мастер

В этой жизни я мог стать только художником

Он был портовым грузчиком, ходил на яхте, прошел под парусом Баренцево и Белое море. 31 января ему исполнилось 65 лет, а в галерее ArtStory открылась его персональная выставка. Дмитрий Иконников рассказал Eclectic о творчестве, любимых художниках и поэтах, черной полосе в жизни.

Накануне своей юбилейной выставки «Полет в восходящем потоке», которая открылась в галерее ARTSTORY,  Дмитрий Иконников рассказал ECLECTIC о творчестве, любимых художниках и поэтах, черной полосе и «Черном квадрате»,  о нелюбви к математике и любви к жизни во всех ее проявлениях. И напоил нас честным кофе.

Дмитрий, что представлено на вашей выставке?

Такая достаточно большая ретроспектива, работы разных лет. Несколько ранних сохранившихся работ, которые я написал в 16-17 лет. Какие-то картины я написал специально к этой выставке. Всего отправляю около 100 картин и ещё 50 листов графики.
Я даже не ожидал, что так будет.

Удастся увидеть историю становления личности художника.

Можно собрать реальную экспозицию. Не выбирая – плохо, хорошо.
С Михаилом Давидовичем Опенгеймом, владельцем галереи, мы знакомы давно. Он покупает мои картины. А потом мы обсудили возможность сделать мою выставку к 65-летию. Может это будет моя последняя  выставка.

Что-то вы пессимистично настроены.

У меня сейчас плохая полоса в жизни. Я реально смотрю на жизнь, это не понты. Последние 15 дней у меня очень плохая жизнь. Моя жена в эти дни потеряла зрение. Она была красавица. Помогала мне делать книгу, настоящий мой друг. И вдруг теряет зрение. Мы сейчас бегаем по всем врачам, начиная от клиники Федорова до госпиталя Бурденко. Но она обязательно будет на этой выставке.
Все произошло с женой так резко без всяких предпосылок. Как, впрочем, и со мной последние 3 года. Кто мог подумать, что мне надо ставить клапан? Стал падать в обморок. Обратился к врачу. И срочная операция. А ведь я мог все! Я был классный мужик. Мог оторвать голову любому. Занимался каратэ, отлично плавал…
У нас с женой был замечательный тандем. Я пишу картины, а она всем остальным занимается. А теперь всем занимаюсь я и бытовыми вопросами в том числе. Это другая жизнь…


Дмитрий Иконников
Родился 31 января 1952 года в Мурманске.После окончания средней школы, работал художником-исполнителем в монументальном цехе Московского областного комбината художественных работ. В 1972-1976 – учился в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на художественно-графическом факультете. В 1981 – окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Иконников является автором иллюстраций к книгам П.Бажова «Чугунная бабушка», Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», В.Шукшина «Охота жить», А.Афанасьева «Не любо – не слушай». Член Международного художественного фонда и Союза художников России. Член-корреспондент Российской Академии Художеств. Принял участие более чем в 150 выставках в стране и за рубежом, среди них 24 персональных. Произведения Дмитрия Иконникова находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Национальной галереи «Корея» (Сеул, Южная Корея), Национальном музее современного искусства (Астана, Казахстан), в частных коллекциях России, Швеции, Германии, Дании, Ирландии, США, Японии, Южной Кореи, Италии, Франции.


Без прозы жизни тоже нельзя. У вас есть главное дело – вы занимаетесь творчеством.

Это большое несчастье для всех, если человек занимается творчеством. Я у всех отнимаю время и еще много чего забираю.

А даете сколько?

Столько, сколько могу.

Как вообще вы стали художником? С детства мечтали, или кто-то вас вдохновил?

Я об этом написал в книге, которая будет на выставке. В этой жизни я мог стать только художником. В другой жизни может быть кем-то еще.

С чего вы все-таки начали рисовать?

