[one_half]Борис Акунин-Чхартишвили
М.: Захаров, 2012
Новый роман известного литератора, знатока японской культуры и российской истории XIX века Григория Чхартишвили, под псевдонимом Борис Акунин создавшего популярную серию романов о приключениях Эраста Фандорина, разделен на две параллельные линии повествования – философскую, именуемую автором книги трактатом, и художественную. Писатель намеренно подчеркивает «двойное» авторство, видимо, чтобы мы, привыкшие к акунинским жанровым «легкостям», восприняли новую книгу как серьезное произведение, требующее повышенной умственной работы. Автор замечает также, что пишет эту книгу исключительно «для себя», позиционируя ее как свой первый серьезный роман.
Размышления об аристономии (так автор определяет «закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции») Борис Акунин иллюстрирует картинами из жизни главного героя – 19-летнего студента Антона Клобукова. Художественная часть романа разворачивается в переломный для русской истории момент, в начале XX века. Революция, смута переходного времени, приход к власти большевиков, кровавая действительность послереволюционных репрессий, гражданская война, голод, всеобщая разруха и поиски справедливости в окружающем главного героя, потомственного дворянина и внука декабриста, хаосе. Определение «своего пути», метания от большевизма к демократии, от цюрихской клиники к диким ордам Буденного – судьба студента Клобукова не раз проделает в сознании читателя немыслимые кульбиты. Линии жизни почти всех действующих лиц в романе станут пересекаться и расходиться, разветвляться и смыкаться, образуя тем самым запутанную вязь событий и вполне обусловленную человеческой природой «разнонаправленность» страстей, пристрастий и рефлексий главного героя. Классическая для русской литературы фигура «маленького человека» то и дело попадает в жернова истории, но так лихо проскальзывает между ними, что волей-неволей отмечаешь про себя: Эраст Фандорин никуда не делся, жив-здоров, лишь затаился в свете последних событий новейшей российской действительности и в свое время победит Клобукова.[/one_half] [one_half_last]Роман «Аристономия» читается на вдохе. Потому что на выдохе по привычке, воспитанной «фандорианой», пытаешься предугадать дальнейшее развитие сюжета. Но, как правило, неудачно. Так что обыкновенное, «плотское» удовольствие от чтения гарантировано. И работа мозга, которой автор «пугает» своего читателя, при чтении философских глав романа нисколько не диссонирует с работой души, сопереживающей выхваченному из тьмы столетия образу осиротевшего мальчишки, «белой кости», попавшему в грязь и смрад варварского переустройства мира.
Обзор подготовила Марина Фёдорова[/one_half_last]
Метка Марина Фёдорова
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Нирвана Юлии Басовой
Юлия Басова - писатель, потому что в ее книгах - и особенно в новой - внимательное, тонкое, психологически глубокое и точное отношение к людям, героям. Они - живые люди, с болью, нервами, плотью и кровью.
-
Новая книга Орхана Памука
«Мои странные мысли» – новый роман лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука, поступил в продажу 28 января 2016 года.
-
Намедни с Парфеновым
Авторская серия телеведущего Леонида Парфенова «Намедни» пополнилась очередным томом – «Намедни. Наша эра 1946-1960»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.