призвание

Пятнадцать красочных лет

Откровенное интервью художницы и галериста Любови Кореневой

Арт-клуб «Лето» объединяет более 200 художников и арт-мастерских со всей России, а также русских авторов, проживающих за рубежом — в Польше, Чехии, Франции, Израиле. Два юбилея совпадают у хозяйки «Лета» в этом году: радостный и печальный. 15 лет с начала деятельности клуба и галереи «Арт-Лето» и столько же — со смерти замечательного художника Владимира Коренева.

Арт-клуб Лето, Любовь Коренева, Владимир Коренев, Денис Октябрь, Дмитрий Ермолов, Александр Шандор, Елена Резаева, Татьяна Лукашевич

Любовь Коренева

Мы беседуем в мастерской, уставленной стеллажами с картинами. Она возникла на месте гаража в коттедже нашей героини. В окнах, как на витрине, любимые работы современников. За тканевой «ширмой» — еще стеллажи и еще картины, кричащие красками на разные голоса. Вверх по лестнице тоже картины. В доме они везде… Коллекция галереи — творческого объединения — проживает бурную активную жизнь. Картины путешествуют с выставки на выставку, часто останавливаются в Московском Фонде культуры, с которым связывает многолетняя дружба и «своя» атмосфера. Исторический памятник – особняк в центре столицы — заполнен особой энергией синтеза искусств от арт-клуба «Лето»: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и замечательные музыкально-поэтические вечера. Много совместных проектов с другими галереями состоялось за 15 лет: галерея «Аист», «Арс-Тея», галерея Вонга, «Гармония», студия «Мастер-класс», «Синяя птица», «Центр – М», «Арт-клуб галерея», Marany Art Gallery и др.

Расскажите, с чего все началось…

С того, что с нами жил брат мужа – художник Владимир Коренев, то пространство творчества, которое он создал, стало для нас родным. В 2015 году 15 лет как нет Володи. (Владимир Коренев — художник, нашедший собственное выражение, язык в живописи, при жизни был известен в основном как художник–оформитель, работал в издательстве «Высшая школа», в отделе иностранной литературы. Сегодня Владимир Коренев представлен в галереях Москвы, Пекина, Гонконга, США, Лондона. Работы автора находятся в частных коллекциях в России и за рубежом — ред.) За это время пройдено много выставок, публикаций, аукционов и персональных выставок.

Чем так необычно творчество Владимира Коренева?

Его картины загадочны — они же многомерны, голографичны… это целый лабиринт параллельных и пересекающихся миров с искаженными и фантастическими пространствами, с символикой и цитатами, с образами мифологии и религий мира.

А как вы попали в мир искусства?

Все началось с Коренева и Марии Никулиной. Она нас с дочкой (Наталья Коренева — арт-менеджер клуба) учила живописи. Мы садились по разные стороны мольберта и писали один и тот же сюжет. В конце занятия получались две совершенно разные работы. Цветовосприятие и «рука» у каждого своя. Но мне, в итоге, преподаватель сказала, что я слишком упряма для ученика и отправила … своим путем. И вот такое собирание информации у разных мастеров, которым я занимаюсь, рано или поздно очерчивает твой тоннель, который, может и кривой, но тебе в нем комфортно. И ты видишь  свет, к которому идешь. На самом деле, ты собираешь мировоззрение, свою религию, это не только цветочки и кисточки, это другой мир. Иногда мне кажется, что творческие люди – инопланетяне, которые стараются жить, как все земляне, но у них это редко получается. Азербайджанский художник Рахман Шихалиев говорил, если вы не знаете китайского, это же не значит, что он плохой, просто вы его не понимаете, вот и язык художника для кого-то может быть иностранным… А художник Вадим Белоусов изрек на выставке в ЦДХ: «Вот вы говорите — это что-то новенькое, непонятное, а ведь живопись тоже меняется со временем, вот вы на чем приехали? А! На Вольво, а почему не на кобыле?..».