Просто я больше ничего не умел. Рисовал я с детства. В школе учился достаточно плохо. По гуманитарным предметам у меня было все замечательно, а с математикой были большие проблемы. В старших классах преподаватель математики отнесся ко мне с пониманием. Он сказал, ты рисуй, а математику за тебя решат другие, тебе это не надо.

А есть у вас картина, которая вам особенно дорога?

Конечно, есть и не одна. Я не продаю очень много работ. Они в коллекции моей жены.

Есть ли художники российские, русские, зарубежные, которые вас вдохновляют, творчество которых вам близко?

Знаете, в 65 лет об этом сложно говорить. Были люди, которые были для меня богами, русские и зарубежные. Я всегда балдел от Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, когда-то и Фальк мне был интересен (сейчас не настолько). Очень любил Сезанна и Пикассо невероятно. Самый лучший художник в этом мире это Веласкес, он — просто гений. Может быть еще только Андрей Рублев, но Веласкес покруче! Восхищают художники 13-14 века и русские, и европейские — совершенно фантастические люди эпохи Возрождения. Это искусство проходит с другого бока. Я был во Флоренции. Это великолепные фресковые рисунки Пинтуриккио и других художников того времени, которые мне до сих пор очень интересны.

Я читала ваше интервью, в котором вы достаточно резко отзывались о представителях современного искусства.

Современное искусство разное. Я очень люблю Наталью Нестерову, нежнейшее отношение к Ольге Булгаковой и Александру Ситникову. Эта компания мне на самом деле очень приятна. Питерские художники Александр Кондуров, Латиф Казбеков… Их на самом деле немного – 25-30 человек. Для меня они являются художниками на все времена. Это ребята честные. Честная работа – очень тяжелая. Есть талантливые люди и, наверное, очень профессиональные, которые мне не интересны вообще. Потому что искусство – это даже не форма. У художника есть некоторое представление внутри, которое связано с «хлебом», с тем, что нужно писать, чтобы заработать. А есть внутреннее содержание. Картинки могут быть разные, но что вкладывается в них?

А поп-арт, стрит-арт вам не близки?

Нет плохого и хорошего искусства. Есть хорошие и плохие художники. Такие есть в любом направлении искусства. Это его идея жизни, восприятие, его мир. Направление на самом деле не важно, главное, какой ты художник. Можно заниматься чистым фигуративом и быть очень хорошим художником и очень плохим. Можно заниматься абстракцией и быть очень хорошим художником и очень плохим.
Для меня все очень просто. Мне не надо думать об этом. Я просто смотрю на картину и сразу вижу – он хороший художник или плохой. Я все картинки читаю как открытую книгу, поэтому мне не надо думать.

А как вам творчество прерафаэлитов???

Они очень неплохие  ребята, правда, а есть еще и очень-очень неплохие ребята – импрессионисты. Один из лучших – это Дега и, конечно Сезанн – самый мыслящий человек.

Дега терял зрение и продолжал рисовать балерин. Он был очень состоятельный человек и мог себе это позволить…

Не в этом дело. Некоторые состоятельные люди пишут картины и печатают стихи и думают, что это хорошо. Это неправда. Хорошие стихи от плохих всегда можно отличить. Возьмите Ахматову — это настоящее. Посмотрите работы французского скульптора Антуана Бурделя, и вы узнаете, что это такое.
Для меня есть абсолютные вещи. У меня есть свое отношение к форме, пространству, ко всему, что делаешь. И это служит неким критерием для жизни.

Когда вам было легче писать, когда были молодым художником или сейчас?

Одинаково тяжело. В этом процессе много затрат самого себя. На самом деле это всегда очень большая работа. Просто мы к ней относимся по-разному. Ты об этом не знаешь, когда ты начинаешь или заканчиваешь картину, можешь думать о том плохо или хорошо, то, что ты сделал. Во время процесса тебя как бы нет, просто есть некое поле, в котором ты действуешь. Мыслей нет. Как только задумаешься – будет непорядок. Я не могу сказать: «Я чудесно написал». Ты должен придумать какую-то историю и потом «вытащить» это на холст. Когда ты работаешь, этого не замечаешь. Есть только «до» и «после». А потом ты уже думаешь, а что я сделал?
Повторяю, это большой труд. На три щелчка ничего не сделаешь. Всему надо сначала много учиться и много вложить в свой конечный результат.

