культурная площадка

Неточка, заяц, слон, цензор и другие

Как эти персонажи помогли создать уникальный спектакль, рассказал художник-иллюстратор Андрей Рогозин

Новогодняя сказка «Неточка и Рождество» с уникальными видеодекорациями создана в Культурном центе ЗИЛ. Спектакль наполнен удивительными персонажами и интересным музыкальным и хореографическим сопровождением.

Разработкой декораций занимался художникиллюстратор Андрей Рогозин. Журнал ECLECTIC решил расспросить его о работе в этом проекте.

 Рогозин_в текст2

Андрей, в каком ключе сделаны декорации к спектаклю? Что интересного придумали вы как художникоформитель? 
В этом проекте я решил использовать свой опыт в иллюстрации книг и сделать видеодекорации в лучших традициях русской рождественской книжной иллюстрации. Это полностью отрисованные, что называется, «от руки», достаточно графичные картинки, которые, я считаю, лучше всего подходят к динамике самого представления. Был сделан акцент на использовании приглушенного и насыщенного колорита, а сами работы были наполнены большим количеством мелких фоновых элементов — мы решили пожертвовать простотой восприятия и лаконичностью изображения ради того, чтобы детям было, что понаходить на картинке и что поразглядывать. В качестве рефренной базы для оформления сцены я выбрал 4 основных компонента: японская классическая гравюра, в основном работы Эндо Хиросиге; идеология колористики из полнометражных мультфильмов Хаяо Миядзаки («Ходячий замок», «Унесенные призраками», «Небесный замок Лапута»); какие-то элементы пластики, объемов взяты во многом у нашего прекрасного книжного иллюстратора Ивана Билибина. Также для меня, как профессионального фотографа, очень важна структура света и изображения. Когда я рисую, я интересуюсь в первую очередь тем, как свет распространяется по изобразительной плоскости. Поэтому во всех картинках я старался в первую очередь передать атмосферу за счет игры света, теней, бликов и рефлексов.

Сейчас мы работаем над оформлением пространства, в котором будут происходить наши события.  

Расскажите немного подробнее про технологии, которые вы использовали в этой работе. 
Все достаточно просто. Я от руки на бумаге делал очень обобщенный эскиз, сканировал его, а потом уже полностью делал рисунок на компьютере с помощью пера и фотошопа – никакого 3D-моделирования в изображении, как во многих современных фильмах (я, признаться, его очень не люблю). Получался именно рисунок, адаптированный, понятный и воспринимаемый как иллюстрация. Он хорошо живет на пространстве сцены, он остается условным, как, в общем, и должно оставаться условным любое искусство. И, что лично для меня очень важно, он не играет в игры с «достоверностью» реальности, как это происходит с большинством 3D-иллюстраций  – это глупость, с моей точки зрения. Я приверженец традиционного отношения к фильмам и мультфильмам —  у искусства нет причин переставать быть художественно-обобщенной условностью. Все наши картинки полностью отрисовывались руками, в классической технологии, просто не на бумаге, а на компьютере. Затем создавались разные фазы развития сюжета картинки во времени. Допустим, на какой-то картинке на заднике по сюжету наступает ночь, и соответственно я рисовал 7-8 разных фаз (переход изо дня в ночь). Там надо показать, что ночь все темнее, а фонари все ярче. И из этих раскадровок монтируются достаточно сложные анимационные сцены. 

02_в текст

По типу мультипликации?
Идея та же. Единственно, что в отличие от классической мультипликации у нас нет движения персонажей. В обычной мультипликации персонажи двигают руками, у них меняется выражение мордочек – вот этого мы решили не делать. Чтобы не перегружать информационное поле и визуальный ряд, решили ограничиться несколькими фазовыми действиями. У нас чаще всего меняется состояние пространства фона декораций в целом — от темноты к свету, от холода к теплу и так далее. 

В вашу задачу входило только создание иллюстрацийнабросков, а изготовлением самих декораций занимались уже другие люди?
Нет, не так. Я полностью делаю законченное изображение, а затем из этих изображений монтируется видеоклип, органично связанный с действием на сцене. Декорации будут показываться с проекторов. Это будет динамическое светящееся изображение. 

А какието неожиданные сказочные истории случайно не происходили с вами при работе над проектом?
Вы, знаете, да! Помимо декораций я также занимался оформлением афиш и билетов, рисовал картинки для буклета. Сначала один мой персонаж из буклета – наш любимый заяц — так понравились заказчику, что по его просьбе стал присутствовать в нашей сказочно-елочной истории. И так получилось, что он вдруг стал почти главным героем, к нему закручено довольно много драматических сюжетных линий, которые происходят не на самой сцене, а на декорациях, вы же помните, что там есть анимация, есть движение. А потом вдруг сам собой появился слон. Если посмотреть на нашу афишу, то там над крышей летит воздушный шар в виде слона, а еще этот слон много присутствует на самих декорациях в спектакле и на различных рекламных материалах. Причем, как он туда пришел, никто не понял, но он туда пришел. 

И что, во время спектакля к зайцу и слону обращаются персонажи сказки?
Прямого общения между актерами и героями на фоне задника нет, но в динамике декораций постоянно что-то происходит, заяц со слоном то появляются, то исчезают, и это влияет на сценографию спектакля.  

Трудно ли вам, взрослому человеку, погрузиться в мир детства и настроиться на волну маленьких зрителей и читателей? Может быть у вас есть свой цензор?
Поначалу мне казалось, что будет очень трудно. С другой стороны, когда я рисую, рисую в основном для себя, почти никогда не рисую на заказ. Хотя не совсем так: у меня есть постоянный заказчик, это мои дети – один постарше, другая помладше — для неё в основном я и рисую, если честно. Старшему 12 лет и он находится на верхней границе нашей целевой аудитории на елке, а младшей 4 года — она как раз доросла до нижней. Я рисую картинки, мы с дочкой складываем какую-то сказку. Показываю картинки ей и детям моих друзей, проверяю их реакцию. Если не нравится, непонятно, значит, я где-то прокололся и что-то сделал не так. Тогда я продолжаю над ними работать. Ключевые декорации к елке я показывал дочке, смотрел на ее реакцию, спрашивал у нее, понятно ли, что тут происходит, интересно-не интересно. Выбор розового цвета слона в значительной степени был определен мнением моей дочери Вари. Было несколько вариантов, мы не могли ни на чем остановиться, пока ребенок честно не сказал: «Папа, вот только такой!» 

Рогозин_в текст

А бывало, что у ваших детей было разное мнение по поводу рисунков?
Бывало. Самый сложный выбор был в начале, когда мы решили, что у нас будут персонажи — животные. Любое сказочное животное можно рисовать, похожим на человека: голова животного, человекоподобная фигура — примерно половина от строения животного, а половина от человека, и  вполне человеческая пластика движений. А можно рисовать почти настоящее животное, но с несколькими чертами, которые делают его эмоционально более понятным для человека – улыбка, глаза более человеческие и т.д. И вот этот выбор был для меня определяющим, от него зависела практически вся дальнейшая работа. Поэтому я просто нарисовал 2-х зайцев и неделю мы с супругой опрашивали всех знакомых, детей знакомых, а я еще и терзал этим вопросом своих учеников. Получилась большая выборка – более 100 мнений, и мы, как честные благородные демократы, провели открытое голосование. С небольшим преимуществом победил вариант, в котором животные более гуманизированы, больше похожи на людей. Естественная пластика оказалась сложновата для детей до 6 лет — большинство из них никогда не видели живого зайца, все привыкли к мультяшным персонажам. Так что мы остановились на полулюдях-полуживотных. 

Расскажите, что интересного с точки зрения оформления ждет зрителей на новогоднем представлении. Чем порадуете детей и родителей?
Во-первых, мы порадуем хорошим светом и цветом. На заднике, на фоне декораций будут происходить всяческие интересные  маленькие события (иногда более, иногда менее заметные). Будет несколько довольно глобальных превращений, немного магии с помощью света и цвета. И собственно само оформление и сцены, игр, пространства, билетов и подарков будет построено вокруг этих наших главных героев. Наш заяц появиться не только на билетах. 

01_в текстВам было интересно работать в непривычном для вас проекте?
Да, очень интересно. Я раньше участвовал в некоторых театральных проектах, но совершенно в другой роли. Никогда не занимался художественно-постановочной частью. Это был для меня совершенно новый опыт, очень приятный. И это одно из самых интересных дел, которые я делал в последние несколько лет. Еще один очень приятный момент в работе над этим проектом состоял в том, что фактически у меня не было никаких внешних ограничений. Очень часто бывает, что заказчик хочет чего-то конкретного, при этом не может четко объяснить, чего он хочет. Ты делаешь, потом выясняется, что это не то, приходится переделывать. Здесь ничего подобного не было. Фактически все, что я делал, принималось «на ура», за исключением каких-то мелочей. Я был ничем не ограничен и занимался, по сути, свободным творчеством, за это очень благодарен сценаристу-постановщику Сергею Морозову, который совершенно неожиданно пригласил меня в этот проект. 

Я знаю, что вы не только профессиональный фотограф и занимаетесь преподаванием, но и рисуете, делаете иллюстрации к книгам.
Рисованием я стал заниматься рано. У меня отец был художником-иллюстратором. И я в старших классах 2-3 года помогал ему рисовать к книгам иллюстрации. Ну, помощь была, конечно, та еще, но все равно, опыт какой-то появился. Специального художественного образования у меня нет. Меня учил отец, да и моя бабушка была архитектором, а потом книжным художником. Так что в нашей семье было принято рисовать. Так получилось, что я долгое время занимался чем-то «не тем», пошел учиться совсем в другую область — на физика-теоретика. Много лет не брал в руки краски и карандаш. Потом я занимался дизайном, профессионально увлекся фотографий и только последние пару лет я активно рисую. Сначала стал рисовать для своей маленькой дочки. Затем делал иллюстрации к детским книгам. И это дало свои плоды. Вот позвали в проект, надеюсь, что будет продолжение. Мне бы очень хотелось продолжить эксперименты в этой области, мне это нравится. Это одна из немногих вещей, которая приносит мне радость. 

Сказка_в текстА ваши дети придут на елку?
Конечно. Более того, я хочу свою красавицу привести на генеральный прогон спектакля, чтобы она мне еще что-то, возможно, посоветовала.

 

 

Создатели спектакля: 

Сценарист-постановщик – Сергей Морозов, режиссер Московского театра Новая Опера

Композитор – Антон Светличный, лауреат и победитель конкурсов

Художник – Андрей Рогозин, фотограф, художник-иллюстратор, преподаватель

Аниматор – Даниил Герасименко, видеохудожник, режиссер телевизионных программ

Хореографическое сопровождение – танцевальное сообщество «Русский FarFor» и воспитанники Детского балетного театра Геннадия и Ларисы Ледях.

Создатели интерактивной программы – Liquid Theatre, лауреаты премии «Золотая маска»

 

 Людмила Зарубинская
Фотографии из архива Андрея Рогозина

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/