: “Я хочу у вас учиться!” Он пригласил меня на мастер-класс в Будапешт, после чего стал обучать симфоническому дирижированию. Впоследствии я стал работать вторым дирижером в симфоническом оркестре Московской государственной академической филармонии. Это были самые ценные годы обучения. Четыре года быть рядом с настоящим мастером и педагогом! Я очень горжусь тем, что Юрий Симонов называет меня одним из лучших своих учеников».

Эдуард с удовольствием рассказывает о своей профессии, погружая нас в музыкальную реальность. Так интересно, как видится мир с дирижерского пульта. Ведь дирижер стоит спиной к публике – лицом к оркестру. Он видит вместе с нами, слушателями, будущее, и досконально знает, что было в прошлом: как создавалось произведение, как его раньше исполняли, что уже может оркестр и на какие высоты он их за собой поведет. Мы беседуем с известным дирижером о музыке и музыкантах, о трудностях и наградах профессии, о творчестве и самореализации.

Для чего нужна музыка современному человеку?

маэстро7-бМузыка – концентрированное переживание, которое необходимо в данный момент человеку. Если человек находится в состоянии влюбленности, ему нужна музыка романтичная, он будет ее искать как отголосок своих чувств. Музыка связывает нас ассоциативно с жизнью: знакомые мелодии напоминают сюжеты из прошлого. Для развития человека, для его обогащения духовного нужна классическая музыка. Я это говорю не потому, что я дирижер. Уже даже ученые доказали, что классическая музыка повышает интеллект.

Не останется ли классическая музыка уделом уходящего поколения, современная – отдельных интеллектуалов?

Классическая музыка – это отдельный вид искусства. Есть небольшая прослойка людей, которым действительно нравится классика. Она есть и будет. Слушая поп-музыку, тебе не нужно напрягаться. На концерте же классической музыки слушатели напрягаются, музыка заставляет задуматься, погрузиться в нее. И, во-первых, ее нужно понимать. Во-вторых, нужно быть подготовленным. С детства родители должны прививать любовь к классической музыке. А вот с годами человек и сам приходит к этому. Он чувствует потребность пойти в театр, послушать и почитать классику. Разумеется, есть такие индивиды, которые не чувствуют такой потребности. Большинство людей относятся скептически к классической музыке, но она все равно будет жить столько, сколько будет человечество.

Можно ли сравнить современную музыку и актуальное искусство?

маэстро5-бВ классической музыке сейчас есть направление – современная музыка. Есть ряд композиторов, которые хотят удивить публику своим талантом. Но давайте посмотрим, в чем выражается этот талант? Например, они пишут музыку для кастрюли с оркестром или для табуретки. Таким образом, композиторы стремятся эпатировать публику шумовыми эффектами, только и всего. Необычно – да, но лично мне трудно назвать это музыкой. Это шум, гам, ритмический каламбур и хаос. В Москве сейчас проходит много выставок современных дизайнеров и художников. На подобных вернисажах можно увидеть поделки из мусора, туалетной бумаги, железа. Они какой-то треш лепят, лишь бы чем-то удивить. Люди просто не могут сделать нечто подобное произведениям великих творцов и тем более на их уровне. Мне кажется, это связано с современной жизнью. Ведь еще век назад люди ездили на лошадях и грелись от огня печи. И вот резкий скачок науки, техники: мобильные телефоны, Wi-Fi, флешки, компьютеры. На мой взгляд, этот прогресс во всех сферах жизни человека подавил творческие гены, все то, что было естественно сложено природой и Богом. Современная техника – это, конечно, хорошо и необходимо, но это настолько развращает и отдаляет от настоящего искусства… Есть хорошие современные композиторы, которые пишут классическую музыку… но все равно это не то.

Музыкальный эфир радиостанций и телевидения – это тот поток, которым кормят насильно. Снижение его музыкального качества – политика или просто тренд к тотальному упрощению?