Вам никто не говорил, что некоторые ваши работы по стилистике и атмосфере вызывают ассоциации с художником-мультипликатором Юрием Норштейном?

Нет, никто не говорил, и  никогда об этом не думал. Это неожиданно для меня. Я с ним хорошо знаком. Всегда его любил и очень хорошо отношусь к нему как к художнику и к его жене Франческе Ярбусовой, тоже очень талантливой художнице. Они с ним работают в творческом тандеме.

Во все времена были произведения художников, которые не вписывались в общепринятые стандарты, вызывали споры, а потом признавались шедеврами, как «Черный квадрат» Малевича.

Вообще «Черный квадрат» Малевича – это отдельная форма жизни, это про другое. Это форма изложения истины. Это к искусству не имеет отношения, это манифест. Манифест про жизнь – он так решил. Эта вещь не обсуждается с точки зрения творчества, а только с позиций философии. Это декларация, его кредо. Нравится-не нравится – все равно. Это не Пинтуриккио. Эта картина не имеет отношения к тому, чем я занимаюсь.

На вашей выставке будут также представлены ваши стихи. Давно вы их пишите? О чем они?

Я пишу и делаю только о том, что я проживаю в жизни. Придумывать картинку я умею легко, это вещь несложная. Можно придумать заумную вещь со сложным формообразованием, которая будет никому непонятна. Я это давно прошел. В 18-20 лет я занимался всяким заумным творчеством. У меня были тогда в фаворе такие ребята, как Сикейрос, Ороско, Дали мне тогда нравился. Мне это сейчас не интересно. Интересна сама жизнь – я это точно знаю. Из жизни можно взять абсолютно все. Я по-настоящему люблю этот мир! Люблю красивых женщин, хорошие напитки, хорошие сигареты. В жизни так много всего интересного для меня.

Выставка открывается в юбилейную для вас дату – 65-летие. Это определенный рубеж в жизни и творчестве. Можете назвать какие-то ключевые события или поворотные моменты в своей жизни.

В 2014 году мне поставили сердечный клапан. Потом у меня случился инсульт. Я не мог говорить, двигаться. Я думал, что уже никогда не смогу рисовать и вообще нормально жить. Понимаете мое состояние? Но жена меня выходила и поставила на ноги. Остались проблемы с памятью, я стал плохо говорить. Попробовал писать – рука работает как автомат. И я стал работать. Было очень тяжело. Без памяти художнику очень плохо работать. Ваш багаж памяти содержит очень много всего, начиная от истории искусств и жизни, которую я прожил. Без этого багажа, как вы будете работать и писать картины? Невозможно. Мне надо было что-то сделать. Я начал делать вещи про себя и про то, как это есть. И они стали получаться. И потом уже, наверное, в 2015 году я решил, что мне нужна какая-то история про жизнь. И я подумал, смогу ли я еще раз сделать одну последнюю выставку?  Это дало мне толчок, стимул. Я сказал себе, что смогу это сделать. И стал работать. И с 2016 года я понял, что все получится точно. Мне поможет моя любимая жена. И я ее написал. Татьяна помогла сделать книгу.  Без этой  истории, может быть, и не было этой выставки. Но это сделано! Это меня вдохновляет. Это может быть будет для моих друзей. Я хочу, чтобы люди знали, как я жил и какая это правда: не красиво и не плохо — неважно, а так, как есть. И в этом заключается для меня очень важная вещь.

А какой ваш любимый поэт?

Бродский, Саша Калашников, которого сейчас уже нет. Ахматова, Наум Олев (на его стихи написано много песен). Хороших поэтов я люблю.

Книжка любимая или персонаж?