Расскажите о вашей первой выставке …

Первые шаги были на непрофильных площадках, но с приглашением искусствоведов и журналистов. Первая большая была в «Рэдиссон» в картинной галерее (в то время мы снимали там помещения под свои проекты, перешедшие в наследство Kings Gallery — галерея «Бруно» там не так давно). Более 100 погонных метров стен организовано тремя авторами: Владимир Коренев, Мари Николь и Алексей Зайцев. И с этой выставки пришло предложение для Коренева о выставках на ВВЦ и в ЦДХ. Но наиболее полно о нем как масштабном авторе заявила галерея «Центр М» на ВВЦ. Потом уже — остальные: ЦДХ, Гостиный Двор, Манеж, информационный центр ООН на Арбате, государственные выставочные залы Москвы, выезд работ за рубеж на пленэры и консилиумы. Лондон — участие в международной ярмарке On the Wall, галереях Olimpic Grand Hall и LandMark Arts Centre (также экспонировались в библиотеках Лондона — в отделах русской литературы и джентльменских клубах). Одно из ярких впечатлений — о выставке в Манеже, которую нам помог оплатить владелец антикварного салона. Причем он со своими работами оплаченную часть зала не занял, но весьма поднял нам рейтинг своим соседством. Никак не мешал — ни советом, ни присутствием — «позиционируйте работы как свои» и лишь через некоторое время «очнулся» и уточнил у юриста, правильно ли он сделал, внеся аванс за всех — «так мы его закружили». Но мы и сами были в шоке от щедрости Александра Рафаэловича (Александр Лисица — владелец ювелирного салона «Вечные ценности» — ред.). А когда отгораживающая стена нашего, самого большого модуля, оказалась еще и выставочным пространством, плюс мольберты, да и работы директора проекта на противоположной стене оказались близки нашим, и мы добавили без стеснения красоты еще там, нашей радости не было границ. Тогда-то за ширмочкой-гобеленом в 12 часов ночи взорвались первые пробки от шампанского и завязались романтические диалоги между нашими художниками… А уж как фотографировались люди на фоне (и на самой) авторской дубовой мебели–скульптуре Потлова Володи -это отдельное кино. Даже господин Жириновский сделал здесь снимки на память. Еще были концерты оперных арий, скрипки, виолончели и экспрессия саксофона Сергея Летова! Особое место в наших проектах занимала коллекция Виолетты Литвиновой, это настоящее искрометное шоу креатива, Летта ушла к Богу, но она в нас навсегда. Виолетте я очень благодарна еще и за то, что как-то она сказала мне: «Что свои–то картинки под столом спрятала, доставай, все имеют право на творчество!»

Кто для вас авторитет в галерейном бизнесе, на которого можно равняться? Кто был вашим наставником?

Много ценного и полезного узнали от Марины Образцовой из галереи «Файн-Арт», она – яркий человек, знающий арт-рынок, активный участник международной арт-сцены. Очень помог опыт сотрудничества с «Галереей Вонга» из Гонконга. Господин Вонг — обладатель огромной коллекции картин наших авторов, только работ Владимира Коренева у него около 30. Каждый год к нам в гости приезжают арт-дилеры из Китая, Европы, США. Многие художники побывали с выставками в Китае, Гонконге, Сингапуре, Норвегии, Бельгии, Франции и других странах. Посольства часто принимают наши вернисажи у себя. Многие коллекционеры и почитатели живописи, известные бизнесмены, артисты, выдающиеся спортсмены имеют работы наших авторов. Среди них: Виктор Вексельберг, Владимир Гальперин, руководители крупных банков, Ирина Роднина, Александр Збруев, Галина Вишневская, Елена Образцова, Дмитрий Маликов, Татьяна Морозова, представители власти не только России, но и других стран, советник по культуре в Китае, депутаты и многие, многие… Пусть их жизнь будет украшена достойными картинами наших мастеров — современников, для нас это счастье!

А как вы определяете, что художник «ваш» и можно его добавлять «в коллекцию»?

По энергетике, цвету, стилю, восприятию мира в искусстве. Сначала приглашаем к сотрудничеству, участвуем в совместных проектах, рекомендуем новые площадки, многих нашли на выставках в ЦДХ, в интернете, многие сами нас нашли. Денис Октябрь и Вася Кукса из Барнаула, Габриэль Юон из Парижа, из Чехии – Игорь Адрианов, Алексей Теренин, художники-поэты из Израиля, неподражаемые прибалтийские мастера, группа акварелистов из Польши и творческие объединения из Подмосковья — такова «палитра»!

Подмосковье, наверное, подтягивается, благодаря вернисажам в котеджных поселках?