Вопрос сложный, поскольку я с этим уже много раз сталкивался, и многие композиторы с этим часто сталкиваются. В современном менеджменте есть определенный шаблон или другими словами «формат». Есть масса замечательных композиторов, исполнителей, певцов и певиц, которые могут развивать музыку, обогащать, украшать, делать ее более качественной и красивой, но вот слово «формат» – это как тюрьма для настоящих артистов. Многие мои знакомые пытаются свои песни продвинуть, звонят на радиостанции, отправляют песни и получают ответ – это «не формат». Возникает вопрос: что такое формат? Неужели это те глупые бессмысленные песни, которые я часто слышу по радио? Пять-шесть раз в день! Какую они несут художественную ценность, какое переживание?!

Так что такое формат, ваши размышления?

Это сенсация. Цель сенсации – не написать красивую песню типа «Любовь, похожая на сон», а эпатировать. В форматной песне должны быть какие-то абсурдные слова, мелодия из трех нот и настроение – вызов обществу. И все, это будет бомба, хит! Из этого выплывает такая нехорошая взаимосвязь – подобные песни нравятся людям, а радиостанции, ориентируясь на вкусы массы, крутят эти песни по радио. Если на радио уберут вот эти «форматные» песни и будут чаще ставить действительно красивые, лирические композиции, то людям привьют хороший музыкальный вкус. Они будут вынуждены слушать хорошую музыку, вникать в слова, мелодию и смысл.

Не кажется ли вам, что музыканты – это люди особой, другой породы? Есть ли свой замкнутый мир, где царит взаимопонимание, или вы легко общаетесь с людьми других профессий?

Музыканты – те же самые люди, просто их Бог наградил талантом любить и творить музыку. Я, например, общаюсь с людьми любых профессий и чувствую полное взаимопонимание с их стороны. Те же самые мозги, нравы и мысли.

А как же общеизвестная «ранимость» людей искусства?

Музыканты, безусловно, очень ранимы и эмоциональны. Они все тонко воспринимают, не так, как люди других профессий. И по большому счету музыкант, настоящий музыкант, ничем не сможет заниматься, кроме музыки. Очень сложно, когда он бросает свою профессию и пытается построить карьеру в другой сфере…

Какой он – идеальный дирижер?

Идеальный дирижер прежде всего – музыкант с большой буквы. Он обладает исключительными музыкальными знаниями, талантом, энергетикой, харизмой, даром руководителя, психолога и постоянно совершенствует свою технику. В оркестре от 70 до 100 совершенно разных исполнителей, со своим мышлением, характером и темпераментом. Дирижер должен быть на порядок выше самого лучшего музыканта. Он должен убедить каждого члена оркестра в своей трактовке исполнения произведения.

Насколько сейчас престижна профессия дирижера?

Профессия дирижера – очень престижна. Более того, дирижером сейчас быть модно. Многие музыканты бросают играть на своих инструментах и идут в дирижеры. Единственная проблема современного поколения молодых дирижеров – желание овладеть профессией стремительно и сразу же стать известными. На мой взгляд, это неправильно. В этом прослеживается деградация нашей профессии. Искусству дирижирования нужно долго и поэтапно учиться. Лично для меня дирижирование – смысл моей жизни.

Как проходит подготовка к концерту? 

маэстро2-бЧтобы передать задумку композитора, его эмоции и переживания в музыке, необходимо знать, как жил композитор, в какую эпоху и в какой стране. Жизнь обязательно накладывает свой отпечаток на творчество и стиль композитора. Например, Мендельсон был из богатой семьи, он ни в чем не нуждался и музыка Мендельсона – позитивная и воодушевляющая. Джузеппе Верди, напротив, жил в бедности, он потерял жену и детей. Ему приходилось прикладывать множество усилий для того, чтобы реализовать себя. Дирижер изучает жизнь и становление композитора, его композиторский почерк. Пропускает через себя его музыку, вникает в то, как создавалось музыкальное произведение и реализует свою трактовку произведения. Когда трактовка готова, дирижер начинает репетировать произведение с оркестром. Теперь у него появляется новая задача: убедить в своей трактовке каждого музыканта, вселить в него желание играть именно так, как он мыслит и слышит это произведение.

А если дирижеру предстоит работа с незнакомым ему оркестром? Как найти подход к новым людям?