Много лет, начиная с 14-ти, настольной книгой была «Мастер и Маргарита», неоднократно перечитывал. Когда-то очень любил Джека Лондона. Астафьев, конечно. В свое время просто балдел от Стругацких. В 18 лет прочитал всего Брэдбери. А сейчас после болезни, к сожалению,  вообще ничего читать не могу. Раньше с удовольствием читал Пелевина, а теперь перестал нравиться. И, конечно же, Ремарк и Хемингуэй. Обожаю Сергея Довлатова, читаешь его книги и понимаешь о чем это. Я знал, что его талант со временем оценят по достоинству, и оказался прав.

Как вы относитесь к музыке?

К хорошей музыке отлично отношусь. Начиная от барокко, Бах, Моцарт, Led Zeppelin, Pink Floyd и даже группы «Алиса» и «ДДТ».

А вы пишете картины под музыку?

Конечно.

Дмитрий, вы фартовый человек? Я имею в виду пижонскую татуировку, прикид и вообще ваш стиль жизни. Вы внешне чем-то напоминаете такого бывалого моряка.

Наверное, это правда. На моем теле много изъянов. Я был портовым грузчиком, ходил на яхте, прошел под парусом Баренцево и Белое море. Я встречался с нехорошими людьми. Я фартовый человек, потому что я дожил до 65 лет. Никто меня не убил, а причин к тому было много. Наверное, для моих современников я фартовый человек: такую выставку делать в хорошей галерее, с новой книжкой – это все не просто так. 

В завершении нашей приятной беседы хотим сказать, что очень рады знакомству с вами. Не сомневаемся, что ваша юбилейная выставка пройдет на высоте. Желаем, чтобы вы всегда были в восходящем потоке! До встречи на выставке.

Беседовали Людмила Зарубинская, Елена Новикова
Фото: Елена Новикова; из архива художника

[fb-like-button]

Поделиться:

Добавить комментарий

афиша
новости

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Большой Московский цирки станет интерактивным и технологичным

Эдгард Запашный прокомментировал грядущую реконструкцию здания Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.

В Московский зоопарк привезли детеныша малайского медведя

У мишки черный окрас, на груди — большое белое или рыжее пятно в виде подковы, напоминающее по форме и цвету восходящее солнце.

«Форс в мажоре» в театре «Русская песня»

Премьера самой многообещающей комедии года стартует на сцене Театра «Русская песня». Накануне первого показа 17 сентября прошла пресс-конференция в Hotel...

Лето в Подмосковье. Путешествие к Достоевскому

В июле в Зарайске впервые состоялся фестиваль-путешествие «Достоевский». Семья Достоевского жила под Зарайском, в усадьбе Даровое, и здесь, по воспоминаниям...

ВКОНТАКТЕ

Афиша

Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи

Галерея ARTSTORY представляет выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лёни и Серёжи». Выставка объединяет двух, на первый взгляд, разных, но...

«Третье ухо» на финишной прямой

В Центре современного искусства AZ/ART вышла на финишную прямую выставка «Третье ухо». Куратор, искусствовед Александр Дашевский представил проект о том,...

Пять вечеров в Театре Пушкина

28 октября в филиале Московского драматического театра имени А.С. Пушкина состоится первый вечер из цикла «Пять вечеров в Театре Пушкина»....

«Щелкунчик. Королевство летучих мышей»: новое прочтение классики

Масштабное шоу пройдет на сцене «ЦСКА Арены». При подготовке постановки создатели вдохновлялись культовыми работами Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством», «Алиса...

Театр Пушкина: открытие 75 юбилейного сезона

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл 75 юбилейный сезон и провел традиционный сбор труппы на основной сцене театра. Художественный...

Журнал Eclectic Адрес:
Алтуфьевское шоссе, д. 100, офис 1, Москва, Россия.
Телефон: +7 (499) 909-99-99 Email: web@aaph.ru Сайт: http://eclectic-magazine.ru/