Есть такой опыт. И потом, у кого есть свое арт-пространство, часто практикуют обустройство в нем сессионной творческой мастерской для других художников — а это актуально, так как не все вещи сразу транспортировать можно — нужно дать краске подсохнуть. В гостях друг у друга художники делятся опытом, техниками, интересно развиваются профессиональные и личные отношения. Несколько человек стали работать в парах, есть у нас успешные супруги-коллеги, которые пишут картины вместе и даже совместно картины подписывают. А есть и семейные плеяды, которые удивительно гармоничны в творчестве и в семье: Татьяна Дерий и Филипп Кубарев, Дружины Константин и Лариса, несколько поколений Чепик и Елена Калашникова, ее сын, муж и отец мужа – художники, граждане России и Франции. Работы членов этой удивительной семьи находятся в соборах, музеях, фондах культуры по миру. Отец и сын Борис и Андрей Кноблок – заслуженные художники, гордость «Суриковки». Габриэль Юон, чье имя по-родственному связано с историей Константина Юона, почетный член Академии художеств России — участник многих проектов «Арт-Лета». Порошин Геннадий и его жена – художники, Николай Сачков и его семья, у Марины Никулиной ее дядя был художником. Преемственность традиций в семье, вкусы, знания обогащают творчество авторов.

Но есть кто-то, кого вы определяете в «хедлайнеров», представляющих клуб?

Есть у нас бриллианты современной нетленки: Владимир Солдаткин, Владимир Рябчиков и Лилиана Спик (тоже супруги), Валерий Ярославцев, Андрей Очнев, Илья Птичкин, Рахман Шихалиев. Я сегодня не представляю нас без авторских живописных исповедей этих людей. Каждая их работа – это событие!

Они настолько разные …

Общее у всех художников «Арт-лето» — тепло в душе. Они умеют любить творчество, близких, мир вокруг. Другого плана люди быстро отходили в сторону — что-то не пускало их к нам, «щетинилось» у нас внутри, а вот кто 15 лет с нами — они открылись в первые же дни. Потому что тепло от них и их картин — буквально чувствовалось кожей. Даже их грусть наполнена глубоким чувством и смыслом. Они обожают своих женщин — Владимир Рябчиков, Владимир Солдаткин, Константин Дмитриев — и умеют создать в доме атмосферу радости друг другу. И от их картин веет таким уютом, что чувствуешь буквально дыхание за плечом. Сначала мне казались какие-то приемы нарочито «коммерческими», «на зрителя», я относилась скептически. Но когда поживешь с этими вещами дома — обратно на выставку возвращать уже не захочешь, скажу так. Долго не могла понять, что люди находят в работах  Константина Дмитриева, но, прожив с его работами 15 лет, скажу, что человек с таким чувством юмора в живописи и необыкновенной легкостью, в творчестве совершенно не жадный, не может не запомниться. Хотя на каком-то этапе зритель для художника второстепенен.

Как это?

Произведение автора — маленькая исповедь. Как оценивать разговор с Богом, как сориентировать это на зрителя? Ты можешь сказать: «Фу», но я от этого другим не стану. Да, если мне важно будет достучаться до тебя — я буду искать ключи … Творческий человек всегда идет на шаг вперед — мозг или душа его так устроена, или это природа подкидывает в его в ладонях, чтобы он воздуха почище хлебнул, кто знает, как оно устроено… До сих пор к современному искусству критериев никто не создал. После того как работы скромного непрофессионального» художника из Люберец Жени Чубарова (без диплома), в которого мало кто верил, взлетели до 500 тыс. долларов за холст, и он ценой английского аукциона всех накрыл, никто объяснить его феномен толком не может. Да, движение в сторону Поллока. А Гарри Татинцян, который так удачно его отвез на Sotheby’s, говорит: «Достаю его работу — и снова рассматривать хочется. Перенасыщения не возникает». Вот, наверное, единственный критерий. Володя Солдаткин отметил, что Суриков-то «Суриковку» не заканчивал, чем заставил задуматься группу искусствоведов на эту тему.

А кто еще нравится «народу»?

Любят Владимира Рябчикова, Андрея Борисовича Кноблока, Владимира Солдаткина, Елену Резаеву, Владимира Пусовского,  Инессу Морозову (она, кстати, и дизайнер одежды), Дружиных (Ларису и Константина), Вадима Кравчука, Николая, Алексея и Александра Зайцевых, графику Станислава Никиреева, портреты Татьяны Дерий, гротеск Григория Лосева, символизм Сергея Лепешкина, сливочную пастозную живопись Бориса Проказова, Александра Куклиса, Дмитрия Анненкова с его гиперреалистичными работами. В них столько натурализма, глазунья у него «шипит»…

Арт-клуб Лето in4
Арт-клуб Лето in3
Арт-клуб Лето in2
Арт-клуб Лето in

А есть кто-то «недоступный» для вас?

Есть авторы из Питера очень любимые, но сотрудничество невозможно из-за эксклюзивных договоров с галереями мира, которые исключают выставки вне…

У вас были необычные случаи на выставках, с картинами?

