16 сентября в галерее актуального искусства RuArts стартует персональная выставка художницы Татьяны Подмарковой, Lazarus, на которой будет представлена живопись и видео.
Принцип художницы – создавать изображения, актуальные во все времена. Поэтому на ее работах человеческое тело отражается в рамках классической эстетики. Классика для нее – как стройный и четкий антипод раздробленности современного мира. Это своего рода способ упорядочить его хаос. Искусство как способ побега из реальности, устойчивая форма эскапизма. Кажущаяся холодность и отстраненность сюжетов скрывает за собой бескрайнюю внутреннюю драму. Образы, созданные Подмарковой, не несут на себе печать времени – ни одежды, ни аксессуаров, ни предметов быта. Обнаженная натура неизменна на фоне веков.
Интерес современного искусства к классической эстетике появляется и угасает в разные исторические периоды. LAZARUS продолжает намеченные в предыдущих проектах автора живописные поиски признаков утраченной гармонии старых мастеров. Глянцевую поверхность лакированных холстов предшествующего этапа на этот раз заменяет перемотанная бинтами фактура новых полотен. Всё тело выставки становится одной хрупкой материей, соприкосновение с которой ведет либо к разрушению, либо к воскрешению. Согласно Евангелию от Иоанна, Лазарь из Вифании, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», на четвертый день после захоронения был воскрешен молитвами Христа. Канонический сюжет христианского наследия – воскрешение – тщательно проработан западной культурой: от фресок Джотто и картин Ван Гога до романов Достоевского и Толстого и современного голливудского кинематографа. В современном мире вечная жизнь снова видится достижимой, но теперь не в духовном перерождении, а с помощью научных открытий.
Для Татьяны Подмарковой проект LAZARUS скорее символизирует актуализацию искусства живописи. Однако, если Малевич, называя «Лазарем» старое искусство, писал, что «сколько ни воскрешали труп, труп трупом и останется», работы Татьяны говорят о том, что старое искусство «трупом» совсем не является. Живопись не закончилась. Современность переполнена, как справедливо замечает философ Борис Гройс, общими установками эсхатологическо-апокалиптического типа. Человек сегодня настолько готов к концу любого явления, от бытового до глобального, что часто живет лишь ожиданиями завершения. Наша эпоха характеризуется приставкой «пост»: постмодернизм, посткапитализм, постсовременность. В том числе и живопись, предполагается, закончилась уже более ста лет назад. Однако есть весомые аргументы возвращения к ней: бескомпромиссная тактильность на фоне глобальной виртуализации жизни.
Татьяна Подмаркова. Из серии LAZARUS. 2015 г.Работа с материей живописи дает возможность непосредственно соприкоснуться с плотью искусства. Тем не менее, поддавшись всепроникающей виртуальной реальности, в новый проект художник включает и видео. Взгляд через камеру отображает вечные проблемы цвета, формы и композиции в другом измерении, возрождая классические эстетические задачи в цифровом формате. На монументальных проекциях предстает обобщенная картина мира, где тело человека окружено осыпающимся особняком планеты Земля. Две трактовки одной видеокомпозиции предлагают либо непрекращающееся давление материального, либо самостоятельное освобождение от него. Подобно натюрмортам vanitas, ветхие стены роскошных интерьеров говорят нам: помни о смерти. Имеющее хронометраж, но статичное видеоизображение подчеркивает эластичные свойства времени: оно может растягиваться и сжиматься в зависимости от восприятия. Так ли далеки мы от «старого искусства» в космическом масштабе?
Выставка продлится с 16 сентября по 6 октября.
Галерея RuArts
1-й Зачатьевский переулок, 10.
Фото: галерея RuArts
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Театр «Модерн» — притча о людях-автомобилях
17 декабря и 7 января на сцене театра «Модерн» состоятся показы спектакля «Кладбище понтов» – режиссер Юрий Грымов посвятил постановку...
-
«Третье ухо» на финишной прямой
В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...
-
Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона
Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.