Судите сами: через час у нее, продюсера уличного фестиваля «Театральный демарш InOut», совещание в Минкульте. Она предусмотрительно совмещает интервью Eclectic, общение с дочерью и легкий завтрак в кафе этого здания. Кроме шуток: госпожа Апексимова подходит к воплощению своего нового проекта основательно. Оно и понятно: вывести академический театр на улицу, два дня в саду «Эрмитаж» для всех желающих нон-стоп показывать хиты последних сезонов – труд с потерей нервных клеток. Кажется, вернуть зрителя в театры ей под силу, по плечу…
Ирина, «Театральный демарш» – это операция по возвращению зрителей в храмы искусства? Кого именно планируете приобщить к театру?
Да, мы надеемся заинтересовать людей, для которых театр по каким-то причинам недоступен. На мой взгляд, публика делится на немногочисленных театралов; на тех, кто никогда в жизни не пойдет в театр, хоть ты их застрели; и тех, кто пойдет в театр – просто он пока об этом своем увлечении не знает. Многим на всю жизнь отбили желание ходить в театры те самые «культпоходы», когда учительница литературы в «добровольно-принудительном» порядке вела весь класс на спектакли по произведениям из школьной программы. Помню, на подобном «учебном» просмотре «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли я чуть не сошла с ума. Человек сам должен выбирать, что и когда смотреть, – а все эти хорошо организованные, навязанные вещи не работают.
Кроме того, альтернатив театру много: кино, клубы, шоу-бизнес, сериалы – не всегда даже нужно слезать с дивана и куда-то идти. Поэтому наш «Демарш» в первую очередь для людей, не подозревающих о том, что театр – это клево, что тут можно получить невероятные эмоции, пережить тот самый катарсис. Ведь хороший спектакль для зрителя – это такая духовная, душевная работа, позволяющая пропустить через себя чужой опыт или по-новому посмотреть на свою жизнь. И потом еще надолго останется «послевкусие» и будет о чем подумать.
Как вы выбираете спектакли для того, чтобы задеть за живое неискушенных зрителей?
Прежде всего, у нас фестиваль, а не просто уличные представления, когда говорят: «Ребят, это бесплатно, посмотрите!» Мы стараемся выбирать самые интересные события театральной жизни столицы, на которые сложно попасть. В основном люди очень мало знают о том, что происходит в театральной Москве: у нас же все зависит от хорошей PR-кампании – или каким-то чудом проинформировало «сарафанное радио». В прошлом году мы делали пилотный вариант «Демарша» и многие удивлялись, что вообще у нас есть такое.
«Театральный демарш» начинался с «Пушкинских чтений» – в этом году поэтическая составляющая осталась?
В этот раз мы начинаем с показа спектакля Метрополитен-опера «Евгений Онегин», на который будут приглашены ветераны культуры, а потом все вместе со зрителями и актерами Московских театров и студентами будем читать стихи, говорить, говорить и говорить….
С какими сложностями вы столкнулись, организовывая фестиваль?
Всё, с одной стороны, непросто, а с другой – всё преодолимо и, надеюсь, с успехом. Приятно видеть воодушевление на лицах людей, которые со мной работают. Моей команде, коллегам это нужно, это интересно. К проекту с азартом подключаются даже те партнеры, которые не имеют непосредственного отношения к театру.
На первом «Театральном демарше» вы показывали спектакли своего театра – почему вас нет среди участников в нынешнем году?
Театр готовится к открытию нового здания и формированию нового репертуара. Кроме того, постановки Виктюка технически сложно перенести на открытую площадку без потери музыкального оформления, музыки речи и так далее – там все будут работать с микрофонами.
Вы директор театра, теперь еще стали организатором такого мощного массового действа – означает ли это, что карьера актрисы уходит для вас на второй план?
Нет, ни в коем случае – я актриса и я творчески подхожу к профессии директора: для меня это очень интересная и серьезная «роль». Я много лет готовилась к ней, будучи продюсером театральной компании.
На ваш взгляд, какое место в театральном мире занимает Роман Виктюк сегодня? И как вы относитесь к молодой режиссуре?
Роман Виктюк – один из лучших режиссеров нашего времени. Сейчас пришло другое поколение режиссеров, его нельзя с ними сравнивать. По-моему, театр вообще изменился, стал ориентироваться на европейский авангард – не без качественных потерь по сравнению с предыдущей эпохой: ушла та глубина, которая есть у Виктюка и у представителей его поколения. Конечно, у отдельных режиссеров встречаются выдающиеся работы – тот же Бутусов со спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Но в основном режиссура стала больше изобразительной, чем содержательной.
Ирина, складывается впечатление, что вам комфортнее работать с мужчинами. Так ли это?