Репетиция назначена, все музыканты собрались на сцене, и вот в зал заходит дирижер и направляется к музыкантам. В этот самый момент музыканты уже чувствуют, что он из себя представляет. На энергетическом уровне, по походке, взгляду. Дирижер должен обладать лидерскими качествами. Быть диктатором. В музыке не может быть компромиссов. Музыканты – очень чувствительные личности. Если они почувствуют слабину дирижера, ему будет очень трудно руководить оркестром.

Что делать, если музыкант отказывается принимать трактовку или у него просто нет настроения играть?

Профессиональный музыкант, как и дирижер, должен оставить все свои проблемы в стороне. Когда он на сцене, он делится с публикой радостью. Я никогда не допущу, чтобы музыкант «грустил» на сцене, думал о своих проблемах или «витал в облаках». Один исполнитель, который играет без настроения, портит игру остальных членов музыкального коллектива. Лично я стараюсь своей энергией зажечь в нем артиста, увлечь его игрой, и, когда вижу, что он отдается музыке и является частичкой единого музыкального организма, – я ликую!

Есть ли произведения, которые вы играете с особым чувством? Любимые?

Опера «Аида» и «Реквием» Джузеппе Верди и «Симфония № 2» Рахманинова. К опере «Аида» у меня особое трепетное отношение, потому что это была первая опера, которую я исполнил. Музыка Рахманинова мне нравится потому, что в каждом произведении чувствуется проявление загадочной и широкой русской души.

Доводилось ли испытывать необъяснимые чувства во время дирижирования?

Раз пять было такое состояние: я настолько заводился во время концерта, что мне казалось, будто я нахожусь совершенно в другом измерении. Разумом я где-то далеко, а телом здесь, на концерте. Это сродни медитации – происходила полная трансформация сознания.

Как выглядят будни дирижера?

У дирижера нет будней, есть только концерты, репетиции и ежедневная работа над новыми произведениями. Отработал концерт и вечером начинаешь готовиться к новому. Если выпадают выходные дни – я играю в футбол. Это моя вторая страсть в жизни. Музыка и футбол дополняют друг друга. И там, и там есть эмоции, переживания, желание творить и создавать.

Вы пишите музыку?

Я пишу музыку всю свою жизнь. До недавнего времени писал и откладывал в стол. Знаете, не было ощущения, что готов представить свои труды публике. А сейчас я понял, что время пришло. Благодаря постоянной работе с великими классическими произведениями у меня появилось новое мышление, новое осмысление всего происходящего, открылась новая грань моего таланта и я готов ее реализовывать. Я пишу красивую эстрадную музыку о любви и чувствах, с душой и смыслом.

маэстро8-б
Беседовала Юлия Тищенко
Фотографии: Леонид Максимов


Поделиться:

Еще на эту тему

Добавить комментарий

афиша
новости

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Средневековая музыка возвращается в Москву!

VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года. Многие сочинения...

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

Классика гитары

В Москве завершился XV Юбилейный Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары».

Театр имени Пушкина поставил рекорд!

Спектакль «Оffис» прошел на самой высокой смотровой площадке Европы PANORAMA360, на высоте 327 метров.

Весенний бал авторских кукол

В Москве состоялось открытие уникальной выставки «Весенний Бал Авторских Кукол».

Бронзовый дебют B-Tuning в чемпионате России по зимнему треку

Следующий боевой выезд B-Tuning состоится 23 февраля - команда выступит в трековых гонках на Центральном московском ипподроме. 

FACEBOOK
ВКОНТАКТЕ

Афиша

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле

XIII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле и городах Ярославской области артистический директор Юрий Башмет пройдет с 1 по 9 мая...

Средневековая музыка возвращается в Москву!

VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года. Многие сочинения...

Афиша выставок Москвы в апреле

Eclectic знакомит с выставочными проектами на московских арт-площадках. Продолжение следует. «Космос наш!» Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Космос наш!» —...

Кинотеатр «Художественный» открывается после реконструкции

«Художественный» — старейший кинотеатр Москвы, объект культурного наследия регионального значения, 9 апреля снова распахнет свои двери после семилетней реконструкции. Будет...

«Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки

4 апреля в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла состоится большой праздничный концерт «Аллилуйя» Шедевры европейской духовной музыки. В этот...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/