Бывало, картины плакали. Причем свидетели думали, что это фокус и делается нарочно перед зрителем. Но это не так. Картины эти были уже достаточно стары, ни воду, ни масло краска отдавать не могла, то есть никакого не могу дать реального объяснения.
Такое было с работами художника Вадима Соколова, Александра Раженера. Картина Владимира Коренева «заплакала» в круглую дату со дня его рождения. Тогда как раз пришел почитатель его творчества — а на картине изображен роденовский «Мыслитель», глаз и в нем земной шар — и вот оттуда стекали капельки прозрачной жидкости. Работа Рахмана Шихалиева с изображением матери тоже «плакала». Бывало, что иностранные ценители живописи так были очарованы работами художников, что не могли сдержать слезы из-за невозможности вывезти их домой, не успевали оформить произведение на вывоз. Брали художников «в плен» домой, чтобы быстрее увидеть на стенах их работы, написанные прямо на стене, как фрески.

Расскажите о тенденциях в спросе на живопись.

Общение и сотрудничество с дизайнерами дало возможность проанализировать спрос на живопись, именно как украшение интерьера. Многие заказчики дизайна остановились на возможности использования жекле, печати на холсте, фото-графики авторской, но здесь надо быть осторожным, все с согласования автора, иначе неизбежен штраф, причем немаленький – за нарушение авторских прав. А техники поражают воображение, с объемом, с золочением, на стекле, на металле, шелке, одним словом – нанотехнологии.

Диалог со зрителем, как он складывается у галериста?

Если в тебе нет «шизы» — она не появится и у зрителя. Личность галериста должна быть акцентуирована на том творчестве, которое его занимает — только тогда он сможет донести что-то до зрителя. Если ты равнодушен — люди, которые тебе верят, будут равнодушны тоже. Такой лабиринт энергий. В работе порой забываешь, что держишь в руках двухметровую тяжелую картину в багете. Ночью вешаешь картины в Манеже, днем должен быть уже на приеме с прической — таблеточку баралгина и вперед. Даже конфликтов я не помню, хотя были утомлены … носились со всеми  художниками как муравьи в муравейнике и все друг другу помогали. Халявщиков не было — ночью, значит, ночью… Мы оформляли офис МЧС, офисы банков, рестораны, кафе, культурно-оздоровительные комплексы, бизнес-центры, гостиницы, дома в коттеджных поселках как образцы лучшего дизайна. Проводим художественные выезды-пленэры и консилиумы за рубежом. Арт-консилиумы для обмена опытом замечательно проходят в Армении, Черногории, Израиле, Франции, Италии. Часто художники сами организуют эти пространства, мастерские свободного творчества, как Вячеслав Короленков, у него особенный дар и характер, яркая личность, мастер и владелец собственной студии живописи. Есть и другие яркие имена из области педагогики творчества.

Ваша готовящаяся выставка в Лондоне — продолжение идеи арт-консилиумов?

Наш стенд в Landmark Arts Centre курирует человек, живущий с семьей за углом того дворца, где мы выставляемся. Елена Горст – организатор многих проектов в Лондоне – наш куратор, помощник и подруга. У нас нет иллюзий, сейчас — не совсем время покупок. Нынешнее время разговоров. Но популяризировать своих ребят, помочь им выйти на другую площадку, задать динамику — почему нет. Даже неуспех на выставке может дать художнику такой «толчок в спину». Так что участвовать надо. Не можем не показать очарование работ таких художников как: Денис Октябрь, Дмитрий Ермолов, Александр Шандор, Елена Резаева, Татьяна Лукашевич, показать, почувствовать отклик зрителя, порадоваться новой творческой атмосфере, да и встретиться с любимым знакомым городом на Темзе.

Поделитесь своим профессиональным секретом.

Секрет — в акценте. Если нет акцента на выставке, зовущей, цепляющей линии, формы, фишки, нерва, вся экспозиция останется «ровненькой» и не произведет впечатления. Даже победа отдельной работы не может считаться победой организатора выставки. Должен быть «фонарик» — то есть «ударная» работа может быть другая, но «подсветку» ей делает именно «фонарик» — и это может быть  неоформленный косматый холст со странным сюжетом, дыра в холсте – как элемент композиции, живопись вопреки всем канонам и правилам где-то на мольберте. Чем необычнее ваш акцент — тем более вы «повелитель зала». А вообще по самому честному все дело в глубине души живописцев, чем ярче личность, тем ярче картина, тем ярче от нее впечатление. Наши друзья – художники – наше богатство и тайны!

Алена Михайлова
Фото из архива героя

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/