С женщинами труднее в том плане, что они все равно воспринимают меня как женщину, и здесь никуда не уйти от сравнений. Как мы смотрим друг на друга? Как ты выглядишь, худая или толстая, есть ли морщины, во что одета. На преодоление этого уходит много времени, а мне это ненужно и неинтересно. В этом плане я не типичная представительница своего пола, потому что никогда не обращаю внимания, кто во что одет. Я давно заметила, что мужчины ловят суть быстрее, а женщинам надо повторять несколько раз.
Какие ценные качества стоило бы развивать современным женщинам, чтобы чувствовать себя в полной мере счастливыми?
Главное – в первую очередь самим женщинам не надо забывать, что они женщины. Не стоит становиться ни мужчиной, ни «ломовой лошадью».
Многие полюбили вас в образе сильной, роковой женщины. А есть ли у вас такой проект, где вы предстанете в принципиально другом амплуа?
Вы знаете, такой проект существует уже полтора года – это замечательный спектакль «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана, мы там работаем с Гошей Куценко. Эта абсолютно харáктерная роль не имеет ни одной точки соприкосновения с образами, сыгранными мной в кино. Хотя это открытие только для зрителей, знающих меня исключительно по сериалам, ведь театр – вообще отдельная история, тут я как раз сменила много амплуа. Тем не менее многие по-прежнему ждут, что на сцену должна выйти Амина из «Дня рождения Буржуя». Актеру важно быть уверенным в себе. Не самоуверенным, а именно уверенным в своих силах, в своих возможностях сыграть что угодно. От этого очень многое зависит. Большинство зрителей не знакомы с моими театральными работами, знают меня только по сериалам – это, конечно, обидно; равно как многие не знают, что я пою…
Кстати, а что для вас значит эта новая ипостась? Вы родились в семье музыкантов – а задумывались ли о карьере певицы до музыкального телешоу, в котором приняли участие?
Нет, я об этом не думала по той простой причине, что никогда раньше не пела. После того как я запела в проекте «Две звезды», решила в конце концов попробовать. Правда, вот уже три года я работаю с одной «одесской» программой, пора ее менять – все-таки это была в некотором роде «проба пера», такой междусобойчик для своих, для себя, для удовольствия. Но во что это выльется – покажет время. Самая большая сложность в том, что музыканты, с которыми я работаю, это приглашенные солисты, чрезвычайно занятые люди.
Вы дали себе «право голоса» – запели. Какие музыкальные жанры, стили вы хотели бы освоить?
Если откровенно, у меня с детства была мечта: я страстно хотела спеть партию Сильвы Кальмана. Знаете, если бы у меня была возможность, я бы с удовольствием попробовала себя в оперетте. Настоящий актер должен уметь всё – и петь и танцевать. Когда-то я работала на сцене на уровне профессиональной балерины. Теперь это умение перестало быть актуальным и востребованным, появилась история с вокальной реализацией. Сейчас обдумываю идею следующей музыкальной программы. По секрету скажу – с европейским репертуаром.
Ваша дочь – студентка театрального вуза. Вы ей желаете стать музой какого-нибудь режиссера или научиться «прорывать» дорогу себе самой?
И то и другое. Это естественно, потому что в драматическом искусстве, как вы знаете, нет объективных критериев оценки. Есть они у танцовщиков: ты можешь объективно объяснить, есть ли у человека данные, умеет ли он технично делать какое-то количество па. Можно дать общую оценку вокалистам. В драматическом искусстве этого нет – здесь вкусовщина стопроцентная. Твой успех не зависит от наличия внешних данных и таланта. Даже от работоспособности не зависит. А вот стать музой режиссера, непременно молодого, чтобы долгое время все это продолжалось, – да, я ей желаю. Потому что театр жив, пока живет коллектив, его создающий. Конечно, хотелось бы, чтобы повстречался ей на пути такой талантливый человек, чтобы они совпали и вместе выросли.
Беседовала Юлия Смолякова
Текст: Марина Довгер
Фотографии: Влад Локтев
Метка актриса, Ирина Апексимова, Роман Виктюк, сад «Эрмитаж», Театр, театральный демарш
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Художник, что нашел свой миллион
Никас Сафронов о своем видении искусства, источниках вдохновения, новых техниках, картинах и женщинах, почему почти перестал посещать светские мероприятия и том, каким он хочет остаться в памяти потомков – в интервью поп-звезды художественного мира.
-
Ольга Прокофьева: «Всегда в ожидании хорошего кинопроекта»
Популярная актриса о новом спектакле, смелости и счастливых совпадениях в жизни.
-
Картины никогда не предадут
Мехди Эбрагими Вафа, победитель третьего сезона телепроекта «Битва экстрасенсов» не следит за его развитием и разучился доверять людям, но продолжает помогать тем, кто обращается за помощью